Реферат: Фискальная политика государства 9 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Фискальная политика государства 9

Рефераты по экономической теории » Фискальная политика государства 9

НОЧУ ВПО

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине экономическая теория

Тема: Фискальная политика государства


Выполнила:

студентка 1 курса

Князева Я. Ю.


Ст. Преподователь:

Сытая В. Н.


Оценка _________________

Дата ___________________

Подпись

преподователя ___________


Москва 2011г.

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты 5

1.1 Понятие фискальной политики 5

1.2 Типы фискальной политики 7

1.3 Инструменты фискальной политики 9

1.4 Налоги и налогообложение 11

Глава 2. Особенности формирования бюджетного и внебюджетного фондов 15

Глава 3. Налоговые реформы 2000-х годов 19

Заключение 22

Список литературы 24


Введение

Фискальная политика в современном словаре иностранных слов определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. В царской России были податные службы, а сборщиков податей называли фискалы.

В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики – бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Тема, рассмотренная в курсовой работе, является актуальной, особенно в период формирования рыночных отношений, когда экономический сектор является наиболее непредсказуемым. Дабы сгладить колебания в экономике и стабилизировать ее, государству необходимо проводить рациональную бюджетно-налоговую политику.

Целью данной курсовой работы является раскрытие содержания фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики.

Структура данной курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список литературы.

В данной курсовой работе выделяются три основные главы – в первой дается общее понятие и представления о сути фискальной политики, а также ее виды, инструменты и взаимосвязь с налогообложением; во второй главе рассмотрены бюджетные и внебюджетные фонды и особенности и их формирования. В третье главе представлены налоговые реформы, проведенные после 2000 года.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики.


Глава 1. Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты 1.1 Понятие фискальной политики

В условиях рыночной экономики фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение инфляционных процессов. Так как государственная казна пополняется в основном за счет налогов, фискальная политика также называется бюджетно-налоговой политикой.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Если экономика страны находится на стадии экономического кризиса, то правительство применяет стимулирующую экономическую политику. А если государство находится на фазе экономического подъема, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, для того чтобы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

Для проведения стимулирующей фискальной политики государство должно дать толчок для повышения совокупного спроса, предложения или обеих категорий. Для этого государство повышает трансферты, а также размер закупок товаров и услуг, снижает налоги. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.

Но иногда власти проводят сдерживающую политику, которая направлена на замедление инфляционного роста. Для осуществления этой политики государство сокращает свои расходы и увеличивает налоги.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны.


1.2 Типы фискальной политики

Фискальную политику принято подразделять на два типа: автоматическую и дискреционную. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Автоматические стабилизаторы – это не зависящие от политики государства механизмы, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают плавное изменение выпуска продукта. Действие автоматических стабилизаторов отражается на величине циклического дефицита или профицита бюджета. Такие стабилизаторы предусмотрены заранее, закреплены в законодательных актах, регулирующие экономическую деятельность. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) косвенные налоги; 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Например, если человек потерял работу, ему выплачиваются пособия по безработице. При уменьшении доходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода.

Однако встроенные стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев они не способны гасить возникающие колебания. Так что заранее вписать их в законодательные акты и другие нормативные документы, гарантирующие стабильность экономики, не удается. Тут на помощь и приходит другой вид фискальной политики.

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или в изменение постоянно действующих правил.

Основными орудиями дискреционной фискальной политики являются: 1) изменение программ, общественных работ и других программ, связанных с расходами; 2) изменение программ расходов «трансфертного» типа; 3) циклические изменения уровня налогов.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики.

Например, эффективным средством борьбы с резко нарастающей безработицей является привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет. Чтобы предотвратить резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшаются налоговые ставки, вводят частные льготы.

Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложенные средства в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.


1.3 Инструменты фискальной политики

Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 2) государственные расходы; 1) налоги;

Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Правительственные закупки могут быть весьма разнообразны, например, закупка сельскохозяйственной продукции, космических ракет, солдатских шинелей, строительство медицинских учреждений, дорог, школ и так далее.

Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи — это выплаты государства, через которые перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения.

Таким образом, с помощью трансфертных выплат происходит перераспределение доходов в пользу нуждающихся.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.

