Н.В. ДЕВЯТЫХ
Вопросы формирования и совершенствования налоговой политики России в настоящее время приобретают особое значение. Реформы в этой сфере продолжаются уже довольно длительное время, на эти цели направляются значительные ресурсы; и между тем полезный эффект от этой деятельности представляется по меньшей мере спорным. Так, например, совершенно верно было отмечено о том, что в России в результате последовательных налоговых изменений доходы рядового наемного работника оказались урезанными на 60 — 70% сверх уже удержанного подоходного налога. Эта сумма слагается из платежей в социальные фонды — примерно 40%, НДС — 10 — 20% плюс акцизы и таможенные пошлины. Только в пенсионные фонды переводится почти 30% выплачиваемой заработной платы, что выглядит полным абсурдом для мужской части населения России: средняя продолжительность жизни мужчин не достигает 60 лет, т.е. они просто не доживают до пенсии, за которою платят всю жизнь. Цели и задачи налоговой политики могут различаться в зависимости от конкретного исторического периода и от конкретных обстоятельств и социально-экономических условий каждой страны. Но при этом налоговая политика должна быть ориентирована на создание благоприятного налогового климата в государстве. В целом эффективность и полезность проводимой в каждой стране налоговой политики зависит от эффективности налогового администрирования. Поскольку оно в строгом смысле слова представляет инструмент, который в конечном счете определяет успех или неуспех общей налоговой политики. Это обусловлено тем, что основная цель налоговых органов в сфере налогового администрирования включает в себя обеспечение полного и своевременного сбора налогов и пошлин в соответствии с законодательством. Налоговое администрирование можно рассматривать как управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений. Такого рода отношения складываются в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней бюджетной системы, в рамках деятельности налоговых органов, выполняющих функцию по сбору налогов и контролю за их уплатой. В целях наиболее полного поступления налоговых платежей государство в системе своих органов должно иметь соответствующий механизм, обеспечивающий постоянство налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды.
Налоговое администрирование и выступает этим соответствующим механизмом, позволяющим реализовать основные направления налоговой и бюджетной политики государства.
Рассматривая налоговое администрирование как некий управленческий процесс, можно говорить о том, что это, в первую очередь, совокупность приемов, способов и методов уполномоченных органов государственной власти в налоговой сфере. Управление финансовыми процессами (правильность исчисления налогов, полнота отражения) возможны не только мерами государственного принуждения, но и иными правовыми и организационными средствами. Среди таких средств, повышающих эффективность налогового администрирования, можно выделить налоговое планирование, налоговый аудит, совершенствование информационных систем, повышение уровня добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям платить налоги, повышение квалификации кадров налоговых органов и, конечно же, улучшение обслуживания налогоплательщиков.
Основная задача государства в сфере налогового администрирования — планирование объемов налоговых поступлений. Главными целями налогового планирования выступают определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики. Кроме того, налоговое планирование может применяться не только уполномоченными органами для максимальной реализации фискальной функции налогов. Сущность налогового планирования также состоит и в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы сокращения своих налоговых обязательств. Правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может не только обеспечить сохранение финансовых накоплений, но и финансировать расширение деятельности.
Налоговый аудит позволяет обеспечить высокий уровень собираемости налогов и поддержать налоговую дисциплину. В совокупности данные меры приводят к соблюдению законодательства и повышению уровня добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям платить налоги.
В настоящее время налоговая документация, хранение данных о налогоплательщиках и выполнение контрольных функций ведутся с помощью компьютеров. В то же время и налогоплательщики все шире используют компьютерную технику при ведении учета. Это позволило повысить эффективность работы налоговых учреждений.
В целях повышения эффективности налогового администрирования во многих странах стремятся улучшить обслуживание налогоплательщиков, строят отношения с ними на принципах сотрудничества и доверия. Это сотрудничество становится возможным при создании атмосферы взаимного доверия между налогоплательщиком и администрацией и при условии четкого определения и защиты прав налогоплательщиков.
Совершенным административное управление в сфере налогов назвать нельзя, поскольку такие цели и задачи налоговой политики государства, как выравнивание условий налогообложения, снижение общего налогового бремени, упрощение налоговой системы, пока еще не воплощены в реальности. Связано это отчасти с тем, что органы государственной власти стараются адаптировать в нашей стране западные модели налоговых систем, часть которых основана на высоком обложении наемных работников и внедрении налога на добавленную стоимость. Но если в западных странах с таким эффектом готовы мириться, то общая сумма этих налогов делает неконкурентоспособными российских налогоплательщиков на внешнем и на российском рынках. Данные управленческие процессы ведут к снижению платежеспособного спроса.
