Реферат: Сегментация рынка 8 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Сегментация рынка 8

Рефераты по экономике » Сегментация рынка 8

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА

Используя статистические данные, осуществляем сегментацию потребителей, относя их к разным группам, выбрав в качестве основных признаков заинтересованность в приобретении данного товара (электр. чайники) и финансовые возможности покупателей. Строим матрицу, разбив всех потенциальных потребителей на категории.

Матрица потребительских групп

К целевым сегментам относим потребительские категории (группы) 1,2 и 3.

Вероятность приобретения товара зависит от потребительской категории. Так для категории 1 вероятность приобретения товара 0,8-1,0, для категории 2 - 0,5-0,8, для категории 3 -0,3-0,5. Категории 4 и 5 не рассматриваем.

Таблица 2 – Сегментация рынка

Заинтересованность покупателя в приобретении товара Финансовый потенциал покупателя
* Высокий Средний Низкий
Высокая 1 . Люди с высоким уровнем дохода 2. Люди со средним уровнем дохода 3. Люди с низким уровнем дохода
Средняя 2. Работающие в магазинах 3. Работающие в учебных заведениях 4. Студенты
Низкая 3. Работающие в крупных фирмах 4. Работающие в частных фирмах 5. Пенсионеры

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРНЫХ КРИТЕРИЕВ И РАСЧЁТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ

Составим таблицу основных характеристик исследуемых образцов

Таблица 3 – Основные характеристики исследуемых образцов

Параметры

Ед. изм.

Гипо-тети-ческий образец

Характеристики образцов

Di

1 2 3 4 5 6
Techika Sanusg Viteк Borк Delto Eltron
1 Время безотказной работы (надежность)

тыс.

час.

60 18 21 21 60 60 18 20
2 Многофункциональность

кол-во

функций

4 2 2 3 4 2 4 18
3 Энергопотребление КВтч/сутки 0,2 0,2

0,2


0,21 0,22 0,2 0,25 15
4 Дизайн, внешний вид (по 10 балльной шкале) балл 10 6 8 6 9 7 9 12
5 Эргономичность ( по 10 балльной шкале) балл 10 6 8 7 9 6 8 11
6 Материалоемкость (вес) кг 1 0,65 0,7 0,5 1 0,65 0,55 8
7 Экран
ЖК ЭЛТ СЛИМ СЛИМ ЖК ЖК ЭЛТ 5
8 Продажная цена руб. 1500 600 780 1200 2000 550 1500

Методом экспертной оценки определяются эстетические и эргономические показатели, а также проводится обработка результатов экспертного опроса.

Таблица 4 – Результат экспертной оценки по дизайну, внешнему виду


Оценка эксперта

∆i ∆2i
1 2 3 4 5
1 1 1 3 1 1 7 -10,5 110,25
2 4 6 4 4 3 21 3,5 12,25
3 3 3 2 3 4 15 -2,5 6,25
4 6 6 5 5 6 28 10,5 110,25
5 2 2 1 2 2 9 -8,5 72,25
6 5 4 6 6 5 25 7,5 56,25
Итого 105
367,5

– сумма баллов

∆i – отклонение от среднего арифметического

∆2i – квадрат отклонения от среднего арифметического

Вычисляется коэффициент конкордации:

1) суммируются баллы, полученные для всех объектов экспертизы i по группе участников j:

7+14+10+19+25=75

2) определяется среднее арифметическое значение:


=105/6=17,5


3) для каждого объекта экспертизы определяется отклонение ∆i суммы рангов от среднего арифметического значения:

∆i=

4) определяется сумма квадратов отклонений по всем объектам
экспертизы:

367,5

5) вычисляется коэффициент конкордации:



Степень согласованности экспертов высокая, 0,8 > 0,7.

Рассчитаем значения весовых коэффициентов:



b1=7/105=0,07

b2=21/105=0,2

b3=15/105=0,14

b4=28/105=0,27

b5=9/105=0,09

b6=25/105=0,24

Анологично производим расчеты и для остальных показателей качества.

Таблица 5 – Результат экспертной оценки по эргономичности

Оценка эксперта

∆i ∆2i
1 2 3 4 5
1 1 1 2 2 2 8 -9,5 90,25
2 6 6 6 6 6 30 12,5 156,25
3 2 3 1 3 1 10 -7,5 56,25
4 4 5 5 4 3 21 3,5 12,25
5 3 2 3 1 4 13 -4,5 20,25
6 5 4 4 5 5 23 5,5 30,25
Итого 105
365,5

Вычисляется коэффициент конкордации:

1) 75

2)

=105/6=17,5

3) S = 365,5

4) вычисляется коэффициент конкордации:


Степень согласованности экспертов высокая, 0,83 > 0,7.

Рассчитаем значения весовых коэффициентов:



b1=8/105=0,08

b2=30/105=0,29

b3=10/105=0,09

b4=21/105=0,2

b5=13/105=0,12

b6=23/105=0,22

Методом экспертной оценки определяются коэффициенты значимости Di каждого единичного показателя качества Qi - параметра оцениваемых и сравниваемых изделий, причём коэффициент значимости устанавливается в диапазоне до 20 баллов (самый значимый параметр) до 1 балла (малосущественный и незначимый параметр). Заносим в таблицу 3 численные значения характеристик исследуемых образцов.

Далее рассчитываются показатели качества qi и определяются произведения Di*qi, для каждого параметра исследуемых образцов. Ре­зультаты расчетов для каждого параметра по всем исследуемым образцам сводятся в отдельную таблицу. Причем, лучшему из исследуемых образцов по каждому конкретному параметру соответствует большее значение Di*qi.

