Определение — логическая операция, раскрывающая основное
содержание понятия путем перечисления входящих в него простых признаков.
Пример:
Республика — форма правления, при которой все высшие органы
государственной власти либо избираются всеобщим голосованием, либо формируются
общенациональными представительными учреждениями.
Пример. Он широко известен из старого еще античного анекдота,
героями которого были Платон и Диоген Синопский.
Однажды Платон, бывший основателем первой в истории Академии и тем самым первым академиком, на одном из
занятий дал такое определение человека:
Человек — это животное двуногое и бесперое.
Что сделал Платон? Он перечислил признаки, которые по его
мнению, позволяли отличить человека от всех остальных животных. Действительно,
среди двуногих животных бесперым является только человек. Первой задачей
понятия является отличение объектов данного множества от всех остальных объектов.
Определение Платона это требование выполняет. Однако, как мы помним, понятие
выполняет и другую задачу: сообщить некоторую информацию о сущности предмета.
Выполняет ли определение Платона эту задачу? Ответ очевиден: конечно, нет! Это
объясняет, почему определение Платона кажется нам забавным. Комический эффект
связан с тем, что в душе мы ожидаем от определений понятии решения обеих этих задач.
Мы ожидаем, что любое определение:
1) отличит предметы, входящие в объем данного понятия, от всех
остальных предметов;
2) раскроет нам сущность предмета.
Платоновское определение человека решает первую задачу, но
явно, открыто не решает второй задачи. Определение обманывает наши ожидания.
Таким образом, эта история показывает нам, что задачи, которые
должно решать определение, живут в нашей душе.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
studentu
Другие работы по теме:
Виды совместимости понятий
Теория отношений между понятиями. Классификация пар понятий, находящихся в отношении несовместимости. Отношение противоречия.
Последовательность суждения
Содержание Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6 Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 10 Список литературы Задача 1 Сопоставить каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий.
Принципы логического мышления
1) Закон тождества. Мысль должна оставаться тождественной в процессе рассуждения 2) Закон (не) противоречия. Нельзя допускать мысли, которые исключают друг друга. Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно. 3) Закон исключенного третьего: Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно, а другое — ложно. 4) Закон достаточного основания.
«Бритва Оккама»
Методологический принцип, сформулированный средневековым англ. философом и логиком У. Оккамом и требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте.
Операционализм
Операционализм, операциональный эмпиризм, философская концепция операциональной перестройки языка науки. Операционализм возник в связи с важнейшими открытиями в физике в начале 20 в., поставившими вопросы о природе физических понятий.
Основы логики
Представление отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Выполнение операций обобщения и ограничения терминов. Установление определения и деления представленных высказываний. Способы обращения, превращения и противопоставления предикату.
Отношения между понятиями
Связь между двумя понятиями по содержанию. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости; соподчинение, противоположность, противоречие.
Эпистемическая логика
В качестве эффективного инструмента реконструкции и анализа теоретико-познавательных контекстов и проблем обычно используется особый вид интенсиональной логики – эпистемическая логика.
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
Развитие абстрактного мышления в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1. Методы оценки мышления у подростков. При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку.
План урока по психологии
Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии Онищука В.А.) Цель: Дать представление о понятии ощущении как первой ступени
«Здоровый образ жизни»
Социальное значение профессиональной деятельности по оздоровительной физической культуре. Система знаний, навыков и умений, необходимых для специалиста по фот
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
Учебно-исполнительский анализ хоровой партитуры
Историко-стилистический анализ: знакомство с конкретными общественно-историческими условиями, в которых протекала жизнь и деятельность композитора и поэта, формировались их эстетические взгляды, характеристика основных черт творчества поэта и композитора, типичные черты хорового письма композитора.
Теория вектора
Содержание: 1. Что такое вектор? 2. Сложение векторов. 3. Равенство векторов. 4. Скалярное произведение двух векторов и его свойства. 5. Свойства операций над векторами.
Маркетинговое исследование как системное понятие
Маркетинговое исследование как системное понятие Ф. Котлер: «Маркетинговые исследования – это систематический сбор и объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к проведению, потребностям, отношениям, мнениям и мотивациям и т.д. отдельных личностей, предприятий, государственных учреждений в контексте их предпринимательской, экономической, общественной, каждодневной деятельности».
Задачи по Логике 2
Задача 1 Дайте полную логическую характеристику понятиям: западная граница России; справедливость; молчание. Западная граница России (единичное, непустое, утвердительное, конкретное, относительное).
Различие в понятиях "интеллигнт" и "интеллект"
Основным отличием этих понятий мне представляется то, что для интеллигента обязательно профессионально заниматься умственным трудом, в то время как интеллектуал может зарабатывать себе на жизнь иначе.
Небесный мандат
(天命, Tiānmмng) - одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу, 11 в. до н.э. Примерно через сто лет (правление Му Вана, 976-922) в Чжоу получает широкое распространение термин "Сын Неба" (天子), используемый по отношению к правящему представителю дома-держателя Мандата.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Человек, природа, общество
ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Виды межпредметных связей в обучении биологии
Совокупность функций м/п связей реализуется в проц.обуч-я при осущ-и многообразия их видов. Различают 2 гр. м/п связей: 1) внутрицикловые ( физ., хим., биол., географ.) 2) межцикловые ( связь с гумм.предметами – ист., лит-ра, физ-ра). Виды м/п связей дел-ся на гр., исходя из осн. комп-ов обучения: содержание, методы, формы орг.уч.процесса. 1. содержательно- информативный 2.