Управленческое консультирование и консультанты в России: как их классифицировать?
Рынок управленческого консалтинга, как тема для обсуждения среди людей, опирающихся на мнение консультантов при ведении бизнеса, продолжает причудливо менять свои конфигурации. Безусловно, сами тенденции развития экономики всячески способствуют выходу консалтинговых услуг на новый, более качественный уровень как с точки зрения авторитетности услуг, так и с точки зрения емкости рынка и размеров обращающихся на нем денежных средств. Реально также положение, что рынок консалтинговых услуг окончательно сложился. По мнению большинства экспертов, еще не появилось четкой классификации видов деятельности в этой области. В то же время появилось определенное количество авторитетных личностей, обладающих методиками, которые практически опробованы и результативны.
Не явность, размытость ориентиров и категорий, определяющих попытки классифицировать по типам управленческое консультирование оставляет для всех, кто интересуется данным вопросом, возможность условного деления по типам.
Весьма существенна оговорка, связанная с тем, что исследуется и классифицируются именно российские консультанты. Понятно, что критерии в таком деле могут быть разные.
Наиболее распространенным считается западное деление управленческих консультантов на экспертных, процессных и обучающих.
Во всех случаях управленческие консультанты выделяются из массы прочих специалистов тем, что в качестве объекта консультирования для них всегда выступает первое лицо организации (управленец) со всеми его проблемами (финансовыми, кадровыми, социальными).
При этом экспертные консультанты являются профессионалами в какой-либо предметной области деятельности и воспроизводят эту деятельность в рамках ограниченного пространства (к примеру, предприятия).Позиция консультанта определяется как доминирующая по отношению к консультируемому, а их профессионализм не подвергается никакому сомнению
К этой категории преимущественно относятся консультанты, ставящие цели, — разрабатывающие стратегию и политику предприятия, основные направления его развития (пример - фирмы “большой пятерки”: PriceWaterhouse&Coopers, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche, Arthur Andersen). Логично отнесение к указанной категории технологических консультантов — тех, кто продает свои знания в области конкретных технологических процессов и отраслевых “ноу-хау”. В России их представляют высокопрофессиональные сотрудники отраслевых НИИ, министерские работники, а также опытные действующие менеджеры компаний-лидеров рынка.
Процессные консультанты помогают осмыслить уже намеченные консультируемым цели и организуют деятельность по их достижению. Иначе говоря - это консультирование по способам достижения цели. Значительная масса большинство присутствующих сегодня на рынке консультантов — процессные, отвечающие за тот или иной процесс на предприятии (постановка управленческого учета, разработка и реализация маркетинговой политикой, управление финансами)
Обучающие консультанты – в основном преподаватели экономических ВУЗов или выходцы из системы переподготовки кадров (повышения квалификации).
Рынок управленческого консультирования использует термин “дженералисты”. Их характерной особенностью является способность поставить цели различных подразделений предприятия и осуществить их достижение, охватив таким образом область и экспертного, и процессного консультирования.
Как отдельная категория существуют концептуалисты, решающие задачи большой концептуальной сложности.
Кроме того, на рынке присутствуют консалтинговые фирмы, специализирующихся на каком-либо узком вопросе.
Правильной стыковкой стратегических задач, задач организационного развития, оперативного управления и построения управленческой информационной системы занимаются системные аналитики.
Другие работы по теме:
Характеристика ПХД ЗАО "Инвестиционная компания ЮНИТЕР"
Инвестиционная компания "ЮНИТЕР". Анализ организационной структуры, производственно-хозяйственной деятельности, объема произведенной продукции, объема реализованной продукции, прибыли от реализации продукции, финансового состояния предприятия.
Концепция соционики
Архитектуру научного здания "соционика" как совокупности знаний о внешних и внутренних проявлениях психики человека я представляю себе в виде СИСТЕМЫ многих СИСТЕМ.
Элементы психотерапии в практике
Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, формы работы с конкретными запросами. Установление психологического диагноза клиента. Два вида психологического консультирования. Психотерапевтическое воздействие.
