Окислительно-восстановительные реакции
Вводная часть
Учитель. В III в. до н.э. на острове Родос был построен памятник в виде огромной статуи Гелиоса (у греков – бог Солнца). Грандиозный замысел и совершенство исполнения Колосса Родосского – одного из чудес света – поражали всех, кто его видел.
Мы не знаем точно, как выглядела статуя, но известно, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту около 33 м. Статуя была создана скульптором Харетом, на ее строительство ушло 12 лет.
Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу и, по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее. Примерно через 50 лет после завершения строительства Колосс рухнул. Во время землетрясения он переломился на уровне колен.
Ученые считают, что истинной причиной недолговечности этого чуда стала коррозия металла. А в основе процесса коррозии лежат окислительно-восстановительные реакции.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с окислительно-восстановительными реакциями; узнаете о понятиях «восстановитель» и «окислитель», о процессах восстановления и окисления; научитесь расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций. Запишите в своих рабочих тетрадях число, тему урока.
Изучение нового материала
Учитель. Запишите молекулярные уравнения следующих реакций: взаимодействие сульфата меди (II) со щелочью и взаимодействие этой же соли с железом.
В каждом уравнении расставьте степени окисления элементов в формулах исходных веществ и продуктов реакции.

Учитель. Изменились ли степени окисления элементов в этих реакциях?
Ученик. В первом уравнении степени окисления элементов не изменились, а во втором изменились – у меди и железа.
Учитель. Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным. Попробуйте дать определение окислительно-восстановительных реакций.
Ученик. Реакции, в результате которых изменяются степени окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ и продуктов реакции, называют окислительно-восстановительными реакциями.
Учащиеся записывают в тетради под диктовку учителя определение окислительно-восстановительных реакций.
Учитель. Что же произошло в результате окислительно-восстановительной реакции? До реакции у железа была степень окисления 0, после реакции стала +2. Как видим, степень окисления повысилась, следовательно, железо отдает 2 электрона.
У меди до реакции степень окисления +2, после реакции – 0. Как видим, степень окисления понизилась. Следовательно, медь принимает 2 электрона.
Железо отдает электроны, оно является восстановителем, а процесс передачи электронов называется окислением.
Медь принимает электроны, она – окислитель, а процесс присоединения электронов называется восстановлением.
Запишем схемы этих процессов:

Итак, дайте определение понятий «восстановитель» и «окислитель».
Ученик. Атомы, молекулы или ионы, которые отдают электроны, называют восстановителями.
Атомы, молекулы или ионы, которые присоединяют электроны, называют окислителями.
Учитель. Какое определение можно дать процессам восстановления и окисления?
Ученик. Восстановлением называют процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом.
Окислением называют процесс передачи электронов атомом, молекулой или ионом.
Учащиеся записывают под диктовку определения в тетрадь и выполняют рисунок.

Запомните!
Отдать электроны – окислиться.
Взять электроны – восстановиться.
Учитель. Окисление всегда сопровождается восстановлением, и наоборот, восстановление всегда связано с окислением. Число электронов, отдаваемых восстановителем, равно числу электронов, присоединяемых окислителем.
Для подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций используют два метода – электронного баланса и электронно-ионного баланса (метод полуреакций).
Мы рассмотрим только метод электронного баланса. Для этого используем алгоритм расстановки коэффициентов методом электронного баланса.

П р и м е р. Расставьте коэффициенты в данной схеме реакции методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель, укажите процессы окисления и восстановления:
Fe2O3 + CO → Fe + CO2.
Решение
Воспользуемся алгоритмом расстановки коэффициентов методом электронного баланса.



Учитель. Окислительно-восстановительные реакции очень распространены. С ними связаны не только процессы коррозии, но и брожение, гниение, фотосинтез, процессы обмена веществ, протекающие в живом организме. Их можно наблюдать при сгорании топлива. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе.
Заключительная часть
Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд по изученному материалу. Результат работы сдается на проверку.
Разгадав кроссворд, вы узнаете, что вещества КМnО4, К2Сr2O7, О3 – cильные … (по вертикали (2)).



