Реферат: Влияние экономического кризиса на развитие малого бизнеса в Челябинской области - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Влияние экономического кризиса на развитие малого бизнеса в Челябинской области

Рефераты по экономике » Влияние экономического кризиса на развитие малого бизнеса в Челябинской области

Ю.А. Игонина (студентка)

Россия, Челябинская обл., г. Магнитогорск

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет».

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий (без микропредприятий) в I полугодии 2009 года составило 227,7 тыс. единиц, а в Челябинской области их насчитывается 4,2 тыс. единиц.

Положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризиснымиявлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, а также низкую инвестиционную активность.

Можно выделить ряд специфических факторов, которые также ухудшают финансовое состояние предприятий малого бизнеса и в конечном итоге приводят к их банкротству.

1. Резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

2. Высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, это, в свою очередь, заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов и расширения деятельности.

3. Для малого бизнеса становится нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции». Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

4. Увеличивается риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.

5. Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. Основные существующие или возможные проблемыу субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);

будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Перечислим основные меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса":

- меры в области налогового регулирования;

- меры в области сокращения административных барьеров;

-меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Так, в Челябинской области, с целью сокращения административных барьеров в феврале 2009 г. губернатором П. Суминым было подписано распоряжение о приостановлении плановых проверок, а проведение внеплановых ‑ только по согласованию с прокуратурой. С целью повышения доступности кредитов начал действовать гарантийный фонд, для взаимодействия с которым привлечено 7 банков-партнеров. Кроме того, в области принимаются меры по снижению налогообложения для малого бизнеса. Утверждены перечни областного и муниципального имущества для предоставления в аренду предпринимателям на долгосрочной основе и на льготных условиях, а это более 1800 объектов площадью около 744 тыс. кв. м.

Приняты 259 решений о выкупе предпринимателями арендуемого имущества. В мае 2009 г. состоялось открытие бизнес-инкубатора для субъектов малого предпринимательства из числа социально незащищенных слоев населения, где уже работают 30 предприятий, а это 142 новых рабочих места. За счет принятых мер в I полугодии текущего года было создано более 8 тыс. новых рабочих мест.

Таким образом, политика в поддержку малого бизнеса в Челябинской области является залогом сохранности и успешного функционирования тех структур малого бизнеса, которые есть на данный момент времени и способствует развитию новых.