Моделирование туристских
потоков по показателям
инфраструктуры регионов Центрального федерального
округа
Левизов А.С., Архипова В.Ф., ВлГУ
Туристские
потоки в условиях устойчивой экономики определяет степень инфраструктурной
обустроенности регионов. Для решения проблем перспективного развития туризма
необходимо выявить основополагающие факторы влияния на эту сферу услуг.
Нами
были исследованы основные характеристики инфраструктуры туризма регионов
Центрального федерального округа, рассчитан многомерный средний показатель,
характеризующий состояние туристских ресурсов по регионам. Построена модель
(функция) зависимости объема туристских потоков от показателей инфраструктуры.
Статистические характеристики параметров модели позволили оценить влияние этих
показателей на развитие туристской отрасли. В качестве расчетного аппарата
выбран метод множественной линейной регрессии в сочетании с пошаговой
регрессией, которая позволяет из множества исходных переменных-факторов
производить отбор наиболее значимых для адекватного представления исходных
данных и осуществлять отсев несущественных факторов. В расчете использован
пакет прикладных программ для статистической обработки данных на ЭВМ.
Исследования
проводились в следующей последовательности. Вначале была сформирована матрица
исходных данных Т (16х10); первые 9 столбцов заняли показатели туристской
инфраструктуры по 16 регионам: Х1 – число мест в средствах размещения, Х2 –
число мест в учреждениях питания, Х3 – число турфирм, Х4 – число музеев, Х5 –
число театров, Х6 - число культурно-досуговых учреждений, Х7 – число спортивных
сооружений, Х8 – протяженность железных дорог, Х9 – протяженность автомобильных
дорог; десятый столбец занял результирующий фактор Y – численность туристских
потоков. Сформирована матрица ТР (16х11), где первые 16 столбцов занимают
факторы в процентном выражении по отношению к своему выборочному среднему, 11
столбец занимает многомерный средний показатель Р. По нему построен
интервальный вариационный ряд, анализ которого с учетом ошибки репрезентативности
выборки Δ позволил выделить основные группы А, В, С однородных по
развитости туристской инфраструктуры регионов. В центральную группу В включены
регионы, для которых математическое ожидание многомерного среднего не выходит
за пределы доверительного интервала Рв – Δ ≤ М [Р] ≤ Рв +
Δ . В группу А со слаборазвитой инфраструктурой вошли регионы, для которых
Р < Рв – Δ = 89,84 %; в группу С – регионы, с Р > Рв + Δ =
109,64 % . Заметим, что Владимирская область вошла в группу В и занимает в ней третье
место с многомерным средним 102,73 % .
На
следующем этапе была построена матрица парных коэффициентов корреляции,
отражающая степень линейной зависимости между всеми переменными. В частности,
получены значения коэффициентов корреляции между факторами ресурсов Хi(i=1,…,9)
и Y – результирующим фактором: 0,8; 0,167 ; 0,7 ; 0,192 ; 0,304 ; 0,147 ; 0,223
; 0,550 ; 0,587. Самая выраженная линейная связь Y = aX + b имеется между ( Х1,
Х3, Х9 ) и фактором Y.
Методом
множественной линейной регрессии смоделирован линейный тренд по всем факторам Y
= 67,39 + 0,87Х1 + 0,07Х2 +
+
0,25Х3 – 0,19Х4 – 0,58Х5 – 0,14Х6 – 0,18Х7 – 0,75Х8 + Х9 . При этом коэффициент
детерминации d = 0,88 показал, что в исследуемой группе регионов 88 % общей
вариабельности количества туристов объясняется изменениями рассматриваемых
девяти факторов. Данный статистический вывод не абсолютен; если, допустим,
увеличился фактор Х1 (стало больше мест в гостиницах), но при этом качество
этого фактора не улучшится, то на первый план выходит влияние других факторов.
По-видимому, это, прежде всего, доля 88 % туристов, получивших высокий уровень
обслуживания комплексом качественных факторов.
Методом
пошаговой регрессии вычислены частные коэффициенты корреляции, самые высокие
значения которых наблюдались для факторов Х1, Х3, Х9 (это число мест в
средствах размещения, количество турфирм, протяженность автодорог), что
позволяет отметить их самое значимое влияние на результирующий фактор. Увеличив
каждый из факторов Х1, Х3, Х9 на 1 % , получим рост фактора Y на 2,2 % .
Вычислены β-коэффициенты, дающие меру влияния вариации каждого фактора Хi
на вариацию результативного признака. Самый высокий показатель определился для
фактора Х9. Отрицательные коэффициенты при факторах Х4 – Х8 можно расценивать
как сигнал о нерациональном их использовании в туристской сфере. По наиболее
значимым факторам построена модель Y = – 6,50 + 0,44Х1 + 0,36Х2 + 0,26Х9 ,
которая показывает, что быстрого роста фактора Y можно достичь, двигаясь в
направлении вектора градиента grad Y = {0,44; 0,36; 0,26}, т.е. увеличивая
факторы ( Х1, Х3, Х9 ) пропорционально его координатам.
