25 сентября т.г. состоится рассмотрение в первом чтении проекта федераль- ного бюджета России на 2003 г. Напомним, что 25 августа Правительство РФ внесло изменения в направленный в Госдуму проект главного финансового инструмента страны на 2003 г. Увеличился прогноз ВВП (до 13050 млрд. руб.), доходов (до 2417,79 млрд. руб.) и расходов (до 2345,64 млрд. руб.), а также несколько скорректирован размер профицита (с 72,06 млрд. руб. до 72,15 млрд. руб.).
Инфляция запланирована в пределах 10-12%, прирост денежной массы - порядка 25%, среднегодовой курс – 33,7 рубля за 1 доллар.
Объем привлечения на рынке государственных ценных бумаг в 2003 г. планируется в размере 162,6 млрд. руб. Программа внешних заимствований на 2003 г предполагает привлечение иностранных кредитов и займов в объеме $1,93 млрд., из которых на сумму до $1,25 млрд. возможен выпуск еврооблигаций.
Важнейшими приоритетами бюджетных расходов в 2003 г. определены обеспечение обороны и безопасности, судебная реформа, развитие науки и образования.
Основные параметры федерального бюджета ($ млрд.):
2001 г. факт |
в % к ВВП |
2002 г. ожидаемая оценка |
в % к ВВП |
2003 г. проект |
в % к ВВП |
Доходы |
52.8 |
17.6% |
69.3 |
19.9% |
71.7 |
18.5% |
- налоговые |
48.5 |
16.2% |
54.7 |
15.7% |
56.2 |
14.5% |
- неналоговые |
3.7 |
1.2% |
3.9 |
1.1% |
4.3 |
1.1% |
Расходы |
44.0 |
14.7% |
66.9 |
19.2% |
69.6 |
18.0% |
- процентные |
7.7 |
2.6% |
8.5 |
2.4% |
8.2 |
2.1% |
- непроцентные |
36.3 |
12.1% |
58.4 |
16.8% |
61.4 |
15.8% |
Профицит |
8.8 |
2.9% |
2.5 |
0.7% |
2.1 |
0.6% |
Источник: Минфин РФ, расчеты РЭО
Вывод: На наш взгляд, бюджет на 2003 г. будет принят в Думе в первом чтении без изменений. Анализируя параметры проекта федерального бюджета-2003, видно, что размер профицита снижается в течение 2001-2003 гг., а по сравнению с 2001 г. - в 4 с лишним раза. Непроцентные расходы снизятся в 2003 г. по сравнению с прогнозом по итогом 2002 г. на 1%, тем не менее по абсолютному значению их размер почти в 2 раза превышает значение показателя в 2001 г. В течение 2001-03 гг. также заметно последовательное снижение в % к ВВП налоговых доходов федерального бюджета. Доходы и расходы бюджета в 2003 г. по сравнению с ожидающимися по итогам 2002 г. снизятся в % к ВВП на 1,4 и 1,2 процентных пункта соответственно.
В целом размер федерального бюджета по-прежнему остается смехотворным, что совершенно не соответствует статусу члена “большой восьмерки”. Неужели можно считать успехом увеличение доходной части по сравнению с 2002 г. на $2,4 млрд. при увеличении на $2,7 млрд. расходной части и снижении профицита? Задачу удвоения (существенного увеличения) бюджета, о чем мы неоднократно писали, выполнить в очередной раз не удалось. Разве можно России на $70 млрд. нормально содержать армию или поддерживать систему образования и здравоохранения? На нынешнем этапе федеральный бюджет России должен был бы составлять порядка $300 млрд. для адекватного функционирования нашего государства. Для сравнения размер госбюджета Польши, крупнейшей страны Восточной Европы, где проходят в целом аналогичные процессы в экономике, по итогам 2001 г. составил $35,3 млрд. при населении в 38,6 млн. чел. Логично было бы предположить, что размер бюджета России, в связи с тем, что население страны на 01.01.2002 г. составляло 144 млн. чел., должен быть почти в 4 раза больше за тот же период, однако это не так. По итогам 2001 г. доходы федерального бюджета РФ составили $52,8 млрд., что лишь в 1,5 раза превышает показатели Польши.
В отношении же отказа от профицита, о чем в настоящее время ведутся разговоры (в частности, об этом заявил 15 августа премьер-министр РФ М. Касьянов), необходимо отметить следующее:
Период высоких выплат по внешнему долгу в 2003 г. не закончится, они останутся существенными до, как минимум, 2007 г. Поэтому в том или ином виде финансовый резерв в ближайшее время будет необходим, и говорить об отказе от профицита пока рано.