Другие работы по теме:
Понятие химических реакций и их классификация
Химическая реакция как превращение вещества, сопровождающееся изменением его состава и (или) строения. Признаки химических реакций и условия их протекания. Классификация химических реакций по различным признакам и формы их записи в виде уравнений.
Окислительно-восстановительный реакции
Окисли?тельно-восстанови?тельные реа?кции (ОВР) — это встречно-параллельные химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, реализующихся путём перераспределения электронов между атомом-окислителем и атомом-восстановителем.
по Химии
Стехиометрические понятия и правила: Массовая доля вещества, молярная концентрация вещества Фактор эквивалентности, химический эквивалент Молярная масса эквивалента, количество вещества эквивалента
Сущность окислительно-восстановительных реакций
Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. Окисление-восстановление—один из важнейших процессов природы.
Билеты по химии
и частичные ответы на некоторые из них Билет №1 Простые вещества . Количество вещества. Число Авогадро. Качественный анализ анионов и катионов. Билет №2
Пероксид водрода
Химические свойства Перокси́д водоро́да (перекись водорода), H2O2 — простейший представитель пероксидов. Бесцветная жидкость с «металлическим» вкусом, неограниченно растворимая в воде, спирте и эфире. Концентрированные водные растворы взрывоопасны. Пероксид водорода является хорошим растворителем.
Контрольная работа по Химии
Содержание 1. Задание стр. 2 2. Выполнение стр. 3 3. Список литературы стр. 9 1. ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ . Олово образует два оксида. Первый содержит 78,8 %, второй — 88,2% олова.
Классификация химических реакций 3
Лекция 2. Химические реакции. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции Вещества, взаимодействуя друг с другом подвергаются различным изменениям и превращениям. Например, уголь, сгорая образует углекислый газ. Бериллий, взаимодействуя с кислородом воздуха превращается в оксид бериллия.
Химические реакции
Содержание. стр. 1. Химические реакции. 2. Окислительно-восстановительные реакции. 3. Реакции в растворах электролитов. 4. Представление о кислотах и основаниях.
Билеты по химии
и частичные ответы на некоторые из них Билет №1 Простые вещества . Количество вещества. Число Авогадро. Качественный анализ анионов и катионов. Билет №2
Экзаменационные билеты по химии (Ангарск, 2003г.)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ХИМИИ Билет№1 1) П.З. и П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от атомного (порядкового) номера.
Элементы d-блока периодической системы
Химические свойства элементов d-блока периодической системы, их содержание и биологическая роль в организме. Рассмотрение кислотно-основных и окислительно-восстановительных реакций 3d-элементов. Механизмы действия карбоангидраза и алькогольдегидрогеназа.
Окислительно-восстановительные реакции органических веществ
Уравнение состояния идеального газа. Электронные формулы атомов и элементов. Валентные электроны для циркония. Последовательное изменение окислительной способности свободных галогенов и восстановительной способности галогенид-ионов от фтора к йоду.
Окислительно-восстановительные реакции
Проведение качественных опытов, раскрывающих окислительные и восстановительные свойства отдельных веществ. Приобретение навыков составления окислительно-восстановительных уравнений методом электронного баланса. Техника безопасности при проведении опытов.
Классификация химических реакций
Общее понятие о химической реакции, ее сущность, признаки и условия проведения. Структура химических уравнений, их особенности и отличия от математических уравнений. Классификация и виды химических реакций: соединения, разложения, обмена, замещения.
1. Введение
Характеристика чувствительности аналитических реакций. Метрологические основы химического анализа. Классификация погрешностей анализа. Правильность и воспроизводимость результатов анализа. Математико-статистическая обработка результатов анализа. Пробоотбор и пробоподготовка
слушателя группы х-1
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Биологические потенциалы.Потенциал покоя
Биоэлектрические потенциалы. Потенциал покоя Механизмах регуляции внутриклеточных процессов, возбуждение клеток, проведения импульса по нервному волокну, реакции на внешнее раздражители , в механике мышечного сокращения, в различного вида преобразованиях энергии большую роль играют электрические процессы- возникновение и распространение электрических потенциалов
Глютаминовая кислота
Глутаминовая кислота является нейромедиатором, передающим импульсы в центральной нервной системе. Эта аминокислота играет важную роль в углеводном обмене и способствует проникновению кальция через гематоэнцефалический барьер.
Озон для здоровья. Озон для красоты
Еще лет семьдесят назад немецкие врачи убедились: трехвалентный кислород - настолько сильный окислитель, что может стимулировать окислительно - восстановительные процессы в организме.
ГИА химия 2009 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ХИМИИ Кодификатор элементов содержания по химии
Вода
Запасы, свойства, кислотно-основные свойства.
Электродные потенциалы. Электродвижущие силы
Электродные потенциалы и механизм их возникновения. Водородный электрод. Стандартные электродные потенциалы металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Принцип действия и электродвижущие силы гальванического элемента.
Теория окислительно-восстановительных реакций
После открытия кислорода, французскому химику Лавуазье удалось выяснить, что горение есть реакция соединения с кислородом. В соответствии латинским наименованием кислорода "oxigenium" реакции соединения с кислородом были названы окислением.
Классификация химических реакций
Классификация по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Агрегатное состояние реагентов и продуктов реакции. Возможность протекания реакции в прямом и обратном направлении.
Шифр КФ Классификация ферментов
Шифр КФ (Классификация ферментов) или код фермента — это классификационный номер фермента по международной иерархической классификации. Принятая система классифицирует ферменты по группам и индексирует индивидуальные ферменты, что важно для стандартизации исследований.