Как вы видите, существует много способов сделать ошибку. Поэтому в неправильных делениях часто встречается сразу много ошибок.
Дл
я начала давайте проанализируем одно высказывание известного польского писателя Станислава Ежи Леца.
Оно гласит следующее: «Людей можно делить по-разному! Это известно всем. Можно на людей и нелюдей. И сказал удивленный палач: «А я Делю их на головы и туловища».
Анализ начнем, естественно, с конца. Эффект от фразы палача имеет логическое происхождение. Мы ожидаем, что палач будет делить людей логически, т.е. по какому-либо признаку. А он вместо этого предлагает нам физическое деление, поскольку в этом слу
чае целый предмет (человек), правда пока что мысленно, делится на части (голову и туловище).
Первый вид деления (на людей и нелюдей) удивляет нас по другой причине. Оказывается, мы ожидаем не только логического деления, но более того: правильного логического деления. Мы ожид
аем, что предлагаемое нам деление будет удовлетворять требованию соразмерности. Нам же предлагают совершенно невозможное с логической точки зрения деление (на людей и нелюдей). Это пример логической ошибки «обширное деление», поскольку объ
единение объ
емов членов деления явно превышает объ
ем делимого понятия.
Еще одно деление мы встречаем у знаменитого писателя Гилберта
Кита Честертона:
«Грубо говоря, в миру есть три типа людей. Первый тип — это люди; их больше всего, и, в сущности, они лучше всех... Второй тип назовем из вежливости «поэты». Они большей частью сущее наказание для родных и благословение для человечества. Третий же тип — интеллектуалы; иногда их называют мыслящими людьми. Они истинное и жесточайшее проклятие и для своих, и для чужих. Конечно, бывают и промежуточные случаи, как во всякой классификации... Но в основном люди делятся именно так».
Каждый, кто читал эссе Честертона «Три типа людей», понимает, что такое деление людей необходимо Честертону
для защиты обычных людей от «мыслящих». Почему это деление неожиданно и даже парадоксально? Потому что мы ожидаем, что оно выполняет правило исключения, но в таком случае если в первую категорию попадают люди, то по этому правот
у второй и третий тип не должны включать в себя людей. Но мы-то знаем, что поэты и интеллектуалы, что бы мы о них ни думали, также являются людьми. Следовательно, правило исключения нарушено. Именно от этого столкновения нашего бессознательного ожи
дания выполнения правила исключения и явного его нарушения возникает парадоксальность деления, которой так умело пользуется Честертон
для своих целей.
Приведенные примеры делений еще раз подтверждают наш тезис, согласно которому логика, как мольеровская
«проза», живет в наших душах. Мы инстинктивно ожидаем выполнения логических правил, даже не подозревая о них. Однако, не будучи осознаны, эти правила могут быть, во-первых, не полными, а, во-вторых, могут применяться неправильно. Логика дает нам полный систематический набор таких правил рассуждений и обращения с элементами рассуждений, а логические упражнения позволяют нам развить способность успешно применять эти правила.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Последовательность суждения
Содержание Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6 Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 10 Список литературы Задача 1 Сопоставить каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий.
Логика
Простой категорический силлогизм, его структура и правила. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Логические отношения. Операции деления и расчленения. Отношения между понятиями. Атрибутивные, релятивные, экзистенциальные суждения.
Логическая характеристика понятия "Трудовые споры"
Формулировки понятия "трудовые споры". Содержание и объем данного понятия, логическая характеристика. Понятия, которые находятся с исходным в отношениях равнозначности, пересечения, противоречия или противоположности. Обобщение и ограничение понятия.
Термоядерная энергия
Посмотрев на таблицу Менделеева, мы видим, что она начинается водородом, а кончается ураном. Начинается с легких элементов, кончается тяжелыми. Есть еще другой способ освобождения и использования внутриядерной энергии. Этот путь основан на преобразовании ядер легких элементов, расположенных в начале таблицы Менделеева.