Важен вопрос: что вкладывается в понятие “беспрофицитный бюджет” - сбалансированный или дефицитный? Переход к дефицитному бюджету потребует финансирования отрицательной разницы между доходами и расходами. В условиях законодательно незакрепленного статуса финансового резерва возникает опасность, что средства будут изыматься оттуда, ставя под угрозу способность государства отвечать по своим обязательствам. Другим вариантом финансирования дефицита является наращивание внутреннего госдолга. Однако мы уже не раз отмечали (например, в “Вестнике” №49), что курс правительства на внутренние заимствования пока явно преждевременен и сомнителен.
Безусловно, лучше жить со сбалансированным бюджетом, в который уже включено обслуживание долга.
Профицит обычно имеет место, когда появляются временные экстраорди- нарные факторы (например, высокие цены на нефть), которые неизбежно исчезнут впоследствии, то есть нет смысла серьезно корректировать налоговую систему. В наших же условиях профицит лишь отчасти экстроординарный, государство явно недофинансирует многие сферы жизни. Поэтому профицит в России, скорее перестраховка на случай безответственности властей всех уровней.
Правительству следует стремиться к формированию сбалансированного бюджета. Возможность точного прогнозирования расходов государства и сопоставимых им доходов характеризует стабильное и предсказуемое развитие экономики.
В целом же достичь существенного увеличения размеров федерального бюджета можно только в результате роста экономики за счет структурных реформ, улучшения администрирования всей государственной системы, кардинального улучшения фискальной ситуации путем расширения налогооблагаемой базы и увеличения собираемости налогов, для чего требуется создание благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций, а также преодоления коррупционных факторов. Кроме того, необходим четкий и жестко закрепленный законодательно статус финансового резерва и целевой характер использования его средств для того, чтобы этот инструмент реально заработал. Также четко должны выполняться обязательства по выплате заработной платы и финансированию государственных программ.
Говорить же об эффективности деятельности налоговых органов, к сожалению, пока не приходится, учитывая фактически выпавший $1 млрд. по итогам I полугодия т.г. Кроме того, уровень инфляции, заложенный в бюджет 2003 г. на уровне 12%, означает фактическое признание правительством своего бессилия. Совершенно очевидно, что одним из источников инфляции является анахронизм обязательной продажи валютной выручки, который по-прежнему действует. К тому же все еще нет эффективной денежно-кредитной политики, направленной на укрепление национальной валюты, отсутствует механизм рефинансирования банковской системы, призванный усилить влияние ЦБ на денежные процессы в стране, не стимулируется создание новых здоровых банковских институтов – все это равноценно провалу политики Центробанка, который продолжает думать, что его главная задача – валютные резервы и курс рубля к доллару.
Несмотря на то, что в настоящее время пока сложно качественно оценивать параметры федерального бюджета на 2003 г., так как приведены лишь проектные значения, основываясь на вышеизложенном, нельзя, на наш взгляд, сказать, что бюджет-2003 прогрессирует по сравнению с текущим, а тем более прошлым 2001 годом.
Другие работы по теме:
Основные направления налоговой политики Российской Федерации
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Бюджетный дефицит 8
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой.
Региональное казначейство
Региональное казначейство является системой финансовых органов субъекта Федерации, имеющих исключительные полномочия по исполнению регионального бюджета по доходам и расходам, управлению счетами бюджета и бюджетными средствами.
Список журнала Forbes за 2003 г
Список журнала "Forbes" за 2003 г. Российские миллиардеры становятся богаче 26 февраля журнал "Forbes" опубликовал ежегодный список самых богатых людей мира. По сравнению с предыдущим годом список увеличился на 64 человека до 587 миллиардеров. Число российских миллиардеров, которые уже в четвертый раз входят в данный рейтинг, увеличилось до 25 человек (см. табл. 1).
Аналитическая записка по доходам бюджета Самарской области за 2008 2009гг.
Доходы бюджета Самарской области в 2009 г. были запланированы в размере 76 959 858 304 рублей, что на 6,9% или на 5 699 557 076 рублей меньше чем было запланировано на аналогичный период 2008 года, расходы в размере 88 392 877 945 рублей, что на 4 994 045 905 рублей или на 5,3% меньше чем в 2008 году. Дефицит бюджета в 2009 году составит 11 433 019 641 рублей или 12,9%, а в 2008 году дефицит бюджета был запланирован в размере 10 727 508 470 рублей или 11,5%, следовательно, дефицит бюджета в 2009 по сравнению с 2008 годом увеличился на 6,17% или на 705 512 171 рублей.
Бюджет Кыргызской Республики 1991-1995 гг
Text Классификация доходов бюджета Кыргызской Республики за 1992 год (в % к ВВП) Graphics Классификация доходов бюджета Кыргызской Республики за 1993 год (в % к ВВП)
Налоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области
в 2009 году увеличатся на 42,7% по сравнению с уточненным планом 2008 года (НИА "Нижний Новгород" - Мария Кулагина) Налоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2009 году увеличатся на 42,7% по сравнению с уточненным планом 2008 года, сообщает пресс-служба правительства региона.
