Реферат: Создание лизинговых компаний - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Создание лизинговых компаний

Рефераты по экономике » Создание лизинговых компаний

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра

Общественных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Основы лизинговой деятельности»

Студентки 6-го курса

ЭУПЗ-021

Судько И.В.

№ зач. кн. 20650

Адрес: Крылова 40А - 43

Бобруйск 2007

Вариант №17

Создание лизинговых компаний.

Создание объединений лизинговых компаний.

Почему лизинг считается общепризнанным средством финансирования капиталовложений?

Управление на рынке лизинговых услуг играет большую роль в развитии лизингового бизнеса. Экономисты (в частности, А.О. Левкович) на основе таких критериев, как уровень разделения труда в обществе и на предприятиях, размер и тип коммерческих организаций, стадия развития лизинга и сложившаяся практика выделяют четыре основных концепции управления лизинговой деятельностью:

в составе служб предприятия-изготовителя (производственная, маркетинговая) - основная цель осуществления лизинговых сделок в данной концепции - расширение объема продаж за счет потенциальных лизингополучателей;

структур банков (напрямую банком или через дочерние лизинговые компании как структуры банка) - основная цель лизинговой деятельности - поиск сфер дополнительного вложения финансов;

3) самостоятельных лизинговых компаний (специализированная или отраслевая) - лизинговый бизнес является основным видом деятельности;

4) различных объединений компаний (холдинговая) - определяющей целью является повышение производительности труда, снижение затрат, решение задач научно-технического прогресса.

1. Создание лизинговых компаний

Для решения комплекса вопросов по созданию лизинговой компании необходимо в первую очередь определиться с ее статусом. Как правило, основной целью создаваемых лизинговых компаний является намерение получить доходы от инвестиционной деятельности посредством приобретения лизинговой компанией имущества и сдачи его в лизинг. При этом создание лизинговых компаний зависит от следующих факторов:

наличия у лизингополучателя инвестиционных проектов приобретения имущества и их готовности к лизинговым операциям;

наличия минимально необходимых средств и возможности привлечения дополнительных кредитных ресурсов;

уровня разработанности схем инвестирования нескольких лизинговых проектов, обеспечивающих минимизацию средств кредитора - учредителя лизинговой компании;

возможности установления выгодного для лизинговой компании уровня лизинговой маржи;

гибкости амортизационной политики;

наличия надежных схем, предоставления гарантий лизинговой компании;

эффективного обеспечения выплат лизингополучателей лизинговой компании;

возможности сокращения налоговых отчислений, которые предусмотрены в законодательстве о лизинге,

а также учитывает, что:

лизинговые платежи по договорам финансового лизинга налогом на добавленную стоимость не облагаются;

у лизингодателя налогом на прибыль является выручка, уменьшенная на сумму процентов за кредит, привлеченный лизингодателем для инвестирования договора, а также на сумму иных расходов, относимых в установленном порядке на себестоимость услуг лизингодателя;

при исчислении суммы налога на прибыль у лизингодателя в качестве налогооблагаемой базы принимается сумма лизингового платежа за минусом суммы погашения стоимости лизингового

имущества, суммы процентов за кредит, привлеченный лизингодателем для инвестирования лизинговой сделки, а также суммы иных расходов, относимых в установленном порядке на себестоимость услуг лизингодателя;

освобождение от налогообложения прибыль лизингодателей любых организационно-правовых форм, полученная от договоров со сроком лизинга более одного года, направленная на осуществление капитальных вложений в лизинговое имущество, а также прибыль банков и кредитных учреждений, полученная от предоставления кредитов лизингодателям на инвестирование указанных договоров;

обязательство уплатить налог на приобретение лизингового имущества может быть возложено на любую из сторон лизингового договора независимо от того, на чье имя осуществляется регистрация данного имущества. При этом в случае перехода в конце срока лизинга права собственности на лизинговое имущество к лизингополучателю, а также в случае возврата в конце срока лизинга лизингового имущества повторной уплаты налога на приобретение не производится;

налог на имущество уплачивается той стороной лизингового договора, на чьем балансе находится лизинговое имущество;

таможенные пошлины и налоги на лизинговое имущество по договорам оперативного международного лизинга (если в лизинговом договоре предусмотрен возврат имущества лизингодателю по истечении срока лизинга) не взимаются;

таможенные пошлины и налоги на лизинговое имущество по договорам финансового международного лизинга взимаются с остаточной стоимости лизингового имущества, если в лизинговом договоре предусмотрен переход права собственности (возможность такого перехода) от или к российской стороне в конце срока договора.