Развитие абстрактного мышления в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1. Методы оценки мышления у подростков. При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку.
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
Теорема Наполеона
Эту красивую теорему приписывают известному великому полководцу и государственному деятелю Наполеону Бонапарту. С учетом того, что Наполеон был артиллеристом, неудивительно, что он увлекался геометрией.
Теорема Безу
Этьен Безу французский математик, член Парижской Академии Наук( с 1758 года ), родился в Немуре 31 марта 1730 года и умер 27 сентября 1783 года. С 1763 года Безу преподавал математику в училище гардемаринов, а с 1768 года и в королевском артиллерийском корпусе.
Деление двоичных чисел
Если умножение выполняется путем многократных сдвигов и сложений, то деление, будучи операцией обратной умножению,— путем многократных сдвигов и вычитаний.
Вариант билетов по логике
примерный перечень экзаменационных вопросов ЛОГИКА Объясните этимологию (происхождение) названия логической науки. Назовите два смысловых значения, в которых используется слово «логика».
Задачи по Логике 2
Задача 1 Дайте полную логическую характеристику понятиям: западная граница России; справедливость; молчание. Западная граница России (единичное, непустое, утвердительное, конкретное, относительное).
Вариант билетов по логике
примерный перечень экзаменационных вопросов ЛОГИКА Объясните этимологию (происхождение) названия логической науки. Назовите два смысловых значения, в которых используется слово «логика».
Толстые и тонкие по Гоголю
Я считаю, что в делении на толстых и тонких, первично не то, какое положение в обществе занимает человек (это лишь следствие), а то, какое место он сам себе в нём отводит. Кто ищет, тот всегда найдёт.
Всесоюзные конференции АН СССР по ядерной физике
Всесоюзные конференции АН СССР по ядерной физике — научные мероприятия союзного уровня, посвящённые вопросам атомной физики, целью их проведения была координация работ между научными центрами. В работе также принимали участие исследователи, из других смежных дисциплинах, таких как геохимия, физическая химия, неорганическая химия и др.
Вторая Армения
Не следует путать с Второй армянской республикой (Армянской ССР). Вторая Армения — область в исторической Армении. В разные времена под Второй Арменией понимались различные территории:
Свежий взгляд на преступление Раскольникова
Раскольников совершил страшное преступление, и в качестве своего оправдания вывел теорию о глобальном делении человечества на так называемых "великих мира сего" и "дрожащих тварей". Тем самым совершил двойное падение.
Правовое государство понятие и черты
Содержание 1. Используя различные словари, дать четыре различных определение понятия с указанием источников 2. Самостоятельно сформулировать два определения понятия
Способы исправления ошибок в учетных регистрах
Бухгалтерские ошибки, допущенные при составлении документов и оформлении учетных регистров, могут быть результатом небрежности, усталости, сбоя в работе вычислительной техники, Они формируют состав непреднамеренных действий исполнителей. Характер ошибок определяет неправильно составленная корреспонденция счетов, описки в цифрах, подсчете итогов.
Вегетативное размножение
Вегетативное размножение невозможно без регенерации, то есть способности организма возрождать себя из части. В лаборатории растение можно вырастить из любой единицы клетки, чем и пользуются при необходимости.
Виды межпредметных связей в обучении биологии
Совокупность функций м/п связей реализуется в проц.обуч-я при осущ-и многообразия их видов. Различают 2 гр. м/п связей: 1) внутрицикловые ( физ., хим., биол., географ.) 2) межцикловые ( связь с гумм.предметами – ист., лит-ра, физ-ра). Виды м/п связей дел-ся на гр., исходя из осн. комп-ов обучения: содержание, методы, формы орг.уч.процесса. 1. содержательно- информативный 2.
Дицген Йосиф
Дицген Иосиф (1828-1888), немецкий рабочий-кожевник, философ, самостоятельно пришедший к идее материалистической диалектики.