11.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты
Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.
Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема 57).
Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:
Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.
Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (схема 58).
– Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.
– Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.
Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы 59.
Схема 59.
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической конценпции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов. главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
Другие работы по теме:
Понятие национальной экономики и её структура
10.1. . Одной из целей экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества. При этом микроэкономика исследует главным образом поведение отдельных хозяйствующих субъектов, исследованием же экономической системы как единого целого занимается макроэкономика, в рамках данного раздела экономической теории анализируется комплекс процессов в экономической политике: общественное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, инфляция, безработица.
Типы экономических систем
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 Введение 3 Традиционная система 4 Административно-командная система (централизованно-плановая) 5 Рыночная система 7 Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства. 7
Основные направления налоговой политики Российской Федерации
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Пределы применимости неоклассической экономической теории
1. Пределы применимости неоклассической экономической теории. Предмет и особенности неоклассики . И. Лакатош подразделяет любую исследовательскую программу на две части: жесткое (твердое) ядро программы и ее защитный пояс. Если неизменным остается не только жесткое ядро, но и защитный пояс, то программа является ортодоксальной.
Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) как система мер воздействия государства на экономическую жизнь. Понятие прямого и косвенного вмешательства государства. Основные функции и задачи ГРЭ. Состояние платежного баланса, борьба с инфляцией.
Понятие финансовой политики в современной экономике
Финансовая политика Сущность, содержание и основные цели финансовой политики. Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.
Государственная политика в области занятости
Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности.
Политическая власть, её структура и функции
Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни
Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна. Это причинно-следственные связи, которые раскрывают обусловленность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и др.) факторами, и функциональные связи, которые отражают взаимозависимость политики от других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Методические указания к срс и срсп
Тематика рефератов и научных докладов приведена ниже. Каждый студент по графику срсп должен выбрать тему и приготовить доклад на 5 минут. Оценивается содержательность, умение анализировать собранную информацию, творческий подход (использование схем, таблиц, рисунков, слайдов и так далее)
Форма государства
Рассмотреть форму государства это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти
Реформы Петра1 2
Петр Великий был одним из самых величайших политических деятелей в истории государства Российского. Значение и неоднозначность реформ, которые он проводил, является предметом для споров и по сегодняшний день. Одни считают, что он оказал исключительно положительное влияние на развитие нашего государства, другие наоборот.
Соціально-экономическое развитие Германии в 1930-е годы
Соціально-єкономічний розвиток Німеччини у 1930-і роки. Главным содержанием экономической политики фашизма стала милитаризация экономики. Экономика Германии, после завершения централизации фашистсткой фласти, была полностью подчинена нацистам.
Рейганомика
План Введение 1 Результат 2 Критика 3 Основное направление Список литературы Введение Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъемом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада.
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Украина и НЭП
Переход к новой экономической политике был осуществлен в начале 20-х гг., когда большевистской власти стало ясно, что политика «военного коммунизма» исчерпала себя.
Петрушевский, Дмитрий Моисеевич
Дмитрий Моисеевич Петрушевский (1863—1942) — русский, советский историк-медиевист. Биография Окончил Киевский университет (1886), ученик И. В. Лучицкого, преподавал в Москве, Варшаве, Петербурге, Иванове. С 1906 г. — профессор кафедры всеобщей истории Московского университета (покинул его в 1911 г. в знак протеста против политики министра просвещения Л.
Финансовая деятельность государства 4
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.