Регулирование спроса в открытой экономике

Рефераты по экономике » Регулирование спроса в открытой экономике

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(УИЭУиП)


Доклад

по предмету:

Мировая экономика


Тема:

Регулирование спроса в открытой экономике


Факультет Региональный Исполнитель Моисеев В.С.

Специальность Экономика и Группа ЭП-402

управление на предприятии

торговли и общественного питания

080502.65

Кафедра Экономики предприятий Преподаватель Лавров В.Н.


Екатеринбург

2011

Содержание


Введение 3

1. Инструменты денежной политики 4

2. Инструменты бюджетной политики 9

3. Инструменты внешнеэкономической политики 14

Вывод 18


Введение


Политика управления спросом осуществляется правительством и денежными властями(ЦБ) путем использования инструментов экономики, которые условно можно разделить на инструменты денежной политики, инструменты бюджетной политики и инструменты внешнеэкономической политики. Управление происходит совместно, либо ЦБ независим от правительства.


Инструменты денежной политики


Инструменты регулирования могут быть прямые и косвенные (ПРС тяготеют к косвенным)

Косвенные инструменты – это механизмы денежной политики, воздействующие на факторы, определяющие спрос и предложение денег и регулирующие преимущест­венно предложение денег центральным банком.

В их числе следующие:

Операции на открытом рынке - купля или продажа ценных бумаг или других фи­нансовых инструментов центральным банком в целях регулирования общего уровня ликвидности. В числе используемых финансовых инструментов - государственные долговые обязательства.

Резервные требования - устанавливаемый ЦБ уровень денежных резервов, который должны поддерживать на счетах в ЦБ и наличными в своей кассе.

Кредитные операции ЦБ - предоставние кредитов со стороны ЦБ по устанавливаемой им ставке централизованного финансирования. Процентная ставка по которой осуществляется рефинансирование, устанавливается на уровне выше рыночной, чтобы использовали этот источник кредита, только когда источники кредита на частном рынке исчерпаны.

Также известны дисконтное финансирование, ломбардное финансирование, финансирование овердрафта, кредитные аукционы.

Прямые инструменты - механизмы денежной поли­тики, непосредственно влияющие на цены (процентные ставки) или количе­ства (размеры кредитов) и регулирую­щие предложение денег коммерческими банками.

С помощью прямых инструментов власти могут непосредственно устанав­ливать те или иные показатели разви­тия денежного сектора. В их числе следующие:

Контроль над процентными став­ками - директив­ное установление параметров процент­ных ставок. ЦБ может контролировать уровень, верхний или нижний предел и размах колебания процентных ставок по всем или отдельным видам банковских операций.

Контроль над учетной ставкой - установление процентной ставки рефинансирования центральным банком коммерческих, обычно на уровне выше рыночного и периодически пересматриваемого де­нежными властями. Повышение ставки цент­рализованного рефинансирования при­водит к росту рыночных процентных ставок и используется для сокращения денежной массы.

Нижний уровень ставки по депо­зитам

Верхний уровень ставки по креди­там

Межбанковские льготные ставки

Потолки межбанковского креди­тования

Уставные коэффициенты ликвид­ности

Целевые кредиты


2. Инструменты бюджетной политики


Высокие уровни бюджетного дефи­цита являются наиболее типичной характеристикой стран, находящихся в ситуации экономического кризиса. Превышение расходов над доходами создает излишний спрос в экономике, который ведет к инфляции. В данном случае уп­равление спросом не может свестись лишь к изысканию дополнительных мер увеличения доходов от налогообложения и сокращения текущих расходов; Например, рост налогов может лишь временно сократить дефицит государственного бюджета, главной проблем которого является экономически обоснованный уровень расходов. В результате рост налогов может только спровоцировать еще большие госудударственные расходы и тем самым усугубить дефицит. Поэтому главной задачей использования инструментов бюджетной политики является такая корректировка бюджетной системы, которая позволила бы обеспечить приемлемый уровень бюджетного дефицита и рост бюджетных доходов, соизмеримый с ростом экономики в целом. Приемлемость уровня бюджетного дефицита обычно не означает его равенство нулю, а скорее возможность его неинфляционного финансирования за счет внутренних и внешних источников.

Политика доходов / налоговая политика – набор инструментов бюджетной политике обеспечивающих финансирование оперраций правительства и являющихся одним из инструментов макроэкономической корректировки.

Прямые налоги — регулярные налоговые отчисления, выплачиваемые центральным или местным органам государственной власти физическими и юридическими лицами со всех видов получаемых доходов включая прибыль и доходы от собственности.

Косвенные налоги - регулярные налоговые отчисления, выплачиваемые производителями при производстве, продаже, покупке и конечном использовании товаров и услуг, относимых на производственные расход включают налог на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные и экспортные пошлины, налог на различные виды монопольной деятельности и др.

Налог на продажу

Налог на добавленную стоимость, НДС

Акцизный налог

Импортные пошлины

Экспортные налоги

Подоходный налог

Корпоративный налог


Политика расходов - набор инструментов бюджет­ной политики, обеспечивающих целе­направленное распределение бюджет­ных средств и являющихся одним из инструментов макроэкономической кор­ректировки.

Рас­ходы бюджета разделяются, как извест­но, на:

Текущие расходы (current expendi­tures)

Капитальные расходы

Контроль за уровнем зар. палт в государственном секторе

Контроль за выплатой процента

Контроль за прочими выплатами

Контроль за инвестиционными расходами

Продажа государственных ценных бумаг

Потолок заимствования из-за ру­бежа

Задержка платежей и неплатежи


Инструменты внешнеэкономической политики

Для обеспечения сокращения спроса в распоряжении правительства наряду с инструментами денежной и бюджетной политики имеется также ряд инструмен­тов внешнеэкономической политики. Некоторые из них оказывают воздейст­вие как на спрос, так и на предложение, однако здесь классифицированы как ин­струменты контроля за спросом. Услов­но их можно подразделить на инстру­менты управления валютным курсом, инструменты торговой политики и инст­рументы управления внешним долгом.


Управление валютным курсом - политика государства относительно выбора режи­ма валютного курса и поддержания его уровня.

Варианты политики валютного курса (начиная от фиксации курса к одной валюте или корзине валют и кончая полностью независимым пла­ванием под воздействием спроса и пред­ложения)

Корректировка валютного курса

Инструменты торговой поли­тики - меры государственной торговой политики, на­правленные на расширение участия страны в международном разделении труда и стимулирование экономическо­го роста.

Соответственно, в целях стимулирования высококачественного роста страна может использовать сле­дующие инструменты внешнеторговой политики:

- Тарифные ограничения

- Нетарифные ограничения

Управление внешним долгом

Основные инструменты управления внешним долгом следующие:

• Официальный потолок заимство­вания - устанавливаемый органами законода­тельной власти предельный абсолютный объем внешней задолженности в тече­ние каждого финансового или кален­дарного года, который исполнительные органы не имеют права превышать. Если такой потолок устанавливается только для заимствований по межгосударст­венным каналам, то, исчерпав лимиты, государство может начать во все боль­ших масштабах заимствовать средства на внутреннем рынке, вытесняя тем са­мым частный сектор, который останется без кредита. Поэтому предпочтитель­ным является такой законодательный механизм, который устанавливает пото­лок заимствования как для государст­венного сектора, так и для страны в целом.

• Ограничение платежей по обслу­живанию долга

• Управление композицией внешнего долга


Вывод


Итак, управление спросом может осу­ществляться через использование опре­деленных инструментов экономической политики, которые условно можно раз­делить на инструменты денежной поли­тики, инструменты бюджетной полити­ки, инструменты внешнеэкономической политики. Денежные инструменты бы­вают косвенными, воздействующими на спрос и предложение денег и регулиру­ющими преимущественно предложение денег центральным банком (операции на открытом рынке, резервные требования, кредитные операции ЦБ), и прямыми, непосредственно влияющими на цены (процентные ставки) или количества (размеры кредитов) и регулирующи­ми предложение денег коммерческими банками (контроль над процентными ставками, потолки межбанковского кре­дитования, уставные коэффициенты ликвидности, целевые кредиты). Инст­рументы бюджетной политики регули­руют либо политику доходов, обеспе­чивающую финансирование операций правительства (прямые и косвенные на­логи), либо политику расходов, пред­ставляющую собой целенаправленное распределение бюджетных средств (те­кущие и капитальные расходы), а также политику финансирования дефицита бюджета. Внешнеэкономические инст­рументы контроля за спросом можно подразделить на инструменты управле­ния валютным курсом (выбор режима и уровня валютного курса), инструменты торговой политики (тарифные и нета­рифные инструменты) и инструменты управления внешним долгом (офици­альный потолок заимствования, огра­ничение платежей по обслуживанию внешнего долга, контроль за структурой внешнего долга). Данная классифика­ция инструментов макроэкономической политики, с помощью которых прави­тельство может контролировать спрос, весьма условна, поскольку большинство их оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение в открытой эко­номике.