Исходя из формулы (где Рп – показатель исследуемого образца, Рб – показатель базового гипотетического образца), получим:

Таблица 8 – Относительные показатели качества qi

Параметры q
Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 Образец 5 Образец 6
1 Время безотказной работы 0,3 0,35 0,35 1 1 0,3
2 Многофункциональность 0,5 0,5 0,75 1 0,5 1
3 Энергопотребление 1 1 0,95 0,9 1 0,8
4 Дизайн, внешний вид 0,6 0,8 0,6 0,9 0,7 0,9
5 Эргономичность 0,6 0,8 0,7 0,9 0,6 0,8
6 Материалоемкость 0,65 0,7 0,5 1 0,65 0,55

Составим таблицу произведений Di*qi.

Таблица 9 – Произведения Di*qi

Параметры Di*qi
Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 Образец 5

Образец

6

1 Время безотказной работы 6 7 7 20 20 6
2 Многофункциональность 9 9 13,5 18 9 18
3 Энергопотребление 15 15 14,25 13,5 15 12
4 Дизайн, внешний вид 7,2 9,6 8,4 10,8 7,2 9,6
5 Эргономичность 6,6 8,8 7,7 9,9 6,6 8,8
6 Материалоемкость 5,2 5,6 4 8 5,2 4,4

После определения произведений Di*qi для всех параметров исследуе­мых образцов из таблиц выбираются эти значения для каждого образца и рас­считываются индексы технических параметров (индекс качества) по формуле:

,

где m – количество параметров, внесенных в таблицу 3, кроме продажной цены.

Образец 1:

IПК=6+9+15+7,2+6,6+5,2=49

Образец 2:

IПК=7+9+15+9,6+8,8+5,6=55

Образец 3:

IПК=7+13,5+14,25+8,4+7,7+454,85=54,85

Образец 4:

IПК=20+18+13,5+10,8+9,9+8=80,2

Образец 5:

IПК=20+9+15+7,2+6,6+5,2=63

Образец 6:

IПК=6+18+12+9,6+8,8+4,4=58,8

Составим сводную таблицу 5 показателей уровня качества исследуемых образцов.

Таблица 10 – Показатели уровня качества

Исследуемый образец Индекс качества IПК
Образец 1 49
Образец 2 55
Образец 3 54,85
Образец 4 80,2
Образец 5 63
Образец 6 58,8

В то время как качество продукции носит технический характер, цена потребления изделия (образца) относится к экономическому аспекту товарного критерия ее конкурентоспособности и определяется по формуле:

Ц∑=Цпр+Зэ, где Ц∑ – цена потребления изделия, Цпр – цена продаж изделия, Зэ – суммарные затраты потребителя при эксплуатации изделия.

Для определения цены потребления принимаем для всех образцов время безотказной работы 10 лет. Стоимость 1 КВ = 1руб. 62коп. Отсюда производим следующие расчеты:

Образец 1: Ц∑=600+(10*365)*0,2*1.62=1782,6 (руб)

Образец 2: Ц∑=780+3650*0,2*1,62= 1962,6 (руб)

Образец 3: Ц∑=1200+3650*0,21*1,62= 2441,73 (руб)

Образец 4: Ц∑=2000+3650*0,22*1,62= 3300,86 (руб)

Образец 5: Ц∑=550+3650*0,2*1,62= 1732,6 (руб)

Образец 6: Ц∑=1500+3650*0,25*1,62= 2978,25 (руб)

Составим таблицу экономических показателей исследуемых образцов.

Таблица 11 – Экономические показатели

Исследуемый образец Наименование экономических показателей
Цена продаж, руб Эксплуатационные расходы, руб Цена потребления, руб
Гипотетический образец 1500 1182,6 2682,6
Образец 1 600 1182,6 1782,6
Образец 2 780 1241,73 1962,6
Образец 3 1200 1241,73 2441,73
Образец 4 2000 1300,86 3300,86
Образец 5

550


1182,6 1732,6
Образец 6 1500 1478,25 2978,25

Определяется относительный показатель цены потребления исследуемого образца по формуле:



Образец 1:

Ц∑отн=1782,6/2682,6=0,66

Образец 2:

Ц∑отн=1962,6/2682,6=0,73

Образец 3:

Ц∑отн=2441,73/2682,6=0,91

Образец 4:

Ц∑отн=3300,86/2682,6=1,23

Образец 5:

Ц∑отн=1732,6/2682,6=0,65

Образец 6:

Ц∑отн=2978,25/2682,6=1,11

Для оценки положения товара на конкретном рынке самое важное значе­ние приобретает использование интегрального показателя оценки конкуренто­способности продукции, заключающегося в сопоставлении значения показателя качества и суммарных затрат на потребление продукции.

Показатель конкурентоспособности продукции Кi для каждого образца находится по формуле:

где IПК - индекс качества для исследуемого образца;

Ц∑отн - относительный показатель цены потребления для исследуемого

образца.

Наиболее конкурентоспособным является образец, имеющий наибольшее значение КТ.

Образец 1:

КТ1=49/0,66=74,24

Образец 2:

КТ2=55/0,73=75,34

Образец 3:

КТ3=54,85/0,91=60,27

Образец 4:

КТ4=80,2/1,23=65,2

Образец 5:

КТ5=63/0,65=96,92

Образец 6:

КТ6=58,8/1,11=52,97


Составим сводную таблицу для полученных данных.

Таблица 12 – Показатели конкурентоспособности

Образец Показатель конкурентоспособности
1 74,24
2 75,34
3 60,27
4

65,2


5 96,92
6 52,97

Наиболее конкурентоспособным является образец №5.