Государственные расходы делятся на четыре основных группы:

расходы на социально-культурные нужды;

расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

военные расходы;

расходы на управление.

Общее назначение этих расходов – создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.

Налоги являются еще одним важным инструментом фискальной политики. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с юридических организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Подробно данный инструмент фискальной политики мы рассмотрим в следующем пункте.

Без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования в экономике.


1.4 Налоги и налогообложение

Определение понятию «налоги» мы дали в предыдущем пункте, поэтому сейчас нам важнее рассмотреть виды налогов. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

По характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

По уровням управления (федеральные, региональные, местные);

По субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

По объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, налог на недвижимость и имущество и так далее);

По целевому назначению (общие, специальные);

Проанализируем прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий; налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых и тому подобное.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога. К косвенным налогом относятся: акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на импорт и экспорт), налог с продаж, налог с оборота, налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги также называют еще безусловными, потому что они не связанны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли. В Российской Федерации эти налоги преобладают.

Теперь разберемся с основными видами налогов:

Налог на доходы физических лиц. Ставка по данному налогу — 13%.

Налог на прибыль корпораций. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство).

Налог на доходы от денежных капиталов. Им могут облагаться дивиденды, проценты, получаемые от акций и облигаций, проценты по банковским вкладам, выигрыши по займам.

Земельный налог. Уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Относится к категории косвенных налогов.

Имущественный налог. Косвенный налог, объектом налогообложения, которого является имущество физических или юридических лиц.

Налог с наследств и дарений. Относится к категории косвенных налогов.

Налог на ценные бумаги. В свою очередь он делится на две части:

налоги на эмиссию акций, облигаций и другие ценных бумаг, взимаемых с акционерных компаний;

налоги на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги;

Такой налог считается косвенным.

Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизным налогом облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили. Плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором.

Налог с оборота. Налог, взимаемый в виде доли, процента от стоимости произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, изымаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. По сути представляет разновидность акцизного налога, относится к косвенным налогам.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Исчисляется из прироста

стоимости товара на каждой стадии его производства. Плательщиком НДС является конечный потребитель.

11. Налог на вменённый доход предпринимателя (ЕНВД). Данный налог, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности.

В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение. Например, отчисление на социальные нужды, транспортные расходы.

Принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти налогов с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства называется налогообложением.

В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

То есть объект налогообложения - это юридический факт, с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог.

Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Рассмотрев основные теоретические аспекты фискальной политики можно сделать вывод, что бюджетно-налоговая политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и следовательно, на величину ВНП, занятость и цены.

По характеру действия инструментов фискального регулирования различают недискреционную и дискреционную политику. Первая основана на автоматизме действия некоторых налогов и пособий по безработицы. Дискреционная политика предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, национального объема производства и отражающихся на доходной или расходной частях государственного бюджета.

В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Правительство прибегает к стимулирующей фи­скальной политике для поощрения расходов и увеличения реального объема производ­ства. Эта политика предполагает увеличение госу­дарственных расходов, снижение налогов или соче­тание обеих мер. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит.

Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. Она предполагает сокращение государственных рас­ходов, повышение налогов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка.

Основными инструментами фискальной политики служат налоги и госрасходы.   Все виды налогов и способы их взимания образуют налоговую систему страны. Налоги бывают прямые и косвенные, федеральные, региональные или местные и так далее.   Величина налогообложения оказывает влияние на развитие предпринимательства в стране, уровень инвестиций и на мировые экономические связи.

Меры государства по распределению и использованию финансовых ресурсов формируют фискальную политику в стране.


Глава 2. Особенности формирования бюджетного и внебюджетного фондов

Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, функционирования и развития разных секторов и сфер экономики, имеет контроль над финансовыми потоками, своевременная корректировка доходны статей бюджета. Немаловажную роль в этом играют целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Здесь же даётся правовое определение целевому бюджетному фонду:

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в

соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В силу статьи 118 Гражданского кодекса РФ, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются:

средства бюджетов;

целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами;

доходы от реализации конфискованного имущества;

платежи за загрязнение окружающей среды;

штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:

дорожные фонды РФ;

экологические фонды РФ;

Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;

Государственный фонд борьбы с преступностью;

Фонд развития таможенной системы РФ;

Анализируя динамику образования и упразднения целевых фондов, можно заметить, что их создание связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.

