Реферат: Механизм исчисления пенсии и его совершенствование - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Механизм исчисления пенсии и его совершенствование

Рефераты по экономике » Механизм исчисления пенсии и его совершенствование

Кафедра истории, теории и технологии социальной работы

Предмет «Экономические основы социальной работы »


РЕФЕРАТ


Механизм исчисления пенсии

и его совершенствование


Чебоксары 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3


§1. ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПЕНСИЕЙ, ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЕЕ НАЧИСЛЕНИЯ……………………………………………………………………………4


§2. МЕТОДЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ……………………………………………….6


§3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ…………………………9


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..13


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..15


ВВЕДЕНИЕ

В различных странах при исчислении пенсий вопрос о периодах, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, решается с учетом обстоятельств экономического характера: реальных доходов занятого населения, их трансформации. Во всех странах, где функционируют развитые страховые пенсионные системы, введены определенные правила пересчета заработка за прошедшие годы: высчитывается соотношение среднемесячного заработка конкретного пенсионера и среднемесячной зарплаты по стране.

Принятый закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет новые правила начисления трудовой пенсии, расчет которой складывается из расчета трех ее составляющих: базовой, страховой и накопительной.

Актуальность данного реферата состоит в значимости вопросов назначения пенсии и ее выплаты.

Цель реферата - изучить следующие вопросы:

-дать определение трудовой пенсии;

-рассмотреть условия назначения пенсии по старости;

-рассмотреть условия назначения пенсии по инвалидности;

-рассмотреть условия назначения пенсии по случаю потери кормильца;

-изучить перечень документов, необходимых для назначения пенсии;

-рассмотреть механизм начисления пенсии;

-дать определения базовой, страховой и накопительной части пенсии;

-проанализировать порядок расчета этих частей пенсии;

- рассмотреть пенсионное реформирование на современном этапе.

Предметом исследования работы является трудовая пенсия РФ.

Реферат состоит из трех параграфов.

В первом параграфе рассматриваются вопросы обращения за пенсией, ее назначения, документы, необходимые для ее начисления, а также перечисляются органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Во втором параграфе разбираются вопросы исчисления и выплаты пенсии, анализируется порядок ее расчета.

В третьем параграфе рассматривается новая пенсионная реформа.

В заключении делаются общие выводы по теме работы.

§1. ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПЕНСИЕЙ, ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЕЕ НАЧИСЛЕНИЯ

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Основаниями для назначения трудовой пенсии являются:

достижение соответствующего пенсионного возраста;

наступление инвалидности;

смерть кормильца - для нетрудоспособных членов его семьи;

длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Существуют несколько видов трудовых пенсий.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж– учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

К заявлению о назначении трудовой пенсии должны быть приложены следующие документы:

а) паспорт– для подтверждения возраста, личности, места жительства, принадлежности к гражданству;

б) страховое свидетельство о регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;

в) справка о страховом стаже за периоды работы до регистрации в системе персонифицированного учета;

г) справка о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности до 01.01.2002 г., если отношение заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы к заработной плате по стране за этот же период ниже 1,2.

Кроме того, при необходимости должны быть приложены документы:

а) о нетрудоспособных членах семьи;

б) подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

в) об установлении инвалидности;

г) о смерти кормильца;

д) подтверждающие основание для досрочного назначения пенсии;

е) другие, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, подав заявление установленной формы в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении трудовой пенсии по старости может быть подано и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию. Однако в целях более полного учета пенсионного капитала для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости целесообразно обращаться с заявлением о назначении пенсии после последней уплаты страховых взносов, предшествующей дню, с которого будет назначена страховая часть трудовой пенсии.

Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (отделом социального обеспечения) в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией

§2. МЕТОДЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ

Методы расчета пенсии по возрасту утверждены Федеральным Законом «О пенсиях в РФ». Пенсия по возрасту устанавливается гражданам, у которых есть пяти летний трудовой стаж. Получают трудовую пенсию по возрасту женщины и мужчины, достигшие 55 и 60 лет соответственно.

Сама трудовая пенсия состоит из нескольких частей: базовой части, страховой части и накопительной части. 

