25 июня 2009
Владимир Петрович Гpузинoв, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой Российского заочного института текстильной и легкой промышленности.
К наиболее распространенным методам определения оптимального объема производства относятся метод сопоставления валовых показателей и метод сопоставления предельных показателей. Если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты верные решения.
Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.
К наиболее распространенным методам определения оптимального объема производства относятся:
метод сопоставления валовых показателей;
метод сопоставления предельных показателей.
При использовании этих методов применяются следующие допущения:
предприятие производит и реализует только один товар;
целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;
оптимизируются только цена и объем производства (предполагается, что все остальные параметры деятельности предприятия остаются неизменными);
объем производства в рассматриваемый период равен объему реализации.
Приведенные допущения могут показаться достаточно жесткими, однако если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты верные решения.
Суть предложенных методов рассмотрим на примере гипотетического предприятия, действующего на рынке свободной конкуренции (исходные данные приводятся в табл. 1).
Таблица 1. Объем реализации продукции и издержки на ее производство.
Объем реализации, тыс. шт. |
Постоянные издержки, тыс. руб. |
Переменные издержки, тыс. руб. |
Валовые издержки, тыс. руб. |
0 |
1200 |
0 |
1200 |
10 |
1200 |
200 |
1400 |
20 |
1200 |
360 |
1560 |
30 |
1200 |
490 |
1690 |
40 |
1200 |
610 |
1810 |
50 |
1200 |
760 |
1960 |
60 |
1200 |
960 |
2160 |
70 |
1200 |
1220 |
2420 |
80 |
1200 |
1550 |
2750 |
90 |
1200 |
1980 |
3180 |
100 |
1200 |
2560 |
3760 |
Метод составления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета такова:
определяется величина объема производства, при котором достигается нулевая прибыль;
определяется объем производства с максимальной прибылью (табл. 2).
Таблица 2. Объем реализации продукции с максимальной прибылью.
Объем реализации, тыс. шт. |
Цена, руб. |
Валовая выручка, тыс. руб. |
Валовые издержки, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
0 |
- |
0 |
1200 |
-1200 |
10 |
48 |
480 |
1400 |
-920 |
20 |
48 |
960 |
1560 |
-600 |
30 |
48 |
1440 |
1690 |
-250 |
40 |
48 |
1920 |
1810 |
110 |
50 |
48 |
2400 |
1960 |
440 |
60 |
48 |
2880 |
2160 |
720 |
70 |
48 |
3360 |
2420 |
940 |
80 |
48 |
3840 |
2750 |
1090 |
90 |
48 |
4320 |
3180 |
1140 |
100 |
48 |
4800 |
3760 |
1040 |
В нашем примере нулевая прибыль достигается при объеме производства и реализации в интервале 30-40 тыс. шт. продукции, что соответствует значению валовой выручки и издержкам соответственно в интервалах 1440-1920 и 1690-1810 тыс. руб.
С увеличением объемов производства валовая выручка начинает превышать издержки и появляется прибыль, максимальная величина которой 1140 тыс. руб. достигается при объеме производства и реализации продукции в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства.
Метод сопоставления предельных показателей позволяет установить до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан на сопоставлении предельных издержек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных издержек на единицу продукции, то увеличение производства и реализации будет рентабельно.
Проиллюстрируем это на основе данных, приведенных в табл. 3.
Таблица 3. Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей.
Объем реализации, тыс. шт. |
Предельный доход, тыс. руб. |
Предельные издержки, тыс. руб. |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
10 |
48 |
20 |
28 |
20 |
48 |
16 |
32 |
30 |
48 |
13 |
35 |
40 |
48 |
12 |
36 |
50 |
48 |
15 |
33 |
60 |
48 |
20 |
28 |
70 |
48 |
26 |
22 |
80 |
48 |
33 |
15 |
90 |
48 |
43 |
5 |
100 |
48 |
58 |
-10 |
В данном случае предельным доходом на единицу продукции по сути дела является рыночная цена единицы изделия, равная 48 руб., а предельные издержки исчисляются как разница между последующими общими издержками и предыдущими, поделенная на объем производства.
Предельная прибыль исчисляется как разница между предельным доходом и предельными издержками.
Из данных таблицы видно, что до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расширение производства до 90 тыс. шт. рентабельно. При дальнейшем увеличении объема производства величина дополнительных издержек превысит величину дополнительного дохода на единицу продукции, что приведет к уменьшению валовой прибыли.
Другие работы по теме:
Рынок 4
3. Рынок: понятие, функции, структура Рынок — это система взаимодействия производителей и потребителей, основанного на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен
Балансовые модели экономического роста
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный инжененрно-экономический университет институт туризма и гостиничного хозяйства
Разработка производственной программы предприятия 2
Разработка производственной программы предприятия К основным стоимостным показателям объема выпускаемой продукции относятся: валовой оборот, внутризаводской оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, чистая продукция, условночистая продукция.
