Реферат: Системный подход к управлению качеством и практика его применения - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Системный подход к управлению качеством и практика его применения

Рефераты по финансам » Системный подход к управлению качеством и практика его применения

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства.

В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции (КС УКП), но в отличие от них они значительно эффективнее.

Очень важен углубленный научный сопоставительный анализ двух крупных систем управления качеством -КС УКП (комплексной системы управления качеством продукции) и систем качества по стандартам ИСО серии 9000. Он необходим для выявления особенностей как КС УКП , так и систем по стандартам ИСО серии 9000, сильных и слабых сторон отечественного опыта разработки и практического применения этих систем, а также особенностей национального их использования, развития и совершенствования в различных странах мира.

КС УКП - итог большой научно-методической разработки, начало которой относится к концу 60-х годов ушедшего столетия. Она проводилась в инициативном порядке научными работниками ВНИИС (в то время ВНИИ Стандартизации).

Разрабатывалась КС УКП уже осознанно на принципах системно-комплексного подхода, базируясь на стандартизации. В основу КС УКП были положены принципы общей теории управления и разработанная к тому времени принципиальная модель управления качеством продукции.

Характерные черты разработки, положенные в основу КС УКП:

- все действия в рамках системы были сгруппированы в специальные функции

-предусматривалась многоуровневая организация управления (на уровнях предприятия, службы, цеха, участка, рабочего места)

- стандарты предприятия были использованы в качестве организационно-технической основы системы

- при создании системы, ее внедрении и развитии использовались во взаимосвязи общая теория управления , методы системности и проблемно-целевого управления, меры поощрения и морального стимулирования повышения качества продукции.

Формулировка, определяющая главную цель комплексной системы управления качеством, была принята в такой редакции: обеспечение постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов.

Указывались пути, которыми достигается главная цель:

-создание и освоение новых высококачественных видов продукции, соответствующих лучшим мировым образцам.

-повышение удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства .

-улучшение показателей качества путем модернизации, выпускаемой продукции.

-своевременное снятие с производства или замена морально стареющей продукции.

-обеспечение выпуска изделий в строгом соответствии с требованиями нормативных документов.

-внедрение в производство новейших достижений науки и техники, передового опыта.

- совершенствование и развитие форм и методов управления качеством продукции.

КС УКП -это первая система управления качеством продукции, в которой организационно-технической основой управления стали стандарты. Это чрезвычайно важное, принципиальное достижение в совершенствовании методов управления качеством продукции. Оно позволило всю работу, проводимую на предприятии по управлением качеством продукции, поднять на новую организационную ступень, создало прочную основу для закрепления полученного опыта и дальнейшего его накопления.

Утвержденные к началу разработки КС УКП стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС) первого поколения узаконили применение документа вида стандарт предприятия (СТП), который и стал основным документом по стандартизации систем качества и продолжает оставаться таковым на многих российских предприятиях. Стандарты предприятия регламентируют, а точнее сказать, организуют проведение мероприятий, направленных не повышение качества выпускаемой продукции, устанавливают порядок действий и ответственность каждого подразделения и исполнителя в работе по достижению высокого технического уровня, надежности и долговечности продукции. СТП дают возможность с большой эффективностью использовать материальные и трудовые ресурсы, своевременно сосредотачивать внимание рабочих и инженерно-технических работников на использовании резервов производства. Подчиняясь правилам, установленным в ГСС, СТП по управлению качеством должны были систематически пересматриваться с учетом опыта, достижений научно-технического прогресса и исходя из задач повышения качества продукции на очередной отрезок времени.

Стандартов ИСО так же, как и КС УКП, исходят из следующих, уже доказавших свою всеобщность положений:

Качество продукции - это характерный управляемый объект, управляющие воздействия следует, как уже говорилось, осуществлять на основе принципов общей теории управления, последовательно устанавливая плановые задания по качеству, организуя действия исполнительного механизма, обеспечивающего выполнение этих заданий, сравнивая фактическое значение полученного результата с плановым заданием, реализуя прямые и обратные связи и возможности воздействия на исполнительный механизм в случае возникновения отклонений фактических значении качества от планового задания.

-управление качеством имеет своей целью создание продукции такого уровня качества, который удовлетворяет определенный потребности, запросы потребителя, установленные требования.

-управление качеством- органическая составляющая часть общей системы управления предприятием.

-в управлении и обеспечении качества участвуют все члены трудового коллектива, весь персонал.

-управление качеством должно осуществляться (распространятся) на все стадии жизненного цикла продукции и на всех иерархических уровнях управления предприятием.

-управление качеством - это четкое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного процесса, имеющее хорошо сформулированную цель-обеспечение и улучшение качества

-система управления качеством создается на основе заранее разработанной модели.

-действия персонала системы, его обязанности, ответственность и права строго документируются. (В рамках КС УКП- это стандарты предприятий).

Положения КС УКП рассматривали систему управления качеством предприятия как элемент отраслевой и в конечном счете государственной системы управления качеством. Стандарты ИСО серии 9000 такой идеи в себе не несут.

Необходимо отметить две главные очень существенные особенности:

-в стандартах ИСО жестко определена роль заказчика (потребителя) в установлении требований, как к продукции, так и к системе качества, товаропроизводитель должен доказывать свою способность к поставке продукции заданного или необходимого качества,

-товаропроизводителю необходимо иметь документированную систему качества.

В международном стандарте ИСО 9000 зафиксировано право заказчика на инспекцию системы качества. Устанавливается право заказчика потребовать до заключения контракта на поставку продукции внести в систему необходимые изменения.

КС УКП и стандарты ИСО серии 9000 - первые две вехи в реализации системно-комплексного подхода к управлению качеством продукции на базе стандартизации.