Учредителями лизинговых компаний могут выступать юридические лица и (или) граждане.

При создании лизинговой компании учитываются особенности ее построения и функционирования.

В структуре лизинговой компании кроме генерального директора могут предусматриваться должности финансового директора, директора по коммерческим вопросам и директора по общим вопросам.

Организационная структура лизинговой компании зависит от типа акционеров (банки, страховые компании, частные организации и др.), экономической сферы деятельности (промышленность, агропромышленный комплекс, торговля и т.д.), типа контрактов и имущества (оборудование, транспорт, недвижимость и др.), зоны деятельности. Поэтому построение компании должно отвечать целям и задачам организации и ее учредителей.

По мере расширения предпринимательской деятельности лизинговые компании обычно создают дочерние и зависимые общества с правами юридического лица.

Лизинговая компания устанавливает лизингополучателям фиксированный на весь срок размер лизинговых платежей, которые включают амортизацию и лизинговый процент. Последний начисляется на всю стоимость имущества, за исключением остаточной стоимости, по которой имущество в конце лизингового периода выкупается. Структурно лизинговый процент складывается из:

платы за кредитные ресурсы, предоставляемые банком с учетом ежеквартального погашения как основного долга, так и процента за кредит;

лизинговой маржи, включающей доход лизинговой компании за оказываемые ею услуги.

Расширение возможностей лизинговой компании позволит повышать ее доходы. Однако при этом весьма важной является стоимость кредитных ресурсов, сокращение которых позволяет значительно расширять круг клиентов и увеличивать доходы банка через доходы лизинговой компании.

Общая численность сотрудников лизинговой компании зависит от проектов, их проработанности, возможностей учредителей.

Первоначально функции лизинговой компании может выполнять специально созданное подразделение банка, а лизингодателем выступать непосредственно банк; в ходе развития лизингового бизнеса это подразделение должно трансформироваться в лизинговую компанию. При этом в лизинговой компании должны быть 3-4 человека, не только готовые активно работать над проектами, но и знающие лизинговое дело и способные внести свой интеллектуальный вклад в деятельность компании.

При организации лизинговой компании необходимо комплектовать команду, обладающую опытом разработки лизинговых проектов (включая опыт разработки схем инвестирования, обеспечения и предоставления гарантий по финансовому лизингу), инвестиционных проектов, проектов по приватизации предприятий, проведения аудита, оценки имущества, имеющую контакты с производителями и потребителями имущества, банками и их лизинговыми компаниями.

2. Создание объединений лизинговых компаний

Создание и развитие лизинговых компаний, как правило, предполагают их добровольное объединение на договорной основе, как в отраслевые ассоциации, так и в другие объединения.

При этом организационно создание региональных ассоциации. Осуществляется следующим образом.

Во-первых, определяются цель и форма объединения, возможный состав его членов, создается рабочая группа, намечаются сроки начала и завершения работ, а затем формируется план рабочей группы, где определяются конкретные исполнители и сроки подготовки документов, проект устава объединения; рассылается письмо-приглашение на первое общее собрание учредителей будущего объединения, составляется проект договора, даются рекомендации по рассмотрению проекта устава и проекта договори, т.е. учредительных документов, определяется квота представительства от каждого учредителя объединения на общее собрание. Число делегатов от каждого учредителя объединения может быть установлено первоначально по их вкладу, который должен быть определен либо в уставе, либо в многостороннем договоре.

После открытия общего собрания представителей учредителей объединения простым голосованием число представителей с решающим голосом от каждого будущего члена должно быть принято собранием.

Из перечисленных выше документов, безусловно, наиболее важными являются устав и договор.

Договор должен включать следующие положения: наименование объединения (партнеров, сторон) и юридические адреса учредителей; предмет договора; основные принципы организации и структуру объединения; задачи объединения; обязанности руководителя; распределение основных функций между учредителями объединения; основополагающие принципы организации и управления; обязанности и права учредителей объединения; комплексный график выполнения обязательств учредителей объединения; положение о резервном фонде; порядок расчетов между учредителями объединения; срок действия договора; порядок разрешения споров; заключительные положения.

Весьма ответственным является проведение первого общего собрания учредителей объединения.

Почему лизинг считается общепризнанным средством финансирования капиталовложений?

Лизинг считается общепризнанным средством финансирования капиталовложений так как является малорисковым.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) определяет договор лизинга как соглашение, по которому лизингодатель обязуется приобрести в собственность имущество лизингополучателем за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

По окончании срока лизинга имущество возвращается лизингодателю, если иное не предусмотрено договором лизинга. К лизингополучателю не переходит право владения имуществом, которое остается за лизингодателем на правах собственности. Он приобретает только право использования имущества, за которое нужно платить (в этом и заключается юридическая сущность лизинга).

Согласно законодательству Республики Беларусь можно выделить следующие особенности договора лизинга, которые составляют его преимущества:

лизингополучатель приобретает возможность владеть и пользоваться имуществом при отсутствии достаточных для его покупки средств;

при соблюдении установленных законодательством требований лизинговый платеж и сумма амортизации (износа) объекта лизинга относится на себестоимость продукции (работ, услуг) у лизингополучателя;

стороны вправе самостоятельно определить в договоре сумму амортизации (износа) объекта лизинга;

существует возможность получить полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, рассрочку по уплате таможенных платежей.

Возможность развития лизинга как формы правоотношений основана на отделении права собственности от прав владения и распоряжения, что придает особое свойство движимому и недвижимому лизинговому имуществу - приносить доход.

При приобретении имущества в лизинг лизингополучатель выигрывает в том, что, за неимением средств для покупки данного имущества, он может пользоваться им, получать прибыль – в конечном счете, может приобрести себе в собственность данное имущество, при удачном его использовании.

Доработка:

1. Создание лизинговых компаний.

В Республике Беларусь имеется несколько банковских лизинговых компаний, которые зарекомендовали себя как надежные и перспективные лизингодатели. Наиболее крупными дочерними лизинговыми компаниями банков в Республике Беларусь являются «Приорлизинг» при ОАО «Приорбанк», «Белин - терфинанс» при ОАО «Белвнеш Экономбанк», «Промстройинвест» при ОАО «Белпромстройбанк».

Широко известна в республике и за ее пределами компания «Приорлизинг», которая была создана в июне 1991 г. Следует отметить, что первая лизинговая компания в нашей республике была создана в 1990 г. в г. Солигорске под названием «ЛОТОС» (расшифровывается как «лизинг, обслуживание транспорта, оборудования, сооружений»), а первой в истории Республики Беларусь банковской лизинговой компанией является «Приорлизинг».

В настоящее время это унитарное предприятие, в котором 100% уставного капитала принадлежит ОАО «Приорбанк». Основной вид деятельности компании - оказание услуг субъектам хозяйствования Республики Беларусь в области финансового лизинга. «Приорлизинг» имеет центральный офис в г. Минске и филиальную сеть в городах: Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, представительство в г. Бресте, что позволяет оказывать лизинговые услуги субъектам хозяйствования на всей территории Республики Беларусь. За пятнадцатилетний период своей профессиональной деятельности компания приобрела богатый опыт, по передаче в лизинг автотранспортных средств, производственного и торгового оборудования, вычислительной и оргтехники, банковского оборудования, объектов недвижимости.

Сфера деятельности лизинговой компании затрагивает широкий спектр субъектов хозяйствования. Компания имеет опыт сотрудничества как с предприятиями малого и среднего бизнеса, так и с крупными акционерными организациями, банковскими и государственными структурами, установила деловые контакты в области инвестиционного кредитования практически со всеми системообразующими банками Республики Беларусь.

В Республике Беларусь активно занимаются лизинговой деятельностью такие самостоятельные лизинговые компании, как ООО «Солли» (Солигорск), 000 «Агентство лизинговых операций» (г. Минск), АЛК «Лизинг-Сервис» (Витебск) и др.

По характеру своей деятельности лизинговые компании разделяются на узкоспециализированные и универсальные.

Узкоспециализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (например, легковые автомобили) или с товарами одной группы стандартных видов (например, строительное оборудование, оборудование для текстильных предприятий). Эти лизинговые компании, как правило, располагают собственным парком машин или запасом оборудования и предоставляют их потребителю (лизингополучателю) по первому требованию клиента. Лизинговые компании обычно сами осуществляют техническое обслуживание и следят за поддержанием техники в нормальном рабочем состоянии.

Универсальные лизинговые компании передают в лизинг самые разнообразные виды машин и оборудования. Они предоставляют лизингополучателю право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Техническое обслуживание и ремонт объекта лизинга осуществляет или поставщик, или сам лизингополучатель. Лизингодатель, как видим, выполняет фактически организаторскую функцию, т.е. выступает в качестве учреждения, организующего финансовые сделки.

Лизинговые компании редко являются независимыми, не имеющими родственных связей с другими компаниями. Чаще всего они выступают как филиалы или дочерние компании промышленных и торговых фирм, банков и страховых обществ. В уставе данных организаций должно быть оговорено право, совершать лизинговые операции. Банки, при которых организованы и осуществляют лизинговые операции лизинговые компании, рассматриваются как кредиторы для них. В этом случае лизинговые компании принадлежат банкам или контролируются ими.

Сдавать имущество в лизинг имеют право его собственники или их представители. Поставщиками могут быть такие фирмы, которые обеспечивают гарантированные поставки заранее определенного типа оборудования, запасных частей и, возможно, фирменных услуг по техническому сервису.

Всем комплексом лизинговых услуг, как правило, занимаются специализированные компании, имеющие средства для инвестирования. С предложениями на лизинговом рынке выступают также местные органы власти и управления. [3, 64-66]

2. Почему лизинг считается общепризнанным средством финансирования капиталовложений?

В настоящее время, лизинг всё больше и больше становится популярным средством финансирования капиталовложений. Мы это можем говорить с уверенностью, учитывая следующие факты:

В целях эффективного использования средств республиканского бюджета, направляемых в соответствии с пунктом 3.2. Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ;

1. Согласиться с предложением Министерства предпринимательства и инвестиций, поддержанным Министерством финансов, Министерством экономики и Национальным банком, об использовании средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства, для частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование их инвестиционных проектов, а также расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды(лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга. Размер средств республиканского бюджета, используемых для частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование их инвестиций иных, проектов, а также расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга, определяется в соответствии с ежегодными программами государственной поддержки малого предпринимательства.

2. Предоставить право Министерству предпринимательства и инвестиций устанавливать величину частичной компенсации субъекту малого предпринимательства расходов по выплате процентов за пользование банковским кредитом, направленным на финансирование его инвестиционного проекта, а также расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга, в размере не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка.

3. Рекомендовать местным исполнительным и распорядительным органам в установленном ими порядке использовать средства местных бюджетов, направляемые на финансирование региональных программ государственной поддержки предпринимательства, для частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование их инвестиционных проектов, а также расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от4 июня 1999 г. № 842 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 1178», атакже в целях совершенствования механизмов оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства приказываю:

Утвердить Порядок частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга (далее - Порядок). Частичная компенсация субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) осуществляется Министерством предпринимательства и инвестиций за счет средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства, в пределах средств, предусматриваемых ежегодно на эти цели Законом Республики Беларусь в бюджете Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., № 16,2/19).

2. Получателями финансовой поддержки в виде частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга являются субъекты малого предпринимательства (далее - лизингополучатели).

Частичная компенсация лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга предоставляется на срок действия договора финансовой аренды (лизинга) на основании решения Экспертного совета по малому предпринимательству при Министерстве предпринимательства и инвестиций.

Величина частичной компенсации лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга устанавливается на основании решения Экспертного совета по малому предпринимательству при Министерстве предпринимательства и инвестиций в размере не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. [4, стр 247-252]

На основании данных положений можно сказать об активном участии государства в поддержке предпринимателям, осуществляющим лизинговую деятельность: это как финансирование, так и компенсации (о чём было указано выше)

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: С коммент. к разделам / Коммент. В.Ф. Чигира. – Мн.: Амалфея, 1999. ЛИТЕРАТУРА

2. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 336 с.: ил.

3. Г.Н. Москалевич. Основы лизинговой деятельности: уч. метод. пос. – Мн.: БГЭУ, 2006.7 4с.

4. Постановление Совета Министров РБ. // Нормативно-правовые документы и комментарии, 247-252.