Валентина Пономарева
Почему Финиста прозвали Ясным Соколом?
В традиционной культуре древних народов сокол пользовался большим почетом. Он разделял с орлом значительную часть его солярного (солнечного) символизма, выражал воодушевление и победу, а также свободу и, таким образом, надежду для пребывающих в оковах, в т.ч. моральных. А золотой сокол обозначал космическую гармонию.
Образец воина и царя-воина
Образ сокола олицетворял превосходство, сильное желание, дух, свет. Он был символом смелости и отваги, гордости и благородства, благодаря этому стал воинской эмблемой, атрибутом охоты.
Североамериканские индейцы нарекали этим именем отважных и благородных воинов не только из своего племени, но даже и вражеского. Хетты, персы, ассирийцы соотносили с этой птицей царскую власть, одерживающую победу над врагами.
И в славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в «Слове о полку Игореве». Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга мог оборачиваться соколом. Впрочем, скандинавский верховный бог Один, «предводитель битв», имевший в своем подчинении погибших ратников, тоже принимал вид сокола.
Божественная сила
Сокол – царь воздушной сферы был символом божественной царской власти, священной птицей египетского царя богов Гора, который изображался либо в облике сокола, либо с соколиной головой. Гор – бог Неба, оберегающий землю своими огромными крыльями. В сравнении с ним богиню Хатор называли соколицей.
Бога войны Монту древние египтяне представляли себе тоже с соколиной головой в короне с двумя перьями. А у бога Херишефа, тоже имевшего соколиный вид, была двойная корона Верхнего и Нижнего Египта. Эта гордая и сильная птица была символом царской власти. Считалось, что ее «взор парализует птиц так же, как лик фараона – врагов его».
Особое оперенье в подглазье птицы стало основанием подчеркивать соколиную зоркость и проницательность, вот почему «всевидящее око богини Уто», символизировавшей предусмотрительность и неприкосновенность, изображалось в виде глаза сокола и было ценнейшим амулетом.
В протоиранском мире сокол или ястреб являлся связующим звеном между нартами и Батразом, и символизировал «фарн» – небесную благодать, посылаемую Богом на землю людям.
В скандинавской мифологии наряду с упомянутым Одином сокол выступал атрибутом бога Фригга. Да и Локки, связанный с огнем, тоже мог превращаться в эту быструю птицу.
В религии инков сокол был спутником или духовным братом бога Инки.
Душа и мир предков
В Египте ба-птица, олицетворявшая образ души, как правило, имела тело сокола и голову человека. Саркофаги и мумии в них часто наделялись масками сокола, и сам Сокар, бог мертвых, изображался как мумифицированный сокол.
В Перу сокол воспринимался в качестве прародителя людей, а также солярного символам, охраняющего дух. Североамериканские индейцы считали, что сокол и камень – это потомки Солнца и Луны, олицетворение Мужчины и Женщины.
В символике христианства используется два вида сокола: дикий и домашний. Дикий обозначает злую мысль или злое деяние, а домашний, напротив, святого человека, а иногда язычника, обращенного в христианскую веру.
На Западе охотничий сокол – атрибут многих святых (например, покровителя охоты св. Губерта). С другой стороны, он изображался в качестве преследователя «всегда соблазняющего» зайца, т.е. преодоления похоти. В сюжетах о волхвах сокол часто изображается сидящим на руке у сопровождающего их мальчика.
...Много значений придавали древние люди соколиному образу, но самым распространенным и устойчивым было восприятие его как высокородного воина, охраняемого небесной благодатью. Поэтому неслучайно, что и в наши дни целый ряд элитных российских воинских подразделений содержит в наименовании или эмблеме сокола.
Другие работы по теме:
Символика Дон Кихота
Безумие — синоним непонимания Санчо Панса — противоположность Дон Кихота. Символика имен. Пещера — инициатический символ. Смерть — возвращение домой. Орден странствующих рыцарей.
Семиотика цвета: синий
Мифологическая “палитра” сравнительно скупа: это триада черного, красного и белого, синий, а также золото и серебро. Другие цвета обладают знаковой семантикой гораздо реже, причем символика их существенно различается у конкретных народов.
Цвет в дизайне винной продукции
Меняющийся мир требует более тщательно подхода к оформлению продукции. Похоже, нет более распространенной метафоры в бизнесе, чем сравнение упаковки с менталитетом покупателя.
