Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.[1]
Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.
Монопсония возникает при следующих условиях:
на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.
Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.
При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных.
Применительно к биржам монопсония может быть также ложной, например, когда при высокой цене большинство покупателей не включается в торги.[2]
Другие работы по теме:
Типы монополии
Содержание Введение 1. Общее понятие монополии 4 2. Типы монополии 5 2.1 Источники монопольной власти 8 2.2 Барьеры для входа на рынок 9 2.3 Показатели монопольной власти 13
Ценовая и неценовая конкуренция 4
Институт дистанционного образования ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» Дисциплина: Экономическая теория. Контрольная работа № 81 Выполнила:
Монопсония на рынке труда
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра «Экономики и управления на предприятии»
Чистая монопсония
ВВЕДЕНИЕ На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
по Экономической теории 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра экономической теории КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Рыночные структуры несовершенной конкуренции
I. Вступление Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяй- ства, определяющий его сущность. Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Экономические последствия монополизма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Конкуренция 12
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Монополия рынка
Монопо́лия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Тест по Экономике
050302 – Международное право, 050301 - Юриспруденция Андарова Р.К. Основы экономической теории Экономическая наука – это: A) наука, изучающая человеческое поведение по поводу производства материальных благ и нематериальных услуг
Теория конкуренции
Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию. Становление конкуренции в отечественной экономике. Модели рыночных структур и их характеристика. Олигополия и ее характеризующие признаки. Монополия ее признаки и виды, монополистическая конкуренция.
Конкуренция и ее влияние на рынок
Міністерство освіти України Черкаський інженерно технологічний інститут Факультет перепідготовки фахівців КОНТРОЛЬНА РОБОТА По дисципліні “
Классификация рыночных структур
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2 Глава 1. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ…………………………..3 Глава 2.ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ…....5
Дискриминация на рынке труда
Понятие и виды дискриминации на рынке труда. Характерные черты монопсонистического вида. Особенности моделей склонности к дискриминации. Статистическая дискриминация. Влияние на рынок труда системы оплаты труда на основе работ сравнимой ценности.
Функционирование рынка труда
Определение заработной платы и занятости в условиях совершенной конкуренции. Подстройка рынка на взаимосвязанных локальных рынках труда. Спрос на труд при различной структуре рынка благ и рынка труда. Двусторонняя монополия и неравновесный рынок труда.
Рынок труда
Основные экономические понятия. Рынок труда в советской экономике и современной России. Государственное регулирование рынка труда. Проблемы монополии и антимонопольного регулирования. Усиление мотивации к изобретательству при наличии патентного права.
Монопсония
Власть монопсонии – способность единственного покупателя оказывать влияние на цены ресурсов, которые он закупает. Предельные издержки приобретения продукции монопсонистом. Кривая предложения для монопсониста. Равновесие монопсонии. Чистый монопсонист.
Антимонопольная политика государства
Понятие и виды монополий, их класификация. Монопольные цены и поведение монополистов. Антимонопольная политика и ее особенности в России. Проблема становления. Особенности Российского Монополизма. Методы антимонопольной политики.
Рыночный механизм и его элементы 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Альметьевский государственный нефтяной институт Кафедра менеджмента КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «Экономика»
Конкуренция и монополия
Конкуренция как борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара и ее виды. Понятие монополии, ее разновидности, отрицательные стороны. Признаки и модели рынка несовершенной конкуренции. Антимонополистическая деятельность государства.
Основные понятия маркетинга
Раздел 1 Вопрос 1 ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА Ответ Это английское слово не имеет аналогов в русском языке. Оно проис ходит от многозначного слова «market», которое как существительное означает «рынок», а как глагол переводится фразой «находить рынки сбыта». Можно перевести термин «marketing» как «процесс, связан ный с рынком» (во многих словарях его и переводят как «продажа, торговля», имея в виду основные процессы, происходящие на рынке).
Спрос на факторы производства
Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления.