Структура рынка 2

Рефераты по экономике » Структура рынка 2

Структура рынка


Рыночная система — довольно сложное образование. Чаще всего в качестве критерия ее структуризации называются объекты рыночных отношений. В роли последних выступают предметы потребления и услуги, средства производства, инвестиции, валюта, ценные бумаги, рабочая сила, информация. Соответственно объектам рыночных отношений выделяют:

• товарный рынок, включающий в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта (научно-технических разработок);

• финансовый рынок, куда входят рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок;

• рынок труда.

Потребительский рынок включает рынок продовольственных и непродовольственных товаров; рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и образования; рынок жилья; рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения.

Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения; рынка полезных ископаемых.

В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений, растущей интернационализации производства неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие — рынок инноваций, изобретений; рынок информационных услуг; рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.).

Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций. Инвестиционный рынок оказывает активное воздействие на другие рынки, прежде всего на потребительский. Вместе с тем общество всегда оказывается перед выбором: какую часть инвестиций вкладывать в средства производства («в будущее»), а какую — в выпуск товаров потребительского спроса («в настоящее»). На каждом временном этапе данная проблема решается с учетом ряда конкретных социально-экономических, политических и других факторов.

Кредитный рынок. Если предприятию для приобретения необходимых ресурсов не хватает собственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где предлагаются различные платежные средства (деньги, ценные бумаги). Предоставление кредита осуществляется за определенную плату в виде процента за кредит и на определенный срок.

Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги — это, как правило, кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателями. Они представлены акциями, облигациями, векселями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др. Основной вид ценных бумаг — акции и облигации, все остальные являются производными от них.

Система отношений по купле-продаже иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах, всех видов денежных знаков по свободным рыночным ценам выражается понятием валютно-денежный рынок. Посредством конвертируемых валют производятся международные денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, движением капиталов, туризмом и другие. По своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (в тех странах, где нет валютных ограничений) и с определенными ограничениями (где валютные операции осуществляются соответствующими государственными органами по официальным курсам).

Рынок труда — общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, то есть продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Формирование данного рынка предполагает в качестве предпосылок реализацию ряда условий. Так, необходимы условия для свободы предложения рабочей силы, для свободного выбора вида деятельности. Работодатель должен обладать реальным правом найма и увольнения работников (конечно, в рамках существующего трудового законодательства). Должны быть сняты всякие ограничения на движение заработной платы и других законных доходов при официальном установлении гарантированного минимума.