По
каждой группе регионов А, В, С построены модели-тренды и графики,
иллюстрирующие зависимость результирующего признака от каждого показателя
инфраструктуры. Выводы, полученные в данном исследовании, послужат основой для
разработки программ приоритетного развития элементов туристской инфраструктуры
региона.
Другие работы по теме:
Экономика Пермского края и Самарской области
Анализ экономики Пермского края (развитие химической промышленности). Инвестиционная привлекательность Самарской области и Пермского края: средний потенциал и умеренный риск. Сравнительный анализ регионов, их удельный вес в общероссийских показателях.
Центральный федеральный округ 2
I. Общие сведения и географическое положение В состав Центрального федерального округа (ЦФО) входят: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г.
Современное состояние и тенденции развития туризма в мире
В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%.
Туристская индустрия
Туристская индустрия - "совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков" (ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 г.).
Региональный туризм: понятие и особенности управления
Понятия, предмет и метод изучения региональной экономики. Факторы развития и задачи экономики регионального туризма. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма. Системный экономический анализ и моделирование процессов.
О проблеме развития экологического туризма в России
Экотуризм в России, как средство поддержки охраняемых природных территорий. Формирование специальных баз данных, создание справочно-информационной системы по природным и историко-культурным достопримечательностям. Развитие туристской инфраструктуры.
Методы изучения размещения производительных сил
Программно-целевой метод в условиях формирования рыночных отношений имеет важное значение для разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерностей их функционирования, от прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем.
Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с
Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. — 2-е изд., стер. — М. Кнорус, 2005. — 576 с
Что такое логистика в туристической сфере
В туристской сфере под логистикой понимается: организация движения туристских потоков на основе грамотного управления материальными и информационными потоками; рациональная организация разработки нового продукта и его распределения.
Парламент Науру
является однопалатным и состоит из 18 депутатов, избираемых на три года. Депутатом Парламента может быть лицо, достигшее 20 лет. Официальное название законодательного органа было изменено с «Законодательного Собрания» на «Парламент» 17 мая 1968 года внесением поправки в Конституцию страны. Депутаты избираются по несколькомандатным округам (всего 8 округов) — от каждого округа выбирается по 2 депутата, кроме округа Убенид, от которого избирается 4 депутата.
Флаг округа Колумбия
Флаг округа Колумбия (Флаг Вашингтона, округ Колумбия, англ. Flag of Washington, D.C.) — один из официальных символов федерального округа Колумбия, США.
Палата представителей Бельгия
Введение 1 Принцип формирования 2 Нынешний состав Список литературы Введение Палата представителей Бельгии (нидерл. Kamer van Volksvertegenwoordigers, фр. la Chambre des Reprйsentants, нем. Abgeordnetenkammer) — нижняя палата Федерального парламента Бельгии.
Среднеазиатский военный округ
План Введение 1 История 2 Военные силы САВО на 1988 год 3 Командующие войсками САВО 4 Источники Список литературы Введение Среднеазиа́тский вое́нный о́круг (САВО) — оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооружённых сил СССР, существовавшее в 1926-1945 и 1965-1989 годах.
Ингаунис, Феликс Антонович
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Ингаунис, Феликс Антонович Введение Феликс Антонович Ингаунис (1894 Либава, Латвия — 28 июня 1938) — советский лётчик, комкор[1], командующий ВВС Особого Дальне-Восточного военного округа[2].
Жуйцзинь
Городской уезд Жуйцзинь 瑞金 Жуйцзинь (кит. трад. 瑞金, упр. 瑞金, пиньинь Ruмjīn) — городской уезд в составе городского округа Ганьчжоу на юго-востоке китайской провинции Цзянси.
Алтус авиабаза
Алтус (авиабаза) Авиабаза ВВС США, расположенная в пределах города Алтус, Оклахома, США. Это в 6 км к востоку от центрального делового района Altus, город в округе Джексон.
Холдер, Эрик
Эрик Химптон Холдер-младший (англ. Eric Himpton Holder, Jr., род. 21 января 1951(19510121)) — американский политик, генеральный прокурор США с 3 февраля 2009 года.
Рассказ о москве на английском с переводом
Москва МОСКВА - столица Российской Федерации, город федерального значения, субъект Российской Федерации, центр Центрального федерального округа и Московской области, город-герой. Крупнейший город, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны.
Конституционный статус
1. Основы конституционного статуса РФ. Конституционный статус РФ определяется Конституцией РФ и включает государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:
Отдых и туризм главный туристский регион мира
Как вы уже знаете, зарубежная Европа — главный район международного туризма. «Рекордсмен мира» по туризму — Франция, которую ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция.
Москва 2
Москва́ — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области[7], в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России и Европы[8] (население на 1 января 2010 года — 10 562 000 человек), центр Московской городской агломерации[9].
Харитонов Николай Михайлович
Руководитель Аграрной депутатской группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Аграрной партии России, доцент.
Механизмы развития регионов России
: целевые программы Россия страдает от высокой неравномерности развития своих регионов. Но как она решает эту проблему? Какое значение имеют реализуемые федеральные целевые программы? Каковы приоритеты федерального финансирования и какова их природа?