Муравьёв Степан, компания ICF
В современной отечественной практике хозяйствования широко распространены понятия финансовой структуры, центров финансовой ответственности (ЦФО). Необходимость реализации и регламентации финансовой структуры в рамках управленческого учета и бюджетирования достаточно глубоко осознана отечественным менеджментом. В рамках данной статьи уделим основное внимание анализу слабых и сильных сторон использования ЦФО, поскольку именно в сравнении можно отчетливо сформировать наиболее четкое и полное представление о финансовой структуре.
В целом, экономический смысл управления по ЦФО можно раскрыть через следующие функции:
Планирование. Каждый ЦФО планирует свою деятельность в стоимостных показателях по статьям, консолидация которых позволяет сформировать соответствующие бюджеты для предприятия в целом. Утвержденный руководителем консолидированный бюджет является директивным планом развития на очередной оперативный период, обязательным для исполнения всеми включенными в него ЦФО.
Контроль. Фактическое исполнение своего бюджета ЦФО сравнивают с планом в целях контроля над установленными показателями и предупреждения неблагоприятного развития ситуации как для руководства ЦФО, так и для топ-менеджмента предприятия.
Отчетность. По окончании периода ЦФО готовят отчеты о фактическом исполнении бюджета в формате план-фактных отклонений. Все отклонения анализируются, выявляются причины их возникновения, готовятся мероприятия по их устранению.
Мотивация. Выполнение бюджета отдельными ЦФО направлено на достижение поставленных целей, для чего устанавливается зависимость материального вознаграждения от соблюдения (несоблюдения) бюджета, которое должно мотивировать руководство и персонал ЦФО добиваться точного исполнения (или улучшения) бюджетных показателей.
SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон объекта, возможностей и угроз) чаще всего рассматривается применительно к бизнес-процессам и бизнес-планированию. Тем не менее, весьма полезно его использование при рассмотрении некоторых аспектов управленческого учета. В рамках SWOT-анализа управления предприятием по ЦФО отметим следующие моменты.
Cильные стороны управления по центрам ответственности:
Увеличение времени для стратегического планирования и возможность использования двух форматов формирования БДР (бюджета доходов и расходов):
по функциональному принципу (по бизнес-процессам или направлениям деятельности), когда ответственность за статьи расходов в консолидированном БДР возлагается на функциональных директоров. Подразделения, объединенные в ЦФО, ответственные за группу функций, берут на себя от-ветственность за расходы, связанные с выполнением данных функций в рамках своих полномочий;
по ресурсному принципу, когда составляется ресурсный бюджет, где отражается общая сумма расходов на потребляемые ресурсы. Финансовая информация группируется и собирается не в разрезе реализуемых функций по ЦФО, а по видам ресурсов. Необходимо отметить, что выбор того или другого формата формирования БДР зависит от характера структуры управления предприятием (линейной, функциональной, линейно-функциональной или матричной).
Обеспечение процесса эффективного делегирования полномочий руководителям ЦФО по принятию оперативных управленческих решений;
Эффективное применение концепции управления по отклонениям, поскольку в данном случае заранее известно, какое из подразделений приносит доходы или несет те или иные затраты; топ-менеджмент может контролировать деятельность ЦФО и объективно оценивать качество работы их руководителей;
Обеспечение обоснованного выбора базы распределения общехозяйственных расходов по ЦФО/ЦП (центрам прибыли), что просто необходимо в рамках учета затрат по системе директ-костинг;
Мотивированный подход к выделению ЦФО (выделение новых ЦФО, разделение и объединение существующих) либо по функциональному, либо по линейному принципу.
Слабые стороны:
Руководители ЦФО склонны рассматривать только свое бизнес-направление, а не организацию в целом, что может идти в разрез с принципом коллегиальности бюджетного процесса;
Рост затрат на получение дополнительной информации от руководителей ЦФО, увеличение потоков документооборота;
Размывание ответственности по отдельным статьям основного бюджета по нескольким руководителям, особенно это относится к ресурсному планированию;
Увеличение времени на подготовку, согласование и утверждение бюджета, что вызвано большим количеством участников бюджетного процесса;
Зачастую очень слабая подготовка руководителей ЦФО в области финансового планирования.
Возможности:
Возможность оценки результатов работы конкретного подразделения (степени достижения поставленных целей), сравнения эффективности деятельности различных подразделений в финансовых показателях;
Возможность привлечения внимания топ-менеджмента предприятия к тем областям деятельности, где оно наиболее необходимо;
Возможность децентрализации бизнеса;
Возможность улучшения системы мотивации сотрудников ЦФО через выполнение ими запланированных показателей;
Возможность использования внутреннего (трансфертного) ценообразования, что особенно актуально для крупных холдинговых предприятий с разнообразным ассортиментом продукции, перечнем работ, услуг.
Угрозы:
Затраты на построение и внедрение данной системы в настоящее время не поддаются количественной оценке и могут оказаться больше, чем получаемый от ее использования эффект (по крайней мере в краткосрочной перспективе), что зачастую обуславливается отсутствием нормативной документации, регламентирующей финансовую структуру, а ее подготовка отнимает большое количество времени, необходимое для внедрения новой системы;
Непринятие данной системы функционалами в силу разных причин;
Угроза появления дублирующих служб и функций у различных подразделений;
Рост рисков, связанных с ошибками планирования, которые на начальном этапе неизбежны.
Таковы основные моменты SWOT-анализа управления по ЦФО, наиболее часто встречающиеся в практике постановки управленческого учета и бюджетирования. Проведение примерного анализа в рамках отдельно взятого предприятия позволит его специалистам и руководству ответить на вопрос: действительно ли так необходима финансовая структура, основанная на ЦФО, и какую выгоду это может принести в дальнейшем?
