Финансовый рынок и реальный сектор
Роль рынка негосударственных ценных бумаг в решении задач структурной перестройки российской экономики может быть весьма существенна. Однако эффективное использование его механизмов потребует дополнительных усилий.
Прежде всего необходимо повышение мотивации вложений инвесторов в ценные бумаги. Для этого потенциальные инвесторы должны иметь:
- гарантии сохранности своих инвестиций;
- максимально полную информацию об эмитентах ценных бумаг;
- налоговые льготы на инвестиции в ценные бумаги (при первичном их размещении), механизм налогообложения прибылей (но не убытков) от работы на данном рынке, стимулирующий активность инвесторов;
- достаточный набор инструментов для работы на рынке ценных бумаг;
- отлаженную инфраструктуру фондового рынка.
Особое внимание целесообразно обратить на "мелкого инвестора". Громадный инвестиционный потенциал, составляющий в целом по России величину порядка 30-50 млрд. долл. США, сосредоточен в руках населения. Именно на привлечение этих средств необходимо ориентировать предприятия-эмитенты. Положительный опыт работы в этом направлении уже есть. В Москве созданы и успешно работают с частными инвесторами два фондовых центра (магазина).
Чтобы "развернуть" финансовый рынок лицом к реальному сектору экономики, необходимо предпринять комплекс мер, стимулирующих обращение предприятий-эмитентов к фондовому рынку для изыскания финансовых ресурсов и привлечения средств инвесторов. При этом надо исходить из того, что чисто спекулятивный период на рынке ценных бумаг закончился. Инвесторов в гораздо большей степени, чем прежде, будут интересовать возможности получения дивидендов и прочих видов доходов от имеющихся у них корпоративных ценных бумаг, а следовательно текущие и перспективные показатели работы предприятий.
Предполагаемые меры, способствующие росту заинтересованности предприятий в выходе на фондовый рынок, должны предусматривать:
- реструктуризацию предприятий на основе Закона о банкротстве;
- законодательные нормы, обеспечивающие предприятиям возможность привлечения средств инвесторов с фондового рынка;
- работу с эмитентами для создания благоприятных условий привлечения ими средств инвесторов через финансовый рынок.
Выход предприятий на фондовый рынок
Российские акции имеют существенный потенциал роста. Многие предприятия оказались сильно недооценены в ходе приватизации, акции их дешевы. По западным меркам цена этих бумаг должна быть в несколько раз выше. Однако реализовать этот потенциал большинству предприятий не удается.
Для вхождение в рынок структура предприятий должна иметь гораздо большую рыночную направленность, а сами эмитенты должны научиться пользоваться различными инструментами фондового рынка, в частности позиционировать на нем различные виды своих бумаг. Предстоит большая (для некоторых - многолетняя) работа по формированию рынка акций российских компаний.
У большинства эмитентов не хватает ресурсов для того, чтобы самостоятельно выйти на рынок за достаточно короткий интервал времени. Поэтому требуются специальные усилия (программы), способствующие выведению их бумаг на фондовый рынок. Их результатом должно стать:
- формирование у руководителей предприятий необходимых знаний о фондовом рынке как источнике инвестиций;
- обеспечение информационной открытости;
- установление системы государственного регулирования акционированных предприятий путем избирательной поддержки (спецзаказы, программное финансирование и проч.);
- организация системы оценки эффективности предприятий-эмитентов (рейтинг). Прообразом такой системы может служить конкурс на лучшее предприятие, проведенный в 1997 и 1998 гг., а также подготовка ММВБ совместно с Экспертным институтом при Российском союзе промышленников и предпринимателей справочника "1000 лучших предприятий России". Предполагается при этом, что наиболее эффективным по рейтингу предприятиям будет оказываться государственная поддержка.
Для развития региональной инфраструктуры фондового рынка необходимо создание информационной среды, развитие материальной базы, формирование региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров. Целесообразно, в частности, направить в регионы средства иностранной техпомощи для финансирования развития торговых площадок фондового рынка, а также систем подготовки менеджерских кадров предприятий.
Большое значение приобретают программы, связанные с развитием инвестиционного консультирования и обучения. В России уже имеются определенные заделы, которые можно было бы использовать при работе с потенциальными эмитентами. В этом русле следует программа Европейского бюро TACIS, связанная с развитием инвестиционного консультирования (проект INVAS), которая осуществляется совместно с ММВБ.
Важным направление работы с эмитентами является выявление инвестиционного потенциала регионов. В этой области в России уже имеется положительный опыт, который надо расширять. Это прежде всего два издания книги "Регионы России: финансовый аспект развития" за 1997 и 1998 гг., подготовленные ММВБ совместно с Экспертным институтом.
Перспективные инструменты фондового рынка
Корпоративные облигации могут стать одним из инструментов привлечения, аккумуляции средств как для средне- и долгосрочных (инвестиционных), так и текущих проблем реального сектора экономики.
До настоящего времени в нашей стране этот инструмент не был развит в достаточной степени. Это было вызвано вполне естественными факторами, характерными для периода начала приватизации и становления корпоративного сектора в России. Основным мотивом работы с корпоративными ценными бумагами в это время было не привлечение инвестиций через рынок ценных бумаг, а сохранение или захват стратегических (в плане контроля) позиций в АО. С этой точки зрения идея выпуска облигаций была малопривлекательной. Однако действие этого фактора снижается: происходит постепенная стабилизация прав собственности в российских АО, что должно плодотворно повлиять на перспективы становления рынка облигаций.
По мере формирования устойчивой структуры прав собственности в российских корпорациях все больше эмитентов сможет предложить надежный (в смысле наличия "твердого ядра" собственников) "товар", который будет оцениваться уже только по стандартным макроэкономическим и финансовым параметрам. Свидетельством этого являются вполне успешные выпуски корпоративных облигаций несколькими крупнейшими российскими эмитентами (АО "ГАЗ", "АвтоВАЗ" и др.).
В настоящее время три крупных российских эмитента -РАО "Газпром", НК "Лукойл" и Тюменская НК - выходят со своими облигациями на российский финансовый рынок.
Перспективными, на наш взгляд, могут стать муниципальные займы под конкретные проекты и надежное обеспечение. Примером таких заимствований могут служить займы московского правительства, где обеспечением выступает новое жилье, принадлежащее городу. Примером конкретного проекта, под который выпускались муниципальные долговые обязательства, можно назвать "Телефонные займы" ряда городов.
Другие работы по теме:
Рынок 4
3. Рынок: понятие, функции, структура Рынок — это система взаимодействия производителей и потребителей, основанного на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен
Развитие финансового сектора Казахстана
03.01.2007 Развитие финансового сектора Казахстана Эволюция развития финансового сектора Казахстана происходила как спиралевидный процесс трансформации в виде кругов, пережив три основных этапа:
Роль финансового рынка в рыночной экономике
Роль финансового рынка в условиях рыночной экономики На макроуровне функционируют три совокупных рынка: рынок товаров и услуг, ресурсный рынок и финансовый. На этих рынках взаимодействуют четыре сектора: предприниматели, домохозяйства, государство и внешнеэкономический сектор. Необходимость первых двух макрорынков очевидна: на ресурсном рынке предприниматели приобретают в различных формах (в собственность, аренду, найм) факторы производства (землю, труд и капитал), производят товары и услуги, а затем реализуют их на товарном рынке.
Реальный и денежный финансовый сектор в экономике
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - понятие, используемое в отечественной экономической литературе, публицистике, средствах массовой информации для противопоставления процессов структурной перестройки и экономического роста движению спекулятивных капиталов.
Мировые финансовые центры 2
Мировые финансовые центры (англ. International financial centres) — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др.
Борьба с кризисом в Казахстане
Борьба с кризисом в Казахстане азахстан перебрасывает ресурсы в реальный сектор В Казахстане программа решительной борьбы с кризисом набирает обороты. К настоящему моменту основные принципы казахстанской антикризисной стратегии уже определились: жесткий контроль за банковской системой, поддержка реальных секторов экономики, поддержание уровня занятости, реализация крупных инфраструктурных проектов.
Структура рынка 2
Структура рынка Рыночная система — довольно сложное образование. Чаще всего в качестве критерия ее структуризации называются объекты рыночных отношений. В роли последних выступают предметы потребления и услуги, средства производства, инвестиции, валюта, ценные бумаги, рабочая сила, информация.
Денежные суррогаты и их роль в российской экономики
Денежные суррогаты и их роль в российской экономике Одним из критериев степени развитости денежного обращения страны является наличие или отсутствие в обращении денежных суррогатов. Денежные суррогаты – это заменители официальных форм денег, вводимые в обращение хозяйствующими субъектами произвольно с целью осуществления платежей.
