Содержание
Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.1. Рынок нефтепродуктов Московского региона. 1.1. Географические границы рынка. 1.2. Продуктовые границы товарного рынка.2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.4. Обобщенные данные. Заключение. Дальнейший прогноз. Список использованной литературы.
Введение.
Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.
В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяныхзапасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний[1], их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти. Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали своюдеятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского[2]. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы[3]. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, NesteOy, NirskHidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RDShell, Statoil и TotalFinaElf[4]. В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т. Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть. На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,Витино и Мурманск. Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.
1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.
1.1. Географические границы рынка.
Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.
1.2. Продуктовые границы товарного рынка.
Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).[3]
2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.
В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.
Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС. [4]
Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.
В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.[2]
3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.
В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».
В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.[4]
Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.
Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.
В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако
увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.
4. Обобщенные данные.
1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.
2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.
3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.
4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.
5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.
6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.
7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.[3]
Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».
Список использованной литературы:
1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003. 2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9. 5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. – М., 2000.
Другие работы по теме:
Рынок 4
3. Рынок: понятие, функции, структура Рынок — это система взаимодействия производителей и потребителей, основанного на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен
Сорта нефти
Сорта нефти Важнейшим источником получения различных углеводородов в промышленности является нефть.Нефть представляет собой маслянистую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Она легче воды и в воде не растворяется.
Налог акцизный
- один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили.
Грузовая и зачистная системы танкеров
Примеры грузовой и зачистной систем современных речных танкеров. Предназначение трубопроводной грузовой системы танкера грузоподъемностью 600 т (проект Р42). Клинкетная грузовая система. Гидравлические расчеты для трубопроводной и клинкетной систем.
Темы ов Экономика региона ммэ (заочники). 1
Сущность управления регионом и необходимость новых подходов. Современные проблемы регионального управления. Структура органов управления рынком и проблемы совершенствования, функционирования региональных органов власти, разграничение компетенций и полномочий федерации и ее субъектов
Набатная башня Московского Кремля
Глухая Набатная башня была возведена в 1495 году в северо-западной стене Московского Кремля между двумя другими — Царской и Константино-Еленинской башнями.
Константино-Еленинская башня Московского Кремля
Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня Московского Кремля построена в 1490 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари (Петром Фрязиным) на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля.
Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля
Подходы к Троицкой башне защищала башня Кутафья, единственная из сохранившихся предмостных укреплений Кремля. Сооружена она в 1516 году напротив Троицкой башни, в конце Троицкого моста, под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина.
Люди, опомнитесь
Экологическую ситуацию в Харьковской области можно охарактеризовать как сложную. Особое беспокойство вызывает состояние водохранилищ и грунтов области. Главная речка области, - Северский Донец - загрязнена почти по всей длине нефтепродуктами, медью. В речке Волчья содержимое нефтепродуктов превышает границу допустимой концентрации в 18 раз! Грунты нашей области - большое национальное богатство, которое необходимо правильно использовать и охранять.
Адодуров, Василий Евдокимович
Василий Евдокимович Ададуров Адодуров ) (15 (26) марта 1709, Новгород — 5 (16) ноября 1780, Москва) — российский учёный (математик и филолог-русист), педагог, адъюнкт и почётный член Санкт-Петербургской академии наук, куратор Московского университета.
Крутицкий, Антон Михайлович
Анто́н Миха́йлович Крути́цкий (1754—1803) — актёр и певец. Сын сержанта гарнизонной службы, воспитанник московского сиротского дома.
Кохунлич
, Kohunlich, на современном юкатекском языке — Шлабчеэн , X-lаabch’e’en — крупное археологическое городище цивилизации майя, расположенное на полуострове Юкатан примерно в 25 км к востоку от региона Рио-Бек, примерно в 65 км к западу от Четумаля по шоссе 186, и в 9 км к югу от дороги. Современное испанское название не связано с языком майя, а представляет собой искажённое английское Cohune Ridge (перевал Кохун).