Фонды формируются за счет поступления средств как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчислений от налогов и сборов и других источников дохода, и поэтому целевые фонды имеют внебюджетно-бюджетную структуру.

Для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении федерального казначейства открываются дополнительные специальные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы, что усложняет бюджетную систему и в целом весь бюджетный процесс.

Параллельно с государственным бюджетом применяются и другие формы использования денежных ресурсов. Один из таких путей – создание внебюджетных фондов (или специальные фонды). Эти фонды по своему целевому назначению могут быть экономическими, социальными, политическими.

Определение понятия государственного внебюджетного фонда дано в статье 6 Кодекса: форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Такие фонды предназначаются для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению проектов Правительством РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального бюджета РФ.

С 1992г. в России начали действовать социальные и экономические

внебюджетные фонды. К социальным относятся: Пенсионный фонд, Фонд

социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд

обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и другие. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды финансового регулирования и другие внебюджетные фонды.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Контроль над исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы, обеспечивающие исполнение бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Дав определение понятием, и изучив источники формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов, мы можем заключить, что наличие большого количества целевых фондов, ослабляет проведение государственного контроля над целевым использованием финансовых средств бюджетов.

Государственные фонды оказывают влияние на процесс производства, ускоряя и замедляя его в зависимости от объёмов финансовой помощи, способствуют оказанию социальных слуг населению. Главная цель их возникновения - необходимость выделения очень важных для общества расходов и снабжение их самостоятельными источниками дохода.


Глава 3. Налоговые реформы 2000-х годов

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов.  21 ноября 1992 года указом президента Российской Федерации была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ, на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

Наиболее важные реформы налоговой системы были реализованы в программе 2000-2002 года. Речь идет о следующих мерах:

Отмена неэффективных «оборотных» налогов;

Существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счет

введения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;

Новый режим и снижение ставки налога на прибыль;

Введение налога на добычу полезных ископаемых, что стало важным шагом в направлении изъятия в доход государства части природной ренты, образующейся у пользователей недр;

Реформирование системы налогообложения малого бизнеса;

Отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

Эта масштабная программа была проведена в беспрецедентно короткие для мировой практики сроки. Следствием этих мер стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост.

В отношении населения был введен налог на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 %. Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач. Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.


Заключение

Фискальная политика призвана обеспечивать устойчивость экономического развития, она является инструментом в борьбе против инфляции и для поддержания занятости. Но механизм фискальной политика довольно непрост.

Выработка оптимальной модели фискальной политики правительства – задача довольно сложная, поскольку в экономике действуют, как правило, параллельные и разнонаправленные факторы.

Учитывая все эти моменты, надо сказать, что воздействие фискальной

политики на макроэкономическую стабилизацию довольно относительно.

Фискальная политика приносит значительный эффект тогда, когда она

строится на основе предвидения ситуации. Поэтому очень важно при применении инструментов фискальной политики знать, каковы будут их последствия.

Но фискальную политику не следует сбрасывать со счетов в борьбе с инфляцией и безработицей помня при этом, что максимальный эффект она

дает в краткосрочном периоде.

Ознакомившись с понятием, основными видами, инструментами фискальной политики, а также ее взаимосвязью с налогами и налогообложением необходимо отметить ограниченность ее возможностей:

Положительные результаты фискальная политика дает в краткосрочный период, в долгосрочном плане такая политика может привести к отрицательным результатам;

Возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности, и другими целями, стоящими перед обществом;

Фискальной политики характерен «эффект запаздывания». Требуется определенное время, прежде чем данная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о проведение тех или иных мер бюджетно-налогового характера, затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей фискально-кредитной политики.


Список литературы

Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. Глава 3 статья 17 «Целевой бюджетный фонд». Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года.

Гражданский Кодекс Российской Федерации статья 118 «Фонды». Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года.

Налоговый Кодекс Российской Федерации статья 38 «Объект налогообложения» от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник. ЮРИСТЪ, Москва, 2000.

Райзберг Б. А. Курс экономики. Учебник. ИНФРА-М, Москва, 2004.

Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов, Издательство НОРМА, Москва, 2003.