Финансовый кризис понятие, причины, последствия
Введение В условиях рыночной экономики, появляется вероятность наступления финансовых кризисов. Так как рыночная экономика не стабильна и носит цикличный характер. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году и затронувший экономику многих стран, возник, по мнению большинства экономистов, вследствие ипотечного кредитования в США.
Пресс-релиз о денежно-кредитной политике за 2009 год
Пресс-релиз о денежно-кредитной политике за 2009 год 24 февраля 2010 года Правление Национального банка Кыргызской Республики обсудило результаты денежно-кредитной политики за 2009 год и денежно-кредитную программу на предстоящий период.
Экономическое содержание и назначение бюджетных расходов
Тема 7. Экономическое содержание и назначение бюджетных расходов Задание 1. Проанализируйте фактические суммы расходов федерального бюджета за три отчетных года. Рассчитайте процентное соотношение каждого раздела к общей сумме расходов и заполните таблицу.
Финансовый рынок 5
Финансовый рынок включает в себя денежный рынок, рынок капиталов, страховой рынок и рынок золота. Рынок капиталов включает: рынок среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг (фондовый рынок);
Понятие и роль финансового рынка
.ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИН. РЫНКА Финансовый рынок — это особая форма денежных операций, где объектом купли - продажи выступают свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Причем предоставление этих средств производится на основе выпуска и обращения различных видов ценных бумаг .Участники финансового рынка: Сберегатели – юр. и физ. лица накапливающие денежные средства в связи с тем, что расходы меньше накопленных средств, сосредоточенных на руках в виде наличности или на счетах в банках (население, предприятия и государство).
Расчет процесса горения газообразного топлива
Расчет теоретического объёма расхода воздуха, необходимого для горения природного газа и расчет реального объёма сгорания, а также расчет теоретического и реального объёма продуктов сгорания. Сопоставление расчетов, используя коэффициент избытка воздуха.
контр
Учебный график 2010/2011 учебный год Наименование дисциплин Форма контроля Кол-во часов Преподаватель Примеча-ние зачет экзамен реферат контр.раб
работа
Для реализации указанной цели мы поставили ряд задач: во-первых, дать определение факторным рынкам и провести сравнительный анализ факторных рынков, во-вторых, описать современное состояние факторных рынков в России
Финансовый менеджмент 7
Региональный Финансово – Экономический институт Контрольная работа Предмет: «Финансовый менеджмент-6». Выполнила: Фазлиахметова Залия Фанилевна
Политический кризис в Бельгии 2007-2010
Политический кризис в Бельгии (2007- наст. время [1]) — продолжительный период напряженных отношений между федеративными субъектами королевства Бельгия, усилившей её политическую, государственную и экономическую нестабильность.
Четырёхсторонний статус Берлина
Расположение Берлинской стены с указанием четырёх секторов оккупации Четырёхсторонний статус Берлина — правовое положение бывшей столицы Третьего рейха, оккупированной странами-победительницами после Второй мировой войны, сложившееся в соответствии с решениями Ялтинской конференции 1945 года и предусматривавшее соответствующее разделение города на четыре сектора оккупации по аналогии с четырьмя зонами оккупации страны между Великобританией, США, СССР и Францией.
Азиатский финансовый кризис
Азиатский финансовый кризис — экономический кризис в странах Южной и Восточной Азии, который разразился в июле 1997 г. и стал самым серьёзным потрясением мировой экономики в 90-е годы. Подоплёкой кризиса стал чрезвычайно быстрый рост экономик «азиатских тигров», который способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости.
Финансовый контроль 26
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации
Бахрейн
Территория: архипелаг в Персидском заливе вблизи побережья Саудовской Аравии общей площадью 665 кв. км, состоит из 35 островов, частично искусственного происхождения.
Поддержка реального сектора экономики
Не секрет, что кредитование реального сектора экономики - самое рисковое в России направление кредитной политики банков. Причин тому много. Это - и тяжелая ситуация в промышленности, когда глубокий спад сменяется депрессией и новым спадом; и финансовый голод предприятий, проявляющийся в кризисе неплатежей; и объективная потребность в долгосрочных кредитах, которая автоматически повышает рискованность инвестиций в производство, особенно на фоне беспроигрышных вложений в государственные ценные бумаги; и общая неуверенность хозяйствующих субъектов в перспективах экономической ситуации.