Бюджетный процесс на местном уровне 2
Содержание Введение……………………………………………………………………3 Понятие бюджетного процесса на местном уровне…………………5 Составление проекта бюджета………………………………………...6
Бюджетный процесс в РФ 2
Министерство образования и науки Российской Федерации Кафедра «Финансы, бухгалтерский учет и аудит» РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО ТЕМА: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
Динамика налоговых доходов федерального бюджета
Доходы федерального бюджета Российской Федерации в период 2007 – 2009 годов формировались за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления включали: налог на прибыль организации, единый социальный налог (отменен с 1 января 2010 года), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
Анализ доходов бюджета г. Новосибирска за 2005–2007 годы
Проведение горизонтального и вертикального анализа доходов бюджета г. Новосибирска за 2005-2007 годы. Рост доходов за счёт увеличения налоговых и неналоговых доходов и резкое уменьшение доли безвозмездных поступлений в доходную часть бюджета в 2006 году.
1. 1 Применение биосурфактантов 8
Содержание Введение 7 1 Литературный обзор 8 1.1 Применение биосурфактантов 8 1.2 Классификация биосурфактантов 10 1.3 Физико-химические свойства биосурфактантов 13
Оценка деятельности подразделений управления персоналом
Оценка деятельности подразделений УП - это систематический, чётко организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом , с итогами деятельности других организаций.
Планирование проекта
Для проекта должен быть сформулирован список решаемых проблем. Основная цель проекта (миссия) должна быть доведена до сведения всех участников. Должны быть идентифицированы риски и, там, где возможно, исключены случайности.
Производственные критерии оценки проекта
Основные задачи оценки инновационного проекта, собирание и анализ сведений о перспективности управленческих решений, организованных в проект. Оценка экономической эффективности проекта, рисков, внешних условий. Критерии оценки инновационного проекта.
Управление рисками проекта
Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте. Риски могут быть "известные"- те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. Риски "неизвестные" - те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы.
Федеральный бюджет США
(англ. the Budget of the United States Government; англ. the United States federal budget) предлагается Президентом США в виде запроса к Конгрессу. В нем содержатся рекомендации по структуре расходов федерального правительства на следующий финансовый год (начинающийся 1 октября). В ходе рассмотрения бюджета в Конгрессе законодатели принимают законы об ассигнованиях, которые направляются Президенту для подписания.
Профицит бюджета
Профицит бюджета. Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами. Явление профицита не является абсолютно положительной ситуацией и зависит это прежде всего от причин возникновения профицита бюджета.
Загрузка XML-данных в скринсейвер
Понятие и назначение механизма парсер, его значение в синтаксическом анализе заданной информации, поддержке ее актуальности. Создание и реализация скринсейвера, подгружающего данные о погоде с определенного сайта. Состав проекта и его динамическая схема.
Бизнес-планирование для Интернет-проекта
Глубина и правильность бизнес-планирования, учет всех факторов, определяющих рыночную ситуацию на первом этапе реализации проекта часто определяют его успех или провал, будь то небольшой интернет-магазин или мегапортал транснациональной компании.
Бюджетный процесс Санкт-Петербурга
Предлагается изменить статью 222 БК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Бюджетное обязательство - это обязательство, в силу которого орган, исполняющий бюджет, обязан произвести выплаты из бюджета в счет исполнения денежных обязательств получателя бюджетных средств. Отказ в выплате может иметь место лишь в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 226 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Сахали н-2 нефтегазовый проект
«Сахали́н-2» — нефтегазовый проект, реализуемый на острове Сахалин на условиях соглашения о разделе продукции. О проекте Проект предусматривает разработку двух шельфовых месторождений:
Атанасов Джон Винсент
Атанасов Джон Винсент (1903-1995) - автор первого проекта электронной цифровой вычислительной машины.
Этапы разработки инвестиционной стратегии
1.Определение периода формирования инвестиционной стратегии Выбор стратегических целей инвестиционной деятельности Определение направлений инвестирования и источников финансирования
Современные принципы управления инновационными проектами
Современные принципы управления инновационными проектами Романова Мария Вячеславовна Особенностью современных инновационных проектов является то, что позитивные и негативные тенденции становятся все более ощутимыми уже на ранних стадиях жизненного цикла.
Оценка риска инвестиционных проектов
С.В. Король, А.В. Дорожкин ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск ОЦЕНКА РИСКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В настоящее время в России происходит процесс стабилизации и развития производств, в частности базовых для российской экономики добывающих и перерабатывающих отраслей.