Мировой рынок технологий
Мировой рынок технологий – сфера международной торговли, связанная с систематическими устойчивыми операциями по купле-продаже технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации.
Формирование. Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XVIII — начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговлисредствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта. Формирование современного мирового рынка технологий происходило в 50-е – 60-е годы XX века, когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена.
Экспорт и импорт. Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно.
Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии.
Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничеством и конфликтами. Остается высокая зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2:1 в пользу США.
Основные формы обмена технологиями Германии с другими странами – это прежде всего экспорт и импорт готовой продукции, произведенной с использованием этих технологий (причем в последние годы доля наукоемкой продукции во внешнеторговом обороте Германии возрастает), прямые иностранные инвестиции (как видно из структуры экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций, Германия скорее вывозит технологии за счет миграции капитала, чем импортирует), а также совместное проведение НИОКР и научно-производственная кооперация в рамках различных программ (в этом смысле для Германии плодотворно сотрудничество с США и рядом скандинавских стран).
Структура мирового рынка технологий:
рынок патентов и лицензий;
рынок науко- и технологически емкой продукции;
рынок высокотехнологичного капитала;
рынок научно-технических специалистов.
Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – специалисты.
Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (машины, оборудование) и неовеществленной (информация, знания, производственный опыт) форме.
Особенности рынка технологий:
1. неуничтожимость в процессе использования;
2. иной механизм «старения» по сравнению с амортизацией вещественных предметов;
3. отсутствием универсальной стоимостной оценки.
Международная передача технологий – этопередача научно-технический знаний, относящихся к конкретным производственным процессам и находящих там практическое применение.
Передача технологии в мировом хозяйстве может быть сведена к трем каналам:
• экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;
• в чистом виде, т.е. технологии являются непосредственно товаром — лицензии, управление, контроль, оказание технической помощи;
• вместе с капиталом и производительными силами, предоставление технического капитала.
Патент – это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Оно дает владельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и иностранных конкурентов. Патент действует на территории той страны, где выдан.
Лицензия – это разрешение продавца на использование другим лицом – покупателем – изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.
Франчайзинг – это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, материнские компании (франчайзеры) заключают договоры с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право действовать от имени франчайзера.
Инжиниринг – это сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг.
Вывод: мировой рынок технологий представляет собой сложную систему обмена результатами интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной формах. В процессе инновационной деятельности научно-технические разработки, которые нашли своего покупателя, передаются из одной страны в другую через различные каналы и формы коммерческого и некоммерческого обмена.
Другие работы по теме:
Телефонный этикет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФИНАНСОВ
Рынок 4
3. Рынок: понятие, функции, структура Рынок — это система взаимодействия производителей и потребителей, основанного на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен
Мировой рынок
Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства.
Структура рынка 2
Структура рынка Рыночная система — довольно сложное образование. Чаще всего в качестве критерия ее структуризации называются объекты рыночных отношений. В роли последних выступают предметы потребления и услуги, средства производства, инвестиции, валюта, ценные бумаги, рабочая сила, информация.
Китай и свободная торговля
Тесные связи АСЕАН с Китаем приведут к тому, что обе стороны "неотвратимо станут осуществлять все более широкий обмен" капиталами, товарами и информацией.
Понятие мировых финансовых ресурсов
Содержание Понятие финансовых ресурсов мира и механизм их перераспределения……………………………………………………4 Основные участники и центры финансовых рынков……………….
Современные тенденции в развитии рынка ценных бумаг
Последние десятилетия ХХ ст. определили новые направления, за которыми может развиваться мировой рынок ценных бумаг в долгосрочной перспективе. Итак, рассмотрим ключевые тенденции, поскольку их влияние со временем может обозначиться и на характере функционирования рынка ценных бумаг в Украине.
Остойчивость судна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА Институт Морских Технологий
Сущность и содержание рынка технологий
Graphics Graphics Понятия рынка технологий: Понятия рынка технологий: Рынок технологий проявляет специфические черты, которые обусловливают его особое место в системе рынков. Рынок технологий представляет собой совокупность экономических отношений, охватывающих сферы формирования спроса и предложения технологий и формы технологического обмена.
