Реферат: Зоны свободной торговли на Американском континенте и в АТР - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Зоны свободной торговли на Американском континенте и в АТР

Рефераты по экономике » Зоны свободной торговли на Американском континенте и в АТР

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»


Экономический факультет


Реферат по дисциплине «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность» на тему:

«Зоны свободной торговли на Американском континенте и в АТР»


Выполнил ст. гр. Т-200

Москаленко Ольга.

Проверил к.э.н., доцент

Положенцева Е.А.


Волгоград, 2011

Содержание:


1. Североамериканская зона свободной торговли.

2. Общий рынок стран Южного Конуса.

3. Андская Система Интеграции.

4. Карибское Сообщество.

5. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

6. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.


1. Североамериканская зона свободной торговли.

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли ("North American Free Trade Area" - НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;

в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, а во взаимной торговле после переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях - 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно "чувствительных" к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течение 5, 10 и 15 лет.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран - участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течение 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, "чувствительных" для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.

Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течение десяти лет.

Во взаимной торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 году.

Кроме того, в НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.


2. Общий рынок стран Южного Конуса.

МЕРКОСУР - формирующийся таможенный союз, включающий Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, с 2006 г. Венесуэла. В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (212 млн. чел.), 40% прямых зарубежных инвестиций, 33% объема внешней торговли стран региона, производится 41% совокупного ВВП региона (800 млрд. долл.). Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.

Юридической основой МЕРКОСУР является Асунсьонский договор 1991 г., который в качестве стратегической цели выдвигал сокращение или полное устранение всех таможенных сборов между членами организации и проведение единой таможенной политики по отношению к внешнему миру.

Организационная структура. Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет Общего рынка в составе министров иностранных дел и экономики. Решения Совета подлежат рассмотрению на саммитах, проводимых по завершении заседаний Совета.

Функции исполнительного органа возложены на Группу Общего рынка (ГОР). При ГОР действуют 14 рабочих подгрупп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, которая призвана обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза.

В систему органов МЕРКОСУР также входят Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, в состав которого входят представители наиболее влиятельных предпринимательских, профсоюзных и иных общественных организаций стран-членов.

Изначально в структуре Общего рынка не планировалось создания наднациональных органов. Однако в 2002 г. для решения спорных вопросов в сфере экономики сформирован Арбитражный суд, который можно рассматривать как первый наднациональный орган МЕРКОСУР.

Совет Общего рынка и ГОР страны-участницы возглавляют поочередно, сменяясь каждые полгода.

Экономика. МЕРКОСУР действует с 1995 г. как таможенный союз с определенными изъятиями: страны-участницы установили на импорт единый внешний таможенный тариф, охватывающий 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Тарифные ставки варьируются от нуля до 20% стоимости товара. Приняты единые Таможенный кодекс, номенклатура, нормы таможенной процедуры, протокол о взаимной защите и поощрении инвестиций и прочие нормативные акты.

Политика. Развитие процесса экономической интеграции естественным путем привел к расширению координации стран - членов МЕРКОСУР в политических вопросах. Одной из приоритетных задач является поддержание и защита демократии в странах-участницах. В 1996 г. ими приняты обязательства проводить консультации и осуществлять меры политического воздействия в случае возникновения угрозы демократическому строю на территории МЕРКОСУР. Действует рабочая группа МЕРКОСУР по гармонизации национальных законодательств в области обращения оружия и боеприпасов. Создана Постоянная рабочая группа МЕРКОСУР по борьбе с терроризмом (ПРГ). Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР затрагивают и гуманитарные аспекты. Упрощены формальности при пересечении границ физическими лицами, создаются совместные погранично-таможенные пункты, подписано соглашение о взаимном признании документов о начальном и среднем образовании, вводится обязательное изучение португальского языка в школах Аргентины и испанского - в Бразилии.


3. Андская Система Интеграции.