Таким образом, хотелось бы отметить, что налоговое администрирование выступает одним из элементов налоговой политики, поскольку как средства повышения эффективности, так и факторы негативной направленности налогового администрирования неизбежно отражаются на основной стратегии.
Другие работы по теме:
О камеральной налоговой проверке
Прекращается ли камеральная налоговая проверка первичной декларации по НДС после подачи уточненной декларации за тот же период до окончания срока проверки первичной декларации?
Основные направления налоговой политики Российской Федерации
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Принципы и стадии налогового планирования
Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов. Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется определенным принципам.
Анализ налоговой политики государства
Структура налогообложения и критерии эффективности налоговой политики. Государственные институты, исполняющие и контролирующие налоговую политику. Совокупный спрос в налоговой политики. Зависимость эффективности налоговой политики от обменных курсов.
Причины и виды уклонений от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов - целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Объекты и показатели налогового учета
Объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Объекты налогового учета - имущество, обязательства, банковские и хозяйственные операции, операции с ценными бумагами, стоимостная оценка которых изменяет размер налоговой базы текущего отчетного периода или налоговой базы последующих периодов.
Налоговая система Росии
Налоговая система в России. Каждое государство для реализации своих функций формирует налоговую систему. Понятие “ налоговая система” в узком смысле слова - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке.
Налоговое администрирование 3
Налоговое администрирование – установленная законом, практикой или обычаями система управления налоговым процессом со стороны государства и его органов.
Камеральная налоговая проверка 2
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Администрирование транспортного налога в Курской области
Администрирование транспортного налога в Курской области студентки Полякова В. А. и Шумакова Н.О. Транспортный налог относится к региональным налогам. Он регулируется главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) транспортный налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
Налоговое поле предприятия как элемент налогового планирования
Процесс формирования налогового поля фирмы. Влияние фискальной функции бюджетной системы на финансовую устойчивость организации. Параметры налогового поля, полнота их отражения и периодичность внесения изменений. Преимущества налогового планирования.
Налоговое планирование на предприятии
Сущность и содержание налогового планирования как одна из важнейших составных частей финансового планирования организации. Принципы, этапы и уровни налогового планирования. Анализ проблем и постановка задач. Создание схемы налогового планирования.
Налоговое администрирование
Налоговое администрирование как способ борьбы с уклонением от уплаты налогов способом так называемой минимизации, его сущность, цели и правовая природа. Анализ проблем квалификации действий налогоплательщика в рамках концепции злоупотребления правом.
Методы определения налогового бремени экономического субъекта
Оценка тяжести налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации. Основные показатели налоговой нагрузки. Особенность методики, предложенной Е.А. Кировой. Расчет отношения налоговой нагрузки и вновь созданной стоимости.
Введение в раздел «налоговое право»
По сравнению с другими отраслями юридической науки российское налоговое право на сегодня характеризуется повышенным уровнем сложности, нестабильности и противоречивости.
Понятие и источники налогового права
Налоговое право Понятие и источники налогового права Реферат РГГУ 2005 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
Виртуальный магазин
Разработка интернет-магазина для ООО «Электроприбор» Архитектура: Администрирование Инструменты управления интернет-магазином, общие и специальные настройки интернет-магазина.
Канада против оффшоров, налоги в Канаде
Канада прибегает к новым активным действиям против налоговых укрытий Министр финансов Канады Джим Флегерти объявил о новой инициативе наступления на компании, которые, по его мнению, несправедливо перекладывают налоговое бремя на плечи мелких налогоплательщиков используя оффшорные корпоративные структуры для уклонения от канадских налогов.
Налоговое обязательство
НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
Государственное налоговое планирование
Содержание целей и виды гос.нал.планирования Этапы нал. планир-я на макроуровне Методы планирования и прогнозирования объемов нал.поступлений. Налоговое планирование представляет собой деятельность органов гос.власти и налогоплательщиков по определению экономически обоснованного размера:
Роль главного бухгалтера на предприятии 2
Роль главного бухгалтера на предприятии Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть обшей экономической политики предприятия и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и независящими от личности бухгалтера обстоятельствами.
Технология уборки трав на сено и перевозки сена
Краткая характеристика хозяйства, характеристика лугов и полей, существующие технологические схемы уборки трав на сено. Выбор новой технологической схемы уборки трав на сено. Расчет необходимого количества машин на уборку трав, для перевозки сена.