Базовая часть пенсии – это наименьшая составляющая пенсии пенсионеров. В самом начале, с 1 января 2002 года, базовая часть была утверждена в сумме 450 рублей в месяц и данная сумма выдавалась всем гражданам пенсионного возраста, и у которых трудовой стаж составлял минимум 5 лет. Немного больше базовая часть пенсии установлена для граждан, у которых имеются нетрудоспособные иждивенцы, инвалидов и лицам, старше 80 лет. Базовая часть пенсии включает в себя компенсирующие прошлые доплаты и надбавки, а также минимальную пенсию. Ведь основной функцией базовой части пенсии является обеспечение базовой социальной гарантии.

Формально финансирование базовой части пенсии осуществляется за счет работодателей (до 1 января 2005г. в Пенсионный Фонд выплачивалось 14% от 28% единого налога, а с 1 января 2005г. – 6% от пониженного единого налога в 20%). Но практически она не зависит от уплачиваемых взносов, и выплата базовой части пенсии осуществляется из федерального бюджета. Государство же обязало себя обеспечивать этот минимум в любом случае, а также пообещало увеличить этот минимум до прожиточного минимума пенсионера.

И ежегодно базовая пенсия возрастает и с 1 декабря 2009 года она составляет 2 562 рубля. Согласно Закону размер пенсии каждый год индексируется, учитывая при этом рост инфляции (цен) и средства, выделенные на ее погашение в бюджете ПФР и федеральном бюджете.

Поговорим о второй части пенсии пенсионерам – страховой ее части. Страховая часть пенсии представляет собой механизм, который дает право уйти от общей уравниловки пенсии и позволяющий связать размер зарплаты и стажа к размеру пенсии по труду. Другими словами страховая часть пенсии зависит от количества уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд за человека за весь его трудовой период. Все это называется пенсионным расчетным капиталом, который формируется из взносов работодателей, вносимых в Пенсионный фонд.

Чтобы рассчитать примерный размер страховой пенсии, для начала определимся с важным параметром, а именно государство должно было оценить до проведения пенсионной реформы первоначальные взносы граждан, дабы прибавить их к ежегодным взносам.

Пенсионный стартовый капитал для застрахованных граждан, у которых была высокая зарплата и долгий трудовой стаж, составляет примерно 100-300 тысяч рублей. У молодого поколения пенсионный стартовый капитал равен нулю, ведь до 1 января 2009 года молодое поколение, по сути, не успело вдоволь поработать, поэтому им необходимо брать за ориентир страховые взносы последних 3-х лет и будущие взносы.

Вот теперь, перед выходом на пенсию, можно посчитать свой пенсионный капитал. Возьмем ваш стартовый капитал и прибавляем к нему страховые взносы за последние несколько лет, указанных в «письмах счастья» Пенсионного Фонда, а также прибавляем размер взносов, который ожидается. Для легкости просчета последнего параметра можно взять теперешнюю официальную зарплату и умножить ее на то количество месяцев, которое осталось до вашего пенсионного возраста. Далее берем 8% (норма взносов для граждан моложе 1967 года) или 14% (для граждан старше 1967 года) от суммы, которая получилась, и для определения вашего пенсионного капитала разделите полученную величину на 228. Цифра 228 означает число месяцев в 19 годах (по расчету государства именно столько в среднем придется выплачивать Пенсионному фонду пенсию на одного человека).

Вот вы и поделили 228 на размер своего пенсионного капитала и получили возможную сумму вашей страховой части пенсии, которую вам будет каждый месяц выплачивать Пенсионный Фонд. Есть еще один важный момент – пенсионный капитал, который находится на индивидуальном счете, индексируется от уровня инфляции. Как правило, пенсионный капитал индексируется при превышении уровня инфляции в 6% за квартал, полугодие и год. Вот откуда у нынешних пенсионеров индексируется страховая часть пенсии.

Из выше сказанного можно вывести следующую формулу вычисления страховой части пенсии:

Страховая часть пенсии = пенсионный капитал / время дожития (в месяцах)

В рамках реформы пенсионной системы, как ни странно, предусмотрены ограничения верхнего предела страховой части трудовой пенсии. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, при этом применяется порядок исчисления, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона РФ «О трудовых пенсиях».

Третьей составной частью трудовой пенсии является накопительная часть. Расчет пенсии накопительной части производится с помощью деления пенсионных накоплений, которые приходят от работодателя на количество месяцев, в течение которых будет выплачиваться пенсия. В принципе, страховая и накопительная части считаются по одной и той же формуле (накопительная часть = пенсионные накопления / время дожития), но одинаковый расчет пенсии этих частей не означает, что получится одинаковый размер.