Андская система интеграции (АСИ, одновременно широко используется термин Андское сообщество) - старейшее в Латинской Америке интеграционное объединение. В настоящее время в его состав входят пять стран: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор.

В мае 1969 г. представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу подписали учредительный документ - "Договор Картахены" ("Андский пакт") - о создании субрегиональной организации, призванной содействовать их сбалансированному и гармоничному экономическому развитию. В феврале 1973 г. к договору присоединилась Венесуэла. В 1976 г. Чили вышла из Андского пакта, не добившись удовлетворения некоторых своих требований.

Целью интеграции АС является содействие сбалансированному и гармоничному развитию стран-членов, создание политического и экономического союза, единого научного, образовательного, культурного поля.

Основными органами АС являются: Президентский совет, Совет министров иностранных дел, Комиссия АС, Андский Парламент, Андская корпорация развития, Суд и Генеральный секретариат.

Президентский совет андских стран (создан в 1990 г.) - высший коллегиальный орган пяти государств - определяет основные направления и рассматривает результаты интеграционного процесса.

Совет министров иностранных дел руководит внешней политикой АС.

Андский Парламент (создан в 1979 г., состоит из депутатов национальных парламентов) участвует в выработке нормативных актов Сообщества, следит за соответствием принимаемых решений законодательствам стран-членов АС.

Андская корпорация развития (АКР, создана в 1968 г.) - финансовый институт Сообщества - призвана содействовать устойчивому развитию стран-членов и их интеграционному развитию путем предоставления кредитов. Акционерами АКР являются страны - члены АС, еще 11 стран Латинской Америки и 18 частных банков в государствах АС.

Комиссия андских стран (наряду с Советом обладающая законотворческими функциями) занимается вопросами торговли и инвестиций. Суд АС контролирует правомочность принятых в рамках объединения решений. Исполнительным органом Сообщества является Генеральный секретариат.


4. Карибское Сообщество.

Карибское сообщество (КАРИКОМ) образовано в июле-августе 1973 г. согласно Договору Чагуарамас в качестве преемника Карибской ассоциации свободной торговли (КАРИФТА). В настоящее время в состав международной организации входят: Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские Острова, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат (колония Великобритании), Сент-Китс, Невис и Ангилья, Суринам (принят в 1995 г.). На правах ассоциированных членов в КАРИКОМ приняты, Британские Виргинские острова, острова Теркс и Кайкос. В работе КАРИКОМ в качестве наблюдателей участвуют 12 латиноамериканских стран, среди которых наибольшую активность проявляют Мексика, Венесуэла и Колумбия.

Местопребывания Секретариата КАРИКОМ - г. Джорджтаун, Гайана.

В составе КАРИКОМ действуют ассоциированные институты, к которым по договору Чагуарамас относятся Карибский банк развития, Карибский инвестиционный фонд, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский университет и Вест-Индская судоходная компания.

Высший орган объединения — конференция глав государств, исполнительные органы — Совет министров и Генеральный секретариат, а также постоянные комитеты и специализированные рабочие группы. Штаб-квартира находится в г. Джорджтаун (Гайана).


5. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн. человек, общая площадь 4,5 млн. км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд. долларов США.

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов

установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН


6. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В странах-членах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

В настоящее время в АТЭС 21 член, среди них — большинство стран с береговой линией у Тихого океана.

Участвующие экономики

Дата вступления

Австралия 1989
Бруней 1989
Канада 1989
Индонезия 1989
Япония 1989
Республика Корея 1989
Малайзия 1989
Новая Зеландия 1989
Филиппины 1989
Сингапур 1989
Таиланд 1989
США 1989
Китайский Тайбэ 1991
Гонконг, Китай 1991
Китайская Народная Республика 1991
Мексика 1993
Папуа — Новая Гвинея 1993
Чили 1994
Перу 1998
Россия 1998
Вьетнам 1998

Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов — России, Вьетнама и Перу — введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.


Список использованной литературы:


1. Мировая экономика: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. – 132 с.


2. cepla/info/unions.php