СССР всегда занимал одно из ключевых мест в мировой хозяйственной системе. Страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, весомым производственным и научно-техническим потенциалом, заставляла считаться с собой в определении тенденций мирового развития и установлении межгосударственных хозяйственных связей. Тем более важно сейчас, когда Россия и страны СНГ переживают трудные времена, сохранить хотя бы основные позиции в международной экономической жизни.
Сложность проблемы состоит прежде всего в том, что приходится работать в двух направлениях: с одной стороны, поддерживать связи с бывшими республиками СССР (с ближним зарубежьем), а с другой - завоевывать мировой рынок, утверждать себя как равноправный рыночный партнер со странами дальнего зарубежья. Решение этих задач осложняется неэффективной структурой экономики , отсталостью технологической базы производства, нерешенными социальными задачами.
Необходимо четко представлять особенности современного этапа экономической жизни, понимать, что без интеграции в мировую хозяйственную систему сейчас ни одна страна существовать не может. Это одно из условий эффективного развития любой экономики.
Зависимость экономики государств СНГ от мирового хозяйства уже подтвердилась разразившимся финансовым кризисом. Даже частичная изоляция от мировых рынков, потеря экспортерами части рынков сбыта привела к сокращению производства, росту безработицы, снижению совокупного спроса. Уменьшение экспортной выручки создало дополнительные трудности в покупке товаров за рубежом, в том числе и инвестиционных, в обеспечении спроса на товары, не производимые в стране.
В работе по укреплению внешнеэкономических связей необходимо не только завоевывать новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся отношения с бывшими республиками СССР.
К сожалению, по-разному складываются отношения России с государствами - участниками СНГ. Положительным результатом является заключение договора о Союзе России и Белоруссии. Есть позитивные сдвиги во взаимоотношениях интеграционной "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). В целом, однако, настоящего динамизма в сотрудничестве стран СНГ нет: нарастает груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот.
В отношениях между странами СНГ по-прежнему первое место занимает внешняя торговля, это обоснованно. Опыт стран, входящих в ЕС, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными товарами послужило стимулом для развития национальной экономики каждой страны.
Получение суверенитета бывшими союзными республиками привело к: развалу некогда единого экономического пространства. Все новые государства резко сократили обмен товарами между собой и попытались переориентироваться на дальнее зарубежье. Но жизнь все поставила на свои места: оказалось, что бывшие республики не могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке, и единственными партнерами, готовыми поддерживать с ними торговые отношения, оказались их соседи по ближнему зарубежью. Правда, постепенно ситуация начала меняться, но до сих пор значительная доля экспорта этих стран приходится на СНГ.
В то же время существует ряд конкретных причин, сдерживающих развитие внешнеторговых отношений бывших союзных республик. Реформы идут трудно, экономика находится в кризисном состоянии, сокращается платежеспособный спрос и увеличиваются неплатежи. Это касается как внутреннего, так и внешнего рынка. В силу технологической отсталости производств товары, которые выходят на внешний рынок, имеют низкое качество, а цены, по которым они продаются на внутреннем рынке, максимально приблизились к мировым. В результате стало выгоднее покупать более качественные, а часто и менее дорогие товары, поставляемые из дальнего зарубежья.
Одновременно необходимо иметь в виду, что либерализация внешней торговли привлекла в эту сферу деятельности субъектов, не имеющих ни опыта, ни знаний вопросов конъюнктуры и порядка взаимных расчетов. Как правило, у них нет ни банковских гарантий, ни страхования по внешнеэкономической деятельности. Они не приучены выполнять свои обязательства по договорам и нести за это ответственность. Естественно, что все это ведет к взаимному недоверию, нарушению законодательных актов и не способствует укреплению торговых контактов.
Если учесть еще неустойчивость многих национальных валют, удорожание транспортных тарифов, а в ряде случаев и невозможность транспортировки (Кавказский регион и Таджикистан), то становится понятным, почему все быстрее бывшие республики расширяют контакты с дальним зарубежьем, сокращая неперспективные и неэффективные связи со странами СНГ.
Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений между странами СНГ возможно только при устранении указанных причин. Положительная тенденция в этом процессе наметилась в 1995 г., когда впервые объем экспортных операций стран СНГ увеличился на 9,3% по сравнению с 1994 г. Увеличение сохранилось и в последующем. Российский экспорт за 9 месяцев 1996 г. в страны СНГ возрос на 19,6%, а импорт - на 26,2%.
Естественно, что процесс укрепления внешнеторговых связей стран - членов СНГ потребует длительного времени и станет возможным при условии стабилизации экономики этих стран, оптимальном использовании имеющегося транспорта и связи, разработки единых транспортных тарифов на территории СНГ. Важную роль могут сыграть развитие связей в производственной и инвестиционной деятельности, создание совместных корпораций, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний.
Другие работы по теме:
Экономическая интеграция стран СНГ (доклад)
Важнейшим событием конца ХХ в. стал распад экономической системы социализма и построенной на ней системы международных эк. отн. После 50 лет существования развалилась организация Совета Экономической Взаимопомощи, включ. 10 социалистических стран, расположенных на трех континентах. Перед прекращением деятельности СЭВ на долю стран, входивших в эту организацию, приходилось 25% производимого в мире национального дохода.
Объединенный аграрный рынок стран СНГ
Общий аграрный рынок формируется поэтапно путем освоения режимов зоны свободной торговли и таможенных союзов, с постепенным включением в орбиту этого рынка отдельных продуктовых сегментов, с целенаправленным развитием инфраструктуры.
Национальные интересы и внешняя политика России на постсоветском пространстве
Национальные интересы и внешняя политика России на постсоветском пространстве. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркнуто, что национальные интересы России в международной сфере заключаются в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества независимых государств.
Миграционная политика в Республике Беларусь
Несогласованность национальных иммиграционных законодательств стан СНГ как одна из причин развития нелегальной миграции на современном этапе. Национальная программа демографической безопасности Беларуси и ее значение в оптимизации миграционных процессов.
Экономический суд СНГ
Экономический суд — орган Содружества Независимых Государств. Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 г.
Экономический суд СНГ: проблемы и перспективы
Довольно широко распространено мнение о том, что принятые главами государств и правительств СНГ более четырехсот соглашений и договоров не работают, само Содружество создавалось лишь для цивилизованного "развода" республик при распаде бывшего СССР
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Содружество Независимых Государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Участниками этого объединения являются 12 государств - все бывшие союзные республики СССР, за исключением прибалтийских.
Содружество Независимых Государств: общая характеристика
Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР. Ее учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
Деятельность Республики Беларусь в рамках СНГ
Цели и функции Содружества Независимых Государств, основные направления сотрудничества. Современные развитие, основные направления и перспективы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Интересы Беларуси в рамках СНГ.
Развитие интеграционных процессов в СНГ
Анализ необходимости восстановления и развития интеграционных связей для стран-участниц Содружества Независимых Государств. Перспективы интеграционного сотрудничества между ними. Основные направления и механизмы формирования Экономического союза.
Законодательные основы борьбы с международным терроризмом
Законодательства по борьбе с терроризмом имеются и на национальном и на международном уровнях. После терактов 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что их законодательство или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня.
Доминион
Доми́нион (англ. dominion, от лат. dominium — владение) — фактически независимое государство в составе Британской империи (ныне — в составе Британского Содружества), признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором.
Австралийский референдум 1999
года был проведён на территории всей страны и содержал два вопроса: желают ли жители преобразовать страну из королевства Содружества в республику и по изменению конституции.
Сражение при Монте-Пулито
Сан-Маринское сражение — столкновение между 278-й пехотной дивизией вермахта и британскими силами Содружества (преимущественно индийских гурков), случившееся 18 сентября 1944 в Монте-Пулито, между Фаэтано и городом Сан-Марино и около реки Кандо, в долине реки Марано (Сан-Марино). В битве погибли 9 стрелков-гурков, впоследствии награждённых Крестом Виктории, которые были погребены на военном кладбище Римини.
Малайская Федерация
(малайск. Persekutuan Tanah Melayu) — федерация 11 штатов (9 малайских султанатов и британские поселения Пинанг и Малакка), существовавшая с 1948 по 1963 годы.
Флаг Северных Марианских островов
Введение 1 История 2 Значение элементов Флаг Северных Марианских островов Введение Национальный флаг Содружества Северных Марианских островов — был принят 1 июля 1989 года. Последнее изменение флага датировано 1995 годом.
Аббатство объединение писателей
Абба́тство (объединение писателей) (фр. Abbaye de Crйteil) — объединение писателей в начале XX века во Франции. История «Аббатства» начинается осенью 1906, когда несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, П. Ж. Жув, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков Парижа, в помещении упразднённого аббатства.
Лондонская конвенция 1827
года — конвенция, подписанная в Лондоне 6 июля 1827 года представителями России, Великобритании и Франции. Великобритания и Франция пошли на заключение этой конвенции, чтобы ослабить влияние России, заинтересованной в создании на Балканах дружественных ей государств.
Министр иностранных дел Великобритании
Введение 1 Пост министра 2 Министры иностранных дел в 1782-1801 3 Министры иностранных дел в 1801-1900 4 Министры иностранных дел в 1900-1968 5 Министры иностранных дел и по делам Содружества Наций с 1968
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека — международный договор, заключённый в 1995 году. Согласно статье 34 Конвенции, она увязывается с принятым в 1993 году Положением о Комиссии по правам человека СНГ. Вступление в силу, согласно статье 38, предусмотрено после ратификации тремя странами.
Гимн Великобритании
«Боже, храни Короля/Королеву!» (англ. God Save the King/Queen) — патриотическая песня, национальный гимн Великобритании, используемая для важных государственных и общественных событий в Великобритании. Также, королевский гимн Канады, Австралии, Новой Зеландии и некоторых иных стран Королевств Содружества.
Содружество наций
План Введение 1 Основы Содружества 2 Развитие 3 Членство 4 Несостоявшееся членство 5 Прекращение членства 5.1 Приостановление участия в делах Содружества
Форум АТЭС 2008
Форум АТЭС 2008 Саммит АТЭС Перу 2008 (англ. APEC Peru 2008) — двадцатая ежегодная встреча лидеров государств АТЭС в Перу. Встреча глав государств проходила 22-23 ноября 2008 года в столице Перу Лима. На 21 страну АТЭС приходятся 60 % мирового ВВП.
Декларация Бальфура 1926 года
Деклара́ция Ба́льфура 1926 го́да (англ. Balfour Declaration of 1926) — заключительный отчёт конференции стран Британской империи, состоявшейся в 1926 году. Документ получил своё название по имени лорда Артура Бальфура, первого графа Бальфурского.
Президентские выборы в Киргизии 2009
Президентские выборы прошли в Киргизии 23 июля 2009 года.[1] Кандидаты Курманбек Салиевич Бакиев, действующий президент Киргизии, выдвинут на второй срок правящей партией Ак Жол.
Правовые основы консульской службы Российской Федерации
Аспекты нормативно-правовой базы российской консульской службы. Венская конвенция о консульских сношениях, а также ряд многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств, двусторонних консульских конвенциях.
Тувалу
Территория: архипелаг из 9 коралловых атоллов в Полинезии общей площадью 26 кв. км.
Тонга
Территория: 3 группы относительно крупных и более 150 мелких островов преимущественно вулканического, а также кораллового происхождения общей площадью 748 кв. км, расположенных в Полинезии.