В России пенсионные выплаты рассчитывает Государственный Пенсионный фонд РФ, который ведет индивидуальный учет граждан. У Пенсионного фонда такая возможность появилась после проведения пенсионной реформы, а также данная реформа разрешила лицам использовать различные инструменты для увеличения своей будущей или настоящей пенсии.

Каждый гражданин, вышедший на пенсию не раньше 2013 года может изъять у Пенсионного фонда накопительную часть ее по своему усмотрению либо в негосударственном пенсионном фонде, либо управляющей компании.

Законодательно установлено, что частное лицо может воспользоваться правом на переход в негосударственный пенсионный фонд не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации.


§3. СОВЕРШЕНСТВОВА НИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Новая веха в пенсионной реформе связана с глобальным финансовым кризисом 2008—2009 гг. Основным вектором в развитии пенсионной систе­мы России является переход с 01.01.2010 к страховой модели.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пен­сионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательно­го медицинского страхования» и Федеральным зако­ном от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе­дерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодатель­ных актов) Российской Федерации в связи с приня­тием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязатель­ного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЗ) с 01.01.2010 изменились принципы формирования доходов Пенсионного фонда России: вместо единого социального налога вводятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, тарифы страховых взносов останутся в 2010 г. на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога. Рост тарифов страховых взносов с 20 до 26 % для обеспечения финансовой устойчивости ПФР запла­нирован с 01.01.2011. При этом предусматривается установление с 01.01.2011 единых тарифов страховых взносов для всех работодателей.

Для страхователей, которые в настоящее время применяют специальные и льготные налоговые режимы (сельскохозяйственных товаропроизво­дителей; организаций и индивидуальных пред­принимателей, имеющих статус резидента техни­ко-внедренческой особой экономической зоны; организаций, использующих труд инвалидов; обще­ственных организаций инвалидов; предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и др.), в 2010г. сохраняются пониженные тарифы страховых взносов с постепенным повышением в 2011—2014гг.(табл.1). Выпадающие доходы бюд­жета Пенсионного фонда России на протяжении переходного периода будут компенсироваться за счет трансфертов из федерального бюджета.

База для начисления страховых взносов стала не трех-, а двухступенчатой: страховые взносы взимаются с предельной суммы ежегодных выплат работнику до 415тыс. руб. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, начиная с 01.01.2011, подлежит ежегодной (с 1 января соот­ветствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в стране.

Таблица 1. Тарифов страховых взносов, ,подлежащие к уплате в ПФР, действующие с 01.01.2010г.%




Категория страхователя Период действия Для лиц 1966 г. рождения и старше Для лиц 1967 г. рождения и моложе
Страховая часть Страховая часть Накопительная часть
Организации, индивидуальные предприни­матели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам 2010г. 20,0 14,0 6,0
С 2011г. 26,0 20,0 6,0
Сельскохозяйственные товаропроизводите­ли и приравненные к ним категории 2010 г. 15,8 9,8 6,0
2011—2012 гг. 16,0 10,0 6,0
2013-2014 гг. 21,0 15,0 6,0
Организации и индивидуальные пред­приниматели — резиденты технико-внед­ренческой особой экономической зоны, производящие выплаты физическим лицам, работающим на ее территории 2010г. 14,0 8,0 6,0
2011-2012 гг. 16,0 10,0 6,0
2013-2014 гг. 21,0 15,0 6,0
Организации и индивидуальные предпри­ниматели, производящие выплаты инвали­дами, общественные организации инвали­дов, а также их организации и учреждения 2010г. 14,0 8,0 6,0
2011—2012 гг. 16,0 10,0 6,0
2013-2014 гг. 21,0 15,0 6,0
Организации и индивидуальные предпри­ниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отде­льных видов деятельности 2010г. 14,0 8,0 6,0
С 2011г. 26,0 20,0 6,0

Организации и индивидуальные предпри­-

ниматели, применяющие единый сельско-

хозяйственный налог


2010г. 10,3 4,3 6,0
2011-2012 гг. 16,0 10,0 6,0
2013-2014 гг. 21,0 15,0 6,0

Администрирование новой системы страховых взносов передается от Федеральной налоговой службы органам Пенсионного фонда России.

С 01.01.2010 изменилась структура трудовой пен­сии: базовая часть перевелась в систему обязатель­ного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов. Вместо базовой части трудовой пенсии Законом № 213-ФЗ был введен фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии.