Психология формирования имиджа персонала телекомпании
Особенности управления имиджем людей публичных профессий. Общая программа курса формирования имиджа, характеристика разделов, количество часов изучения. Сочетание теоретического и практического материала по ряду освещаемых тем. Цель и задачи курса.
Тема Кол-во страниц
Арсентьева, Н. Н и др. Русская и зарубежная литература конца 19-начала 20 века: основные течения. Часть Орел, 1998. 275с. – С. 216 – 233
Поэтическая символика лирики Блока
Александр Блок — одна из самых ярких фигур русской литературы начала XX века. Его поэзия от сборника к сборнику отображает не только развитие его таланта, но и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихотворений поэтическим дневником, «романом в стихах».
Основные мотивы поэмы Реквием
Сообщение по литературе на тему: «Основные мотивы поэмы «Реквием»» Подготовил: ученик 11 кл. Бауржан Нуржанов. Проверила: Константинова А.В. Борисовка 2011г
Нелли Закс
Провидческая поэзия Закс пронизана экстатическим напряжением и мистицизмом. В основе ее поэтического мышления – мотив преследования и бегства, символика охотника и его добычи, извечная драма, разворачивающаяся между истязателями и их жертвами.
Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку.
Символика снов в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Символика снов в романе Ф.М. Достоевского " Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой.
Особенности эпических произведений
Автор: Разное В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л.
Символика и её роль в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Место великого русского поэта и ярчайшего символиста А.А. Блока в русской литературе ХХ века. Анализ смысловой нагрузки и значения символов и ассоциаций как способов скрытого сравнения в поэме "Двенадцать", а также ее взаимосвязь с библейской историей.
Символика герба муниципального образования Аларский район
Символика герба муниципального образования «Аларский район» Вариант Герб муниципального образования «Аларский район» представляет собой изображение на синем щите, в центре которого изображен золотой круг, в котором заключена белая триада «арбагар» (бур.).
Латинская Америка. Этикет
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА Как и на Ближнем Востоке, в Латинской Америке много стран, которые не похожи друг на друга. В большинстве стран этого региона рукопожатие принято и при приветствии, и при прощании. Нередко при встрече можно наблюдать бурное выражение радости. У мужчин приняты объятия, особенно среди знакомых.
Пенни Финляндия
Введение 1 История и описание Список литературы Введение Пенни (фин. penni, p) — в прошлом производная денежная единица и разменная монета Финляндии достоинством в одну сотую финской марки[1] с 1860-х годов XIX века до перехода страны на Евро с 1 января 2002 года.
Паниранские цвета
Введение 1 История 2 Флаги, использующие паниранские цвета 3 Флаги иранских стран, использующие паниранские цвета частично 4 Бывшие флаги с паниранскими цветами
Геральдика
Введение 1 Цвета в геральдике 1.1 Символика цветов Список литературы Введение Гера́льдика (лат. heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
Флаг Американского Самоа
Введение 1 Описание и символика 2 Исторические флаги Список литературы Флаг Американского Самоа Введение Флаг Американского Само́а (США) — принят 24 апреля 1960 года. Флаг разработан Институтом геральдики Армии США.[1]
Флаг Индианы
Флаг Индианы Флаг Индиа́ны (англ. Flag of Indiana) — один из символов американского штата Индиана. В преддверии празднования столетней годовщины штата Индиана, Генеральная Ассамблея штата приняла решение о проведении конкурса на флаг штата. Этот конкурс был организован и профинансирован местным отделением общества «Дочери Американской революции».
Мазепина могила курган
Мазепина могила (укр. Мазепина могила); - курган, расположенный возле сел Мазепинцы и Андреевка Киевской области. Именно здесь были казнены и захоронены казаки, поддержавшие гетмана Мазепу, в борьбе против российского царя Петра. По преданиям здесь также похоронены казаки, затоптанные польской конницей в усадьбе гетмана Мазепы.
Сапатистская армия национального освобождения
План Введение 1 История 2 Символика сапатистов Введение Сапатистская армия национального освобождения (исп. Ejйrcito Zapatista de Liberaciуn Nacional, EZLN) — национально-освободительное движение в Мексике.
Андреевский флаг
Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.
Символика Астраханского края
Понятие символики регионов, его сущность и особенности, роль и значение в современном обществе, история становления и развития. Этапы формирования региональной символики Астраханской области, вид и размеры ее флага и герба. Правила подъема флага области.
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".