Другие работы по теме:
Методика проведения swot-анализа
Оценку внутренней среды фирмы - ее силу и слабость, а также внешних возможностей и угроз обычно называют swot-анализ. Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании.
SWOT – анализ
Анализ угроз и возможностей организации. Пример таблицы для анализа. Роль и значение данного вида анализа.
Сущность управленческого учёта
Предмет, метод и задачи управленческого учёта (УУ) Сравнительная характеристика финансового и управленческого учёта Информация в системе управленческого учёта
Внутренняя и внешняя среда предприятия 2
Содержание: Введение.........................................................................................3 стр. Глава I. Внутренняя и внешняя среда предприятия. Анализ внешней среды предприятия…………………….5 стр.
15
Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка
ный архив рунета
На первом этапе глубоко изучаются сильные стороны организации, ее конкурентные преимущества в областях
Использование swot
SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) представляет собой один из наиболее перспективных методов анализа, используемых при обосновании дальнейшего развития предприятия. Наиболее полно его возможности реализуются при обосновании стратегических решений, хотя он может успешно применяться при разработке и контроле за выполнением бизнес-планов.
Метод SWOT-анализа
Пpимeняeмый для aнaлизa cpeды мeтoд SWOT (aббpeвиaтypa cocтaвлeнa из пepвыx бyкв aнглийcкиx cлoв: cилa, cлaбocть, вoзмoжнocти и yгpoзы) являeтcя дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм, пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды. Пpимeняя мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями.
Основные положения SWOT-анализа
SWOT-анализ Смысл SWOT –анализа SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.
SWOT-анализ для ресторана "Cafе Vintage"
Анализ основных показателей внутренней среды предприятия ресторанного сервиса. Характеристика факторов внешней среды: состояние, наиболее высокий коэффициент. Сведение матрицы SWOT: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Стратегии предприятия.
Подход к положению предприятия на рынке
УДК 658.562 . Захарченко, канд. экон. наук. ПОДХОД К ПОЛОЖЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ В.И. Захарченко. Підхід до положення V.I. Zakharchenko. The approach to a
SWOT-анализ предприятия 4
SWOT-анализ предприятия Для того чтобы оценить положение марки на рынке, составим SWOT-анализ компании. SWOT-анализ – это качественный анализ существующих
Триангуляция
Московский колледж геодезии и картографии Работу выполнил Комосов Д.Ю. Студент группы АГС – 41. 1.Исходные данные……………………………………………………………… 3 2.Решение треугольников……………………………………………… 5
Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия позволяет компании направить свои (всегда ограниченные) ресурсы и усилия на ещё большее увеличение продаж и усиление конкурентного преимущества. Маркетинговая стратегия работает наиболее эффективно, когда является составной частью корпоративной стратегии, в которой описывается то, как компания должна находить и работать с клиентами, возможностями и конкурентами в данном сегменте рынка.
SWOT-анализ туристской фирмы "Натали-турc"
Эффективное использование имеющихся ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Выводы о сильных и слабых сторонах деятельности туристской фирмы в связи с внешними возможностями и угрозами. Разработка и реализация туристских услуг.
Assess The Relevance Of Swot Analysis Essay
, Research Paper TOPIC: ASSESS THE PRACTICAL RELEVANCE OF A S.W.O.T. ANALYSIS Definition:An important strategic planning tool, SWOT analysis, compares internal organizational strengths and weaknesses to external opportunities and threats. (SWOT is an acronym for strengths and weaknesses, opportunities and threats.) This analysis provides management with a critical view of the organisation s internal and external environment.
Swot AnalysisGillette Essay Research Paper Gillette is
Swot Analysis-Gillette Essay, Research Paper Gillette is leading worldwide home applicants, such as razor, battery, electronic and manual toothbrush, manufacturing company. On April 14, 1998, the company introduced the world s first triple blades razor and begun to sell July 1, 1998 in the United States and September in the Western Europe.
SWOT Essay Research Paper Question A
SWOT Essay, Research Paper Question A ? Analyse Market opportunities using S.W.O.T analysis. STRENGTHS Meadow Lea is regarded as an icon brand ? awareness is high and it has been a top selling brand for 26 years. Consumers clearly understand that that it is positioned as a family brand.
Bama Pie Swot Analysis Essay Research Paper
Bama Pie, Limited I. Introduction Bama Pie, Limited is a company that reinforced quality as a way of life. Bama Pie has been the single source supplier of pies to McDonald s U.S. operations. By providing top-quality pie products and never missing an order, Bama had been able to expand its core pie business by landing 50 percent of McDonald s oven-ready, prebaked frozen biscuit needs.
Lancome Swot Analysis Essay Research Paper StrengthRich
Lancome Swot Analysis Essay, Research Paper Strength Rich Experience in cosmetics industry Lanc?me has been established in cosmetics market since 1935. Lanc?me products have great varieties. Its products include skincare, makeup and fragrance products. In this way, Lanc?me’s experience of producing many different kinds of cosmetics products has been accumulated for 66 years.
Swot- анализ общая характеристика
SWOT-АНАЛИЗ общая характеристика. SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Этот акроним может быть представлен визуально в виде таблицы:
Регулируемые и нерегулируемые затраты
Доклад по дисциплине «Контролинг» на тему: Регулируемые и нерегулируемые затраты Выполнила студентка группы МОС-В-3-1 Исаева М.К. Сбор и обработка информации в управленческом учете ведутся с целью удовлетворения потребностей при решении различных задач. В зависимости от поставленных задач формируются и подходы к процедуре сбора и обработки информации.