Фиксированный размер страховой части трудо­вой пенсии соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии на 31.12.2009 в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии. Он устанав­ливается в абсолютной сумме в расчете на месяц и дифференцируется для разных видов пенсии в зави­симости от возраста пенсионера, группы инвалид­ности, количества находящихся на его содержании иждивенцев (табл. 2). При этом фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности будет с 01.01.2010 дифференцироваться по группам инвалидности, а не по степеням ограничения спо­собности к трудовой деятельности.

Таблица 2. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, руб.

Категория получателей пенсии (возраст или группа инвалидности) Количество иждивенцев
— | 1 | 2 | 3 и более
Трудовая пенсия по старости
До 80 лет 2 562 3416 4 270 5 124
80 лет и старше или I группа 5 124 5 978 6 832 7 686
Трудовая пенсия по инвалидности
I группа 5 124 5 978 6 832 7 686
II группа 2 562 3416 4 270 5 124
III группа 1 281 2 135 2 989 3 843
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери 2 562
Другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца 1 281

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации по правилам индексации страховой части. Кроме того, с 01.01.2015 величина фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старо­сти увеличилась на 6 % за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин на день назначения пенсии, и уменьшился на 3 % за каждый полный год, недостающий до указанного стажа.

Согласно вступившим в силу с 01.01.2010 изме­нениям в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» только трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей, в то время как сегодня накопительную часть также включает трудовая пенсия по инвалидности.

Таким образом, в соответствии с новым пен­сионным законодательством размеры трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца определяется по следую­щей формуле:

Пс = СЧ + НЦ, (1)

где П — размер трудовой пенсии по старости; СЧ — страховая часть трудовой пенсии по ста­рости;

НЧ— накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Сумма расчетного пенсионного капитала за­страхованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), с 01.01.2010 будет определять­ся по формуле:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, (6)

где ПК- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

СВ — сумма валоризации;

ПК2 — сумма страховых взносов и иных поступ­лений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002.

Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспре­делительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного мини­мума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Трудовая пенсия– ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

В соответствии со ст.5 Федерального закона о трудовых пенсиях устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

Трудовая пенсия по старости;

Трудовая пенсия по инвалидности;

Трудовая пенсия по случаю потере кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (отделом социального обеспечения) в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Базовая часть пенсии не зависит от стажа работы и заработной платы и определяется Законом «О трудовых пенсиях в РФ». Страховая часть пенсии представляет собой отношение расчетного пенсионного капитала и времени дожития пенсионера в месяцах.

Ежемесячная накопительная часть трудовой пенсии рассчитывается по тому же принципу, что и страховая, как отношение пенсионных накоплений, в которые идет часть страховых взносов в Пенсионный Фонд к времени дожития. Накопительную часть пенсии можно доверить как государственной управляющей компании (Внешэкономбанку), так и частной. Управлять средствами накопительной части могут только, компании, прошедшие конкурсный отбор Министерства Финансов РФ.

Законодательно установлено, что частное лицо может воспользоваться правом на переход в негосударственный пенсионный фонд не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионная реформа в нашей стране была необходима. Основной целью реформы является достижение долго­срочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и фор­мирование стабильного источника дополнительных доходов в социальную сферу.

Основной задачей пенсионной реформы является создание пенсионной системы, которая обеспечивала бы своевременную выплату заработанных пенсий нынешним пенсионерам и га­рантировала бы обеспеченную старость молодому поколению граждан.

Процесс пенсионного реформирования продолжается до сих пор, этот процесс нацелен на дальнейшее повышение доходов пенсионеров.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ФЗ от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Российская газета от 28.07.2009.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 16.10.2010) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 22.04.2010) "О негосударственных пенсионных фондах" (принят ГД ФС РФ 08.04.1998)

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Ерусланова Р.И., Емельянова Ф.Н., Кондратьева Р.А. Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и Ко» , 2007.

Вульф Л. Неоправданные надежды // Социаль­ная защита. М. 2008. № 3


Лельчук А.Л. «Пенсионная система России: реформа продолжается»//Финансы №1, 2009.

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие+ практикум.- М.: Книжный мир, 2006.

Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: учебное пособие .- М.:ВЛАДОС,2001.

Соловьев А.К. Финансовая система обязательного социального страхования в России.- М.: Финансы и статистика,2003.

Социальная работа: Учебное пособие/ Под ред. Н.Ф.Басова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2008.

Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.

consultant Система: Гарант Плюс