Рыночная экономика - бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Спрос показывает количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически.
Закон спроса - это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет покупательную способность потребителей, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. На спрос влияют и неценовые факторы (вкусы потребителей, их доход, цены на субституты, потребительские ожидания). Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функция спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает) [16, с.255].
Спрос на товары по-разному реагирует на изменение их цен, доходов потребителей и цен других товаров.
Спрос - количество (Q) товаров, которое потребители хотят и могут купить в определенное время по определенной цене.
Перекрестная эластичность спроса по цене - это процентное изменение величины спроса на товар при изменении цены другого товара [16, с.257].
Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар Y).
Exy = процентное изменение величины спроса на товар х (1.1.)
процентное изменение цены товара у
Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.
Эластичность спроса по доходу - это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода [16, с.258].
Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя.
Ei = процентное изменение величины спроса (1.2.)
процентное изменение дохода
Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.
Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.
Таким образом, перекрестная эластичность спроса по цене представляет собой процентное изменение величины спроса на товар при изменении цены другого товара; эластичность спроса по доходу - процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.
Список литературы
Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Микроэкономика. - Санкт-Петербург: «Литера Плюс», 1994. – 580с.
Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 144с.
Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М.: Дело, 2001. – 416с.
Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.: ил.
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. – М.: Республика, 1992. – 400с.
Микроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, М.К. Радько; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002. – 427с.
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – М.: ”Дашков и Ко”, 2003. – 864с.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра – М., 2000. – 560с.
Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Ч.1. – Обнинск: МАСЗ, 2000. – 181с.
Основы экономической теории: Курс лекций/ Под общ. ред. А.А. Кочеткова. – М.: ”Дашков и Ко”, 2004. – 492с.
Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с.
Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 608с.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 1998. – 562с.
Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.
Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.: «Плюсминус», 1994. – 168с.
Экономическая теория: Пособие для преподавателей и аспирантов. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с.
Другие работы по теме:
по Микро макроэкономика
Специальность: Информационные системы и технологии в экономике. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Микро макроэкономика ВАРИАНТ №7 Плиговка Леонида Николаевича
Перекрестная эластичность спроса по цене 2
Содержание Введение 3 1. Основные понятия 3 2. Понятие эластичности спроса и ее виды 5 3. Эластичность спроса по цене 5 3.1. Формула измерения эластичности спроса по цене 5
Задача по Экономической теории
ЗАДАНИЕ 2 Определить оптимальную цену на производимый товар А, используя методику, позволяющую одновременно учесть процессы, протекающие на рынке товара-заменителя (В), и динамику доходов населения.
Эластичность спроса и ее показатели
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 3 Эластичность спроса по доходу 12 4 Перекрестная эластичность спроса 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 7.Максимова В.Ф., Горяинова Л.В. «Микроэкономика» – 29-32 с. 18
Эластичность предложения. Другие виды эластичности
1. По аналогии с эластичностью спроса, эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг (объема предложения) в ответ на изменение рыночной цены. Измерение эластичности предложения производят с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.
Спрос на товар и его характеристика
Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.
Взаимодействие спороса и предложения
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.
Условия экономической эффективности
Вопрос № 1. Условия экономической эффективности. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
Эластичность спроса и предложения 7
Эластичность спроса и предложения Спрос и предложение зависят от многих факторов. Изменение этих факторов влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности. Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса
Эластичность спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара, ее виды и факторы, влияющие на нее. Производственная функция в долгосрочном периоде, предельная норма технологического замещения. Определение объем производства фирмы.
Контрольная по экономической теории
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Кафедра общей экономической теории Контрольная работа ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Вариант №5.
Предложение и спрос
Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - от рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. При тех же самых оговорках различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. (см. рис. 26).
Основы теории спроса и предложения 2
ТЕМА 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Теории спроса и предложения лежат в основе всей рыночной системы. Спрос и предложение – одни из важнейших элементов рынка.
Спрос и предложение 2
Спрос и предложение Спрос – желание и возможность потребителя приобрести определенное количество товара по определенной цене в определенный период времени.
Анализ товарного рынка основных продуктов питания
2.2 Анализ уровня концентрации и степени конкурентной среды на рынке хлебопродуктов. Для определения уровня концентрации используется коэффициент концентрации производства (G), который рассчитывается по формуле:
Проекции на плоскость цена-доход
На первый взгляд взаимозависимость между ценой товара и доходом потребителя абсурдна. Но на самом деле это не так. Ведь цена эта - равновесная, и она является результатом действия механизмов спроса и предложения.
Потребности
– это внутренние мотивы побуждающие к экономической деятельности. Экономическое благо – это средство удовлетворения потребностей имеющиеся в ограниченном количестве.
Спрос и предложение
Спрос и предложение, влияющие на них факторы. Закон спроса и предложения, рыночное равновесие. Равновесная цена. Модели равновесия Вальраса и Маршалла в неоклассической экономической теории, их характеристика. Теория эластичности спроса и предложения.
Изучение эластичности
Планирования объема и структуры производства. Эластичность и ценовые интервалы. Прогнозирование эластичности.
Оценка ценовой чувствительности потребителя
Любой потребитель чувствителен к цене, однако эта чувствительность может существенно изменяться от одной ситуации к другой в зависимости от важности, приписываемой товару, или, напротив, от неценовых жертв, связанных с приобретением товара.
Математическое моделирование
Математическое моделирование экономических параметров: определение вида и параметров функций спроса, затрат и производственной функции выпуска.
Ценовая дискриминация 4
Ценовая дискриминация Ценовая дискриминация — это способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по разным ценам и направленный на расширение объема продаж и увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу производителя в результате различий в спросе со стороны разных групп потребителей.
Стратегия ценообразования 2
Стратегия ценообразования – это выбор определенной динамики изменения исходной цены товара, максимально соответствующей целям предприятия. В зависимости от стадии жизненного цикла продукции политика цен, в рамках политики маркетинга, так же меняется. Согласно И. Ансоффу, на стадии внедрения нового вида продукции различают четыре стратегии ценовой политике.