Технологии в системе экономических отношений
Graphics Graphics Термин «технология» трактуется очень широко. В одних случаях понятие технология относится к состоянию уровня развития техники на каком-то этапе развития общества, в других – к способу производства продукции, к отрасли и к самой продукции. Термин «технология» используется не только в технике и производстве, но и в экономике, политике, управлении, образовании и других сферах человеческой деятельности.
Место и роль США в мировом хозяйстве
Ведущее положение США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабу и богатству рынка, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей.
Современное состояние рынка цветных металлов
Концепция развития металлургической промышленности России до 2010г.: Полный текст доклада Министра промышленности, науки и технологии России И. Клебанова на заседании правительства рф, посвященного вопросу развития металлургической промышленности России до 2010г. 3
Основные технологии
Переход к рыночной экономике обусловил появление нового типа коммерческого работника – самостоятельного в принятии решений, владеющего искусством ведения коммерческих переговоров с партнерами, знающего основы рекламного дела и владеющего навыками использования pr-технологий
Список сокращений (аббревиатуры)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ – Азиатско-Тихоокеанский регион АТЭС – Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества Бенилюкс – таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга
Маркетинг в высокотехнологичных компаниях
В настоящее время большинство компаний, работающих на рынке высоких технологий, очень хорошо понимают специфику маркетинга на российском рынке и прошли первый этап становления маркетинговых работ.
Маркетинг инноваций
Text Товары мировой новизны Товары мировой новизны Товары новые для фирмы Расширение имеющейся гаммы продуктов Обновленные продукты Изменение позиционирования продукта Сокращение издержек (производственная инновация) Graphics
Рынок перестрахования в России переживает тяжелые времена взаимности
Более года российские перестраховщики работают в условиях глобального экономического кризиса. Какие из кризисных тенденции наиболее болезненные, какие – менее ощутимы для отечественного перестрахования мы попросили осветить заместителя генерального директора перестраховочной компании «Москва Ре» Панаёта Параскевопуло.
Стратегия выхода зарубежного бренда на Российский рынок
Тема практического задания: СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ЗАРУБЕЖНОГО БРЕНДА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК» Задание Разработать маркетинговую программу выхода одного из зарубежных брендов на российский рынок. Программу представить в виде презентации, краткое описание самого бренда, стратегических целей запуска бренда на российский рынок, конкурентный анализ +разработка стратегии продвижения бренда (план маркетинговых мероприятий по продвижению бренда с иллюстрациями рекламных материалов).
Национальный институт стандартов и технологий США
Введение 1 Разработанные стандарты 2 Конкурс SHA-3 Введение Национальный Институт стандартов и технологий (США) — (англ. The National Institute of Standards and Technology (NIST)) подразделение Управления по технологиям США, одного из агентств Департамента торговли США.
Антиквариат
Введение 1 Критерии отнесения к антиквариату 2 Правовая область 3 Антикварный рынок России 3.1 Антикварный рынок России до Мировой рецессии конца 2000-х годов
Торговля в России 19 век
2.1. Торговля в России Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. в 1873 году до 11-12 млрд. руб. в 1900 году. По мере общего развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых регионах.
Великая Депрессия в США 1929-1933 годов. Тяжелый американский кризис
Великая Депрессия в США 1929-1933 годов. Тяжелый американский кризис Великая Депрессия (great depression) – продолжительный экономический кризис в мировой экономике, начавшийся в США в 1929 году, а затем и в других странах мира. Официально закончился в 1940 году, но реально экономика США стала восстанавливаться после Второй мировой войны.
Научные ресурсы мира
Научные ресурсы определяются возможностями той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Геоэкономическая структура мира и задачи страноведения 2
Геоэкономическая структура мира и задачи страноведения. Как в начале 1930х годов писал Баранский: «Поскольку экономическое развитие каждой отдельной страны в значительной мере объясняется ее положением по отношению к мировым центрам и мировым путям, знакомство с мировым хозяйством в изучении экономической географии обязательно должно предшествовать знакомству с отдельными странами, ибо нельзя понять частей, не имея хотя бы общего представления в целом.