Максимизация прибыли предприятия
СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Расчетное задание по теме МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ (Расчет оптимального объема производства продукции)
Определение себестоимости продукции
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТОИМОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ В условиях социалистического общества, когда имеет место товарное производство, любая продукция характеризуется стоимостью. На производство продукции требуются затраты живого и овеществленного труда. Эти затраты составляют издержки производства и формируют стоимость.
Модели управления оборотным капиталом
Агрессивная модель управления текущими активами и пассивами. Консервативная модель управления текущими активами и пассивами. Как эффективно управлять дебиторской задолженностью.
Расчет цепных и базисных абсолютных данных
Определение вида рядов динамики. Методы расчета цепных и базисных абсолютных приростов, темпов роста и прироста, среднего уровня ряда. Определение индивидуальных индексов себестоимости по видам продукции, агрегатных индексов товарооборота и реализации.
Расчет объема производства
Вычисление объема производства в целом и в среднем за год в натуральных единицах, величины средней себестоимости продукции за период. Абсолютный прирост, темпы роста и прироста объема производства - базисные и цепные. Индивидуальные базисные индексы.
Расчет объема производства
Расчетно-графическая работа по дисциплине "Статистика" Вычислить объем производства в целом за 4 года и в среднем за год в натуральных единицах.
Расчет цепных и базисных абсолютных данных
Задание № 1 Условно принять, что первые пять показателей из столбца представляют собой уровни ряда динамики. Дать наименование этим уровням. Определить вид ряда динамики. Для полученного ряда рассчитать цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, средний уровень ряда, средний темп роста, средний тем прироста.
Анализ производственной программы
Задачи анализа производственной деятельности, показатели ВП,ТП,РП. Выполнение плана, динамика и структура производства и реал. продукции.
Издержки производства в долгосрочном периоде
Издержки, которые были рассмотрены выше, относятся к решениям, касающимся краткосрочных изменений объема выпуска при постоянстве части затрат. В долгосрочном периоде фирма может менять все используемые факторы производства, и, следовательно, переменными становятся все издержки производства.
Гробы
Основы инженерной деятельности. студент гр.96АА2 Мироничев Евгений А. Гробы ГРОБЫ Выработка оптимального решения 1.Определение потребности 2.Формулировка цели
Расчеты
ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ В СОПОСТАВИМЫХ ЦЕНАХ. Предыдущий период Отчетный период. количество Объем прод в ценах янв отч года. количество Цена за ед изделия в ценах янв отч года.
Рисунок 2 4
Служба логистики. Исходящие информа-ционные потоки. Экономический отдел План материально-технического обеспечения Сметы затрат на снабжение производства и сбыт готовой продукции
Издержки производства (Шпаргалка)
*Издержки производства - затраты на *Прибыль - разница между выручкой производство продукции .* и издержками . * *Издержки производства можно рассматривать * Существуют 2 подхода к понятию прибыли
Работы заключается: управлении запасами в
С переходом на рыночные отношения экономические субъекты вынуждены пересматривать основные цели управленческой Деятельности, а также использовать современный методический инструментарий, обеспечивающий их эффективное достижение
Планирование реализации продукции 2
Планирование реализации продукции. Рыночный спрос на продукцию характеризуется общим объемом продажи товара определенного вида на данном рынке за конкретный период.
Фазовая автоподстройка в относительной фазовой манипуляции ОФМн
Graphics Фазовая автоподстройка (ФАП) в приемниках ОФМн радиосигналов. Схемы Пистолькорса и Сифорова Graphics Безусловная оценка фазы Graphics Схема оптимального приемника ФМн-радиосигналов с флюктуирующей начальной фазой (переприсвоение оценки фазы) Graphics
Графический метод решения задач линейного программирования
Расчет производства необходимого количества продукции для получения максимальной прибыли предприятия. Математическая модель для решения задач линейного программирования. Построение ограничений и целевых функций. Исследование чувствительности модели.
Построение и анализ на чувствительность моделей задач линейного программирования
Лабораторная работа №1 ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ МОДЕЛЕЙ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Цель работы: научиться определять оптимальный план производства (приобретения) продукции с учетом ограниченного обеспечения ресурсами различного вида; освоить методику и технологию поиска оптимального решения задач линейного программирования (ЗЛП) с помощью ЭВМ; приобрести практический опыт проведения анализа оптимального решения ЗЛП на чувствительность.
Анализ безубыточности
Графический метод Для определения безубыточного объема продаж также используют и графический метод (рис. ). Рис. График безубыточности По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали- себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
Рисунок 2 5
Входящие информа-ционные потоки. Служба логистики. Экономический отдел Перспективные, текущие и оперативные планы производства и реализации продукции Финансовые планы и нормативы