Аникеев, Серафим Михайлович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёрские роли 2.2 Актёр озвучания мультфильмов 3 Признание и награды Введение Аникеев Серафим Михайлович (7 марта 1904, Воронеж — 26 августа 1962, Москва) — советский артист оперетты, директор Московского театра оперетты (1943—1946), лауреат Сталинской премии второй степени (1950), народный артист РСФСР (1959).
Фонвизин, Павел Иванович
Па́вел Ива́нович Фонви́зин (1744—1803) — русский писатель, поэт. Младший брат Дениса Фонвизина. Ещё в университете Павел Фонвизин обнаружил интерес к словесности, много занимался переводами из античных и европейских авторов, писал стихи, принимал участие в популярном университетском издании «Собрание лучших сочинений к распространению знаний» в качестве переводчика, а в середине шестидесятых годов перевёл с французского несколько художественных произведений.
Объезжий голова
— полицейский в Москве и больших городах Московского государства, в распоряжении которого были уличные сторожа из стрельцов, пушкарей или посадских людей, а в Москве — ещё решёточные приказчики. Объезжие головы из дворян и детей боярских (иногда из посадских людей) надзирали за сохранением общественной тишины и спокойствия, за безопасностью от огня и за тем, чтобы в городе не было драк, грабежей, разбоев, воровства, распутства и прочего.
Слободские люди
Слободские люди — сословие Московского государства. Жители посадов и слобод назывались люди, с прибавлением эпитета: посадские, чёрной сотни, или определённой слободы.
Борисов, Михаил Борисович
Михаил Борисович Борисов (8 февраля 1949, Москва) — советский и российский режиссёр, актёр. Заслуженный деятель искусств России, профессор театрального института им. Б.Щукина, зав. кафедрой РАТИ (ГИТИС), актер театра им. М.Ермоловой, режиссер-постановщик спектаклей театра Сатиры, театра им.
Аугшкап, Агрий Робертович
План Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Рижский театр русской драмы 3 Фильмография Введение Агрий Робертович Аугшкап (20 февраля 1925 — 21 апреля 2006) — советский, российский и латвийский театральный актёр. Заслуженный артист Латвийской ССР (1958).
Ушатый, Пётр Фёдорович
Ушатый, Пётр Фёдорович — князь и воевода на службе у Великого князя Московского Ивана III. Старший из шести сыновей моложского князя Фёдора Ивановича Ушатого из рода князей Ярославских и дочери московского боярина Якова Захарьича Кошкина-Захарьина. Множество представителей семьи Ушатых находилось на службе у московских князей.
Дело о микрофракции
Дело о микрофракции, оно же "Дело Эскаланте". Высшая точка внутрипартийной дискуссии в Коммунистической партии Кубы, по вопросу о курсе экономического, внешнеполитического и социального развития страны.
Ермолин, Василий Дмитриевич
Васи́лий Дми́триевич Ермо́лин (годы рождения и смерти неизвестны) — московский купец, который руководил строительными работами Московского государства в 1460-х и начале 1470-х гг. По заказу (возможно, и при непосредственном участии) Ермолина была составлена Ермолинская летопись.
Леплевский, Израиль Моисеевич
Израиль Моисеевич Леплевский (1896(1896) — 28 июля 1938) — деятель ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД, комиссар государственной безопасности 2-го ранга (26 ноября 1935).
Республика Башкортостан
Республика Башкортостан - промышленность, промышленные предприятия и заводы Башкирии Республика Башкортостан ( Башкирия) – регион Российской федерации. Входит в состав Приволжского федерального округа и Уральского экономического района. Код региона – 02. Столица Башкирии – город Уфа. Республика Башкирия граничит с Татарстаном, Удмуртией, Пермским краем, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областями.
Мартиника
Остров в Карибском море площадью 1,1 тыс. кв. км, который входит в группу Малых Антильских островов.
Омск
Город Омск, центр Омской области, - крупный многофункциональный и социально развитой центр, обладает специфической средой и своеобразным экономико-географическим положением.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Павел Карлович Штернберг
Павел Карлович Штернберг - советский астроном, революционный и государственный деятель, член Коммунистической партии с 1905 г.