Виды психологического консультирования
Консультирование по проблемам карьеры. Консультирование в интимно-личностном аспекте, его сущность, особенности и значение. Варианты проблем, наиболее часто встречающихся в практике психологического консультирования. Решение подростковых проблем.
Основы психологического консультирования
Психологическое консультирование – профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку.
Основы психологического консультирования в организации
Функции организационного психолога, его свобода и независимость. Консультирование в организации: виды, модели, принципы. Диагностика в организационном консультировании. Психологическое сопровождение командообразования в организационном консультировании.
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)» студентам психологам дневного, вечернего и заочного отделений, обучающимся на факультете психологии по профессиональным образовательным программам подготовки специалистов и магистров
Перспективы развития консалтинга
Рынок консалтинговых услуг складывался в нашей стране долго и тяжело. Вся история становления российского бизнеса (от первых кооперативов до сложно структурированных холдинговых компаний) демонстрировала неформализуемые и нетипичные подходы к управлению.
Основные понятия консалтинга
Введение Консалтинг (англ. consulting — консультирование) — вид профессиональных услуг (как правило, платных), предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса. В общем случае консалтинговая деятельность включает анализ существующих бизнес-процессов клиента, обоснование перспектив развития и использования научно-технических, организационных и экономических инноваций с учетом предметной области и особенностей бизнеса клиента.
Услуги по управленческому консультированию
История мировой индустрии управленческого консультирования. Рынок консалтинговых услуг в период перехода России к рыночной экономике. Мировая практика, управленческий консалтинг сегодня. Структура услуг в современном консалтинге и тенденции его развития.
Управленческое решение на примере розничной торговли
Управленческие функции, принятие решений. Управленческие решения по снижению потока краж в магазинах, тем самым увеличивая прибыль торговой организации. Анализ способов борьбы с воровством. Методы, средства, инструменты для достижения результата.
Управленческое консультирование
Требования к претенденту на работу в службе управленческого консультирования. Личные качества претендента на работу в службе управленческого консультирования. Отбор претендентов на работу в консалтинговой компании. Развитие рынка бизнес-консалтинга.
Как и зачем покупать консультанта
У консультирования всегда есть две стороны: сам консультант и менеджер, который заказывает консалтинг. Взаимодействие обеих сторон сильно затрудняют обстоятельства развития бизнеса в России.
Профессиональная компетенция консультанта
Описание профессиональной компетенции консультанта. Дополнительная информация о технической компетенции. Стратегия консультирования. Стратегия в консультировании — это выбор дороги, которая ведет от одного состояния (настоящего) к другому (будущему).
Основные виды и содержание консультационных отчетов
Информация, предоставляемая клиенту в промежуточных отчетах. Обзор выполненной работы, оценка полученных преимуществ и рекомендации в заключительном отчете. Содержание справочного отчета для консультирующей организации и внутреннего отчета клиента.
Консультирование в области управления человеческими ресурсами
Проблема организации найма персонала и система управления кадрами. Консультирование по вопросам связи стратегии, организационной структуры и управления человеческими ресурсами. Классификация служебных должностей. Роль менеджеров в управлении персоналом.
Консалтинговые агентства на рынке труда
Понятие и сущность консалтинга, примеры консалтинговых организаций. Определение соотношения работников и работодателей с организациями в сфере предоставления первым услуг управленческого консультирования. Консалтинговые агентства на рынке труда.
Основы управленческого консультирования
Управленческое консультирование можно считать перспективным и стратегически важным направлением и видом предпринимательской деятельности, преследующей не только собственные экономические цели. Необходимость экспертного, управленческого консультирования.
Консультационное право в России
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Становление рынка консультирования в России 4 Специфика консультационной деятельности в России 5 Тенденции в сфере консультационной деятельности 9
Управление продажами
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ РЕКЛАМЫ Кафедра теории рекламы и массовых коммуникаций Специализация «PR в рекламной деятельности»
Услуги, сопутствующие аудиту
Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита. Аудиторские организации согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Услуги, сопутствующие аудиту, и порядок их предоставления
Понятие и сущность сопутствующих аудиту услуг, их перечень, особенности, ответственность и оформление, а также факторы, влияющие на активизацию их рынка. Анализ стандарта "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним".