Реферат: Основные направления формирования программ развития региональных и муниципальных образовательных - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Основные направления формирования программ развития региональных и муниципальных образовательных

Рефераты по экономике » Основные направления формирования программ развития региональных и муниципальных образовательных
систем

В 2002 г. НИИ регионологии продолжил аналитическую работу по региональным программам, сроки реализации которых составляют – 2000-2005 г.г. Объектом анализа стали программы развития региональной системы образования 17 регионов России различных статусов - краев, республик, областей. Сделаны следующие выводы об особенностях современных региональных программ развития образовательных систем, ориентированных на реализацию новых образовательных задач:

- во-первых, новые программы - это программы устойчивого развития системы образования;

- во-вторых, это программы развития образования как системообразующего фактора общества, регионов, социума;

- в-третьих, современное образование есть динамично развивающаяся система. Модернизация ускоряет ее динамизм, поэтому программы второго поколения динамичны, адаптированы к быстро меняющимся условиям;

- в-четвертых, в них дана разработка механизмов многоканального финансирования системы образования.

Анализ этих программ показал, что сегодня на региональном уровне действуют все три модели – программная, проектная и программно-проектная. Например, программная модель представлена в Архангельской, Московской, Сахалинской областях, Краснодарском крае, республиках Башкортостан и Чувашия. Проектная модель выбрана за основу программирования в Астраханской, Ленинградской, Смоленской областях. Во многих рассмотренных нами программах указывается, что они требуют дальнейшего развития на уровне дополнительных программ, подпрограмм и проектов. На основе анализа региональных программ была предложена модель программирования по новой, программно-проектной модели, которая была осуществлена в Республике Мордовия. Данную модель можно охарактеризовать как соответствующую современным условиям и новым требованиям программирования. Исследование возможностей данной модели позволяет сделать вывод, что именно подобные модели могут служить организационной основой для проектирования целей, задач и основных направлений развивающихся систем, их целостности, комплексности и динамичности.

Изучение опыта программирования развития образования в субъектах Федерации дает основание заключить, что в современной экономической и социокультурной ситуации требуются новые принципы и подходы программирования, качественно новые программы второго поколения, соответствующие принципу сохранения единства образовательного пространства, характеру динамично развивающегося общества, жизненно важным направлениям развития региона. Программно-проектная модель позволяет выделить в ней несколько уровней программирования – федеральный и региональный, текущий, среднесрочный и ориентиры долгосрочного (стратегического); отразить развитие образования по образовательным ступеням и уровням; приоритетные, социально-значимые направления регионального развития и т.д.

Методология экспертизы региональных Программы включает в себя ее экспертную оценку по уровням и направлениям анализа, согласно выбранным критериям. В экспертной оценке были выделены следующие уровни анализа Программы: федеральный (базисный) уровень и региональный (вариативный) уровень.

Основной целью анализируемых программ являлось комплексное развитие региональной образовательной системы в интересах всего общества и государства, а также каждого участника образовательного процесса, определение стратегии приоритетного развития системы образования как важного фактора экономического и социокультурного развития регионального социума. Во многих программах должное внимание уделено развитию сельской школы, перспективам ее развития как образовательного комплекса, спроектированы мероприятия, которые поднимают значимость сельской школы как центра развития села.

Общим недостатком анализируемых программ является отсутствие во многих из них конкретных расчетов по финансированию отдельных мероприятий, нечеткость и расплывчатость формулировок в финансовых вопросах, что может отразиться на реализации отдельных направлений. Кроме того, формирование системы независимых служб по контролю и экспертизе реализации Программы могло бы способствовать большей прозрачности и открытости региональной системы образования, формированию демократических начал в управлении ее развитием.

Проведенная разработчиками экспертная работа выявила целый ряд управленческих проблем, в первую очередь разграничение предметов ведения, полномочий и функций ветвей и уровней власти как инструмента реализации региональных программ.

Стратегические принципы разграничения предметов ведения, полномочий и функций между федеральными органами государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления связаны с развитием федеративных отношений.

Полномочия имеют динамический характер. Конкретное их разграничение является постоянным процессом, а не единовременной акцией.

Действующая модель, нацеленная на "распределительный бюджетный федерализм", уже не может решить сложных задач развития, она не соответствует идее "гражданского общества", не содействует установлению паритетных отношений, организации публичного (общественного) управления системой образования. Кроме того, в каждом регионе действуют в настоящее время различные программы (программа реформирования отношений собственности, социального обеспечения, реформирования здравоохранения). Они, как правило, не скорректированы между собой ни концептуальной общностью, ни организационно, что может приводить к "конфликту программ". Отсюда, динамизм распределения полномочий и предметов ведения между уровнями власти в сфере образования должен быть увязан с появлением новых функций в деятельности управленческих структур, обусловленных задачами развития – модернизации и преодоления системных кризисов.

Исходя из указанных задач определяются следующие функции программ:

- теоретико-методологическая, определяющая векторы развития региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов;

- методическая, содержащая методы, приемы, условия достижения ожидаемых результатов

- формирование конкретных моделей региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов.

- организационная, содержащая планирование деятельности исполнителей основных направлений программы, сроки, этапы исполнения программ.

Программы должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Обоснованность необходимости программы, ее целевых установок, механизмов реализации, конечных результатов.

2. Комплексность, т.е. целостное отражение единого образовательного пространства региона или муниципалитета с разнообразием типов, видов, образовательных учреждений, ступеней и уровней образования, интеграцией разноуровневых однопрофильных и разнопрофильных образовательных учреждений. Формирование и создание образовательных, региональных университетских комплексов – центральная идея программирования.

3. Взаимосвязь с другими программами развития различных сфер региона или муниципалитета (производственной, социальной и др.).

4. Эксплицинтность - ясность, четкость ее принципов, основных направлений, целей и задач, адекватное отражение в них реальных процессов и тенденций развития образовательных систем и комплексов.

5. Логическая последовательность структуры и основных ее компонентов.

6. Ресурсное обеспечение программы - научно-методическое сопровождение программы, организационно-экономическое обеспечение программы, обоснование механизма управления реализацией программы.

Метод формирования программы – сложный процесс. Наиболее эффективными методами признаны в науке прогнозирование, моделирование, программирование в их органическом единстве дополненные анализом состояния региональной и муниципальной систем образования. В разработке целевых проектов наиболее эффективны следующие методы: прогнозирование, социальная диагностика, экспертиза, мониторинг.

Так как развитие системы образования происходит с разными стартовыми экономическими возможностями, в разных социокультурных условиях, и до сих пор анализ и характеристика региональных образовательных систем осуществляются на средних статистических показателях, в методике предложена своя модель индикаторов образования. Она включает:

1. Блоки показателей по методике их формирования

Факторные – показатели, выведенные на основе анализа факторов (экономических, демографических, культурных, социальных) развития региональной системы образования

Системные – показатели динамики системы образования

Статистические – данные органов статистики, образовательных учреждений

Расчетные – расчет показателей на основе первичной информации

2. Разделы анализа социальных сфер региона, взаимодействующих с системой образования и оказывающих на нее воздействие. Анализ проводится с использованием указанных блоков индикаторов

Социально-экономическая ситуация региона

Демографическая ситуация региона

Социокультурная характеристика региона

Динамика состояния региональной системы образования

Медианный показатель образовательного потенциала региона

Индикаторы прогноза образования

3. Варианты сценариев развития региональной системы образования:

I вариант – стабилизационный – сохранение, выживание системы как фактор ее развития;

II вариант – инновационный – как переход региональной системы образования в новое качественное состояние, становление образования как технологии обучения и воспитания.


Структура и содержание региональной и муниципальной
программ развития образовательных систем


Структура программ формируется вариативно, в зависимости от модели.

Программная модель – структура региональной и муниципальной программ воспроизводит структуру Федеральной Программы развития образования, Закона РФ "Об образовании". В ней определяются и программируются основные направления, механизм реализации национально-регионального компонента, учитывающий национальные, региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; отражаются вопросы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, отраслевых ведомств.


Основные разделы программы

Введение

1. Духовно-мировоззренческие основы программы развития образования

Идеология современного образования

Гуманитаризация образования

2. Социальные основы региональной и муниципальной программ развития образовательных систем и комплексов

Социально-демографические, национальные особенности динамики занятости населения и рынок труда

Образование как фактор стабилизации и социального развития региона и муниципалитета

Реализация права детей, подростков и молодежи на образование

3. Прогноз динамики структуры и содержания общего образования

Государственные и негосударственные образовательные учреждения

Дошкольное образование

Общее образование, его ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

Национальное образование, его структура; национальная школа

Сельская школа

Вечерняя (сменная) школа; экстернат

Специальные (коррекционные) и реабилитационные образовательные учреждения

Дополнительное образование

Государственный образовательный стандарт основного общего образования, его структура

4. Профессиональное образование: структура, содержание, развитие

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование. Университетизация высшего образования

Послевузовское профессиональное образование

5. Интеграция региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов

Формы интеграции образовательных учреждений

Региональный учебный округ

6. Информатизация образовательных систем и комплексов: состояние, перспективы развития

7. Учебники

8. Развитие социокультурной инфраструктуры образования

9. Кадровый потенциал системы образования: структура, прогноз

10. Правовое обеспечение, социальная защита учащейся молодежи, работников образования, родителей

11. Управление системой образования на региональном уровне

11.1. Структура и субъекты управления образованием и их функции

11.2. Советы ректоров вузов субъектов Федерации, их взаимодействие с Союзом ректоров вузов России

11.3. Структуры профессиональных общественных объединений, ассоциаций; региональный учебный округ

11.4. Региональные, отраслевые Советы директоров ссузов

12. Муниципальный, местный уровень управления образованием

13. Попечительский совет при Управлении образования

14. Совет образовательного учреждения

15. Система финансирования развития материально-технический базы образовательных систем и комплексов

15.1. Новые принципы финансирования образовательных систем и комплексов. Многоканальная модель финансирования

15.2. Приоритетные направления развития материально-технической базы образовательных систем и комплексов

Проектная модель формирования региональных и муниципальных программ – проектирование приоритетных направлений развития образовательных систем и комплексов - целевых проектов.

Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образовательных систем и комплексов

1. Проект: Регионализация и интеграция образования

- Прогнозирование и стратегия развития региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов

- Дальнейшая интеграция образовательных учреждений всех уровней

- Вариативность и преемственность образовательных программ

- Создание и развитие интегрированных типов учебных заведений

- Разработка новых программ (домашнего, дистанционного, компенсирующего, дополнительного и специального образования)

2. Проект: Инновационные технологии

- Внедрение новых организационных форм учебного процесса на основе инновационных программ

- Разработка образовательных программ, ориентированных на новые информационные технологии в системе образования

- Внедрение учебной техники, компьютерных средств и технологий в учебный процесс образовательных учреждений

- Развитие научно-технического парка, обновление экспериментальной научной базы вузов

- Создание инновационных бизнес – центров в высшей школе

3. Проект: Национальное образование

- Формирование системы национального образования региона, муниципалитета

- Удовлетворение образовательных потребностей на родном языке

- Разработка и внедрение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта

- Совершенствование и разработка методик преподавания в национальных школах

- Обеспечение финансово-экономических условий деятельности и развития национальных школ. Книгоиздание на родном языке

4. Проект: Сельская школа

- Дифференциация структуры и содержания образования в сельских школах

- Оптимизация финансовых условий деятельности сельских школ

- Разработка оптимальной модели малочисленной сельской школы

5. Проект: Дополнительное образование

- Разработка комплексных, модульных, интегрированных программ дополнительного образования

- Поиск путей сближения основного и дополнительного образования

- Создание условий деятельности учреждений дополнительного образования с учетом местных традиций и национальных особенностей

- Внедрение государственных стандартов дополнительного образования и разработка их национально-регионального компонента

- Организация системы повышения квалификации работников учреждений дополнительного образования

6. Проект: Дистанционное образование

- Создание системы дистанционного образования на основе новых информационных технологий

- Совершенствование и внедрение методик организации систем дистанционного обучения как дополняющей компоненты

7. Проект: Учебники

- Разработка и создание новых учебников с учетом введения государственного образовательного стандарта

- Разработка долгосрочных и краткосрочных программ выпуска учебной и учебно-методической литературы

- Сохранение и развитие книгоиздательской базы

8. Проект: Одаренные дети

- Развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми

- Решение проблем выявления и обучения одаренных детей

- Совершенствование системы и практики работы с одаренными учащимися и студентами

- Создание регионального, муниципального фондов поддержки талантливой молодежи

9. Проект: Охрана здоровья детей и молодежи

- Предоставление социальных гарантий, льгот, организация и осуществление комплекса мер по охране здоровья детей, учащихся, студентов

- Разработка нормативно-правовых основ специализированной медицинской помощи обучающимся

10. Проект: Педагогические кадры

- Разработка концепции рынка педагогического труда, подготовки и переподготовки кадров для удовлетворения новых запросов в системе образования региона, муниципалитета

- Совершенствование содержания и форм повышения квалификации педагогов с учетом их интересов и современных требований педагогической теории и практики

- Обеспечение социальной защиты, создание и реализация системы мер, обеспечивающих на государственном уровне права и социальные гарантии для работников образования

11. Проект: Инфраструктура образования

- Анализ состояния инфраструктуры системы образования

- Разработка и реализация мер по созданию условий для развития материально-технической базы системы образования

- Развитие социокультурной инфраструктуры образования

12. Проект: Модель управления системой образования на принципах федерализма

- Развитие механизма территориально-отраслевого принципа в управлении на всех уровнях системы образования

- Оптимизация структуры управления образованием на региональном, муниципальном, местном уровне

- Развитие государственно-общественных форм в управлении системой образования

13. Проект: Ассоциация "Региональный учебный округ"

- Университетский комплекс как региональный центр образования, инновационных технологий, культуры

- Разработка концепции формирования Ассоциации "Региональный учебный округ" (университетский комплекс)

- Анализ организационных форм регионального учебного округа (РУО)

- Стратегия развития РУО

14. Проект: Модель многоканального финансирования системы образования

- Разработка методики обоснования региональных, муниципальных нормативов бюджетного финансирования по всем типам образовательных учреждений

- Разработка механизма многоканального финансирования образовательных учреждений


Программно-проектная модель структурно воспроизводит первую и вторую модели. В проектировании программ согласно третьей модели могут использоваться основные разделы Федеральной программы развития образования, которые конкретизируются или дополняются целевыми проектами. При формировании проектов, как правило, обосновывается актуальность, цели, задачи проекта, анализируется состояние на момент исследования, проектируются мероприятия и ожидаемые результаты. Кроме того, проекты, могут включать механизмы осуществления деятельности, план мероприятий, сроки, исполнителей, источники финансирования.

С принятием Федеральной программы развития образования обозначился новый этап ее развития. Федеральная Программа, явившаяся организационной основой государственной политики в области образования, определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Федеральная Программа, опирающаяся на Законы РФ "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", нацелена на среднесрочную перспективу (до 2005 года). Необходимость ее подкрепления республиканскими, региональными и отраслевыми программами развития образования определяется их ориентацией на учет национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей, разработку и реализацию конкретных мероприятий, отнесенных к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления, обеспечение целевым финансированием из средств бюджетов всех уровней, внебюджетных источников.

Реализация основных направлений развития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Федеральной программы развития образования является формирование на ее основе муниципальных программ.