Реферат: Безработица понятие, причины, формы и социально-экономические последствия - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Безработица понятие, причины, формы и социально-экономические последствия

Рефераты по экономической теории » Безработица понятие, причины, формы и социально-экономические последствия

Аннотация.


Курсовая работа содержит 31 страницу, 1 таблицу, 2 формулы, 23 источника.

В данной работе изложены проблемы безработицы в России, рассмотрены причины безработицы, а также методы борьбы с безработицей. Изучена сущность занятости населения и ее экономические формы.


Содержание


Введение……………………………………………………………………...5

1. Сущность занятости и ее экономические формы……………………....10

2. Безработица: понятие, причины, формы и социально-экономические последствия………………………………………………………………11

2.1. Сущность безработицы…………………………………………….…..11

2.2. Виды безработицы и формы их проявления………………………..…..15

2.3. Причины безработицы……………………………………………...... 19

2.4. Социально-экономические последствия безработицы……………..20

3. Политика занятости………………………………………………………21

4. Методы борьбы с безработицей…………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………….28

Приложение А Численность безработных за период 2003-2006гг………29

Приложение Б Формула (1) расчета уровня экономически активного населения ……………………………………………………………………30

Приложение В Формула (2) расчета уровня безработицы……………….31


Введение.


Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Переход к рынку не только заострил проблемы занятости, но и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Десятки и даже сотни тысяч людей в нашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. Но только четвертая часть из них согласно официальным данным имеют статус безработного.
Но рассматривать безработицу только как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе, и с социальным статусом самого работника.
Безработица - не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение, депрессию. Депрессия, в свою очередь, приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.


1. Сущность занятости и ее экономические формы.


Занятость населения - сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей составной частью общественного производства. Оно представляет собой осуществление гражданами трудовых функций, обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящих доход (заработок). Занятость непосредственно связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потребелением, доходами, культурой, образом жизни и т.д. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую, не запрещенную законодательством деятельность, в том числе не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность). Следовательно, она является макроэкономической категорией и именно этим определяется ее значение и необходимость ее изучения.
Занятость всегда несет на себе отпечаток отношений, определяемых господствующей формой собственности и отражает особенности конкретно-исторической общественной формы организации производства. Так, в дореформенный период в экономике бывшего Советского Союза, когда доминантной считалась общественная собственность на средства производства, существовал феномен социалистической занятости. Ее основополагающими чертами были всеобщность и плановость. В 70-80-е годы прошлого века возникла диспропорция между спросом на рабочую силу и предложением труда.Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, излишние основные фонды не обеспечивались соответствующей рабочей силой. Так, например, они составляли в 1990 году в промышленности около 200 млрд рублей, а во всем народном хозяйстве - примерно в три раза больше, т.е. около одной четверти всех фондов, в народном хозяйстве страны оставались свободными 1,5 млн. рабочих мест, а в 1990 - почти 3 млн. Во-вторых, с дефицитом рабочей силы сосуществовали ее излишки на ряде предприятий. Так, примерно 20-25% работников крупных предприятий были фактически излишними, а во всем государственном секторе таких работников насчитывалось 10 млн. человек. В-третьих, в стране был непомерно высок уровень занятости трудоспособного населения (до 87%). Для сравнения в США и Западной Европе показатель занятости населения составлял 67-68% всех трудоспособных. Все это привело к нарушению важнейшего принципа занятости - качество жизни должно повышаться с получением рабочего места. В итоге в стране стали преобладать жестко фиксированные режим труда и продолжительность рабочего времени, не получили развития такие формы занятости как неполный рабочий день, работа по скользящему графику, а профессионально-квалификационная структура не изменялась 25 лет. В частности, количество работников физического труда находилось на уровне 70% от всех занятых. Таким образом, полная занятость переросла в излишнюю занятость. Естественно, система поголовной занятости в огосударствленной экономике - экстенсивная по форме, трудозатратная по сущности - могла быть основана лишь на внеэкономическом принуждении к труду.
Начавшиеся экономические преобразования в России, а именно: структурная перестройка народного хозяйства, сосуществование различных форм собственности, закрытие неэффективных предприятий и в целом реорганизация экономики на рыночных началах, потребовали переосмысления понятия "занятость". В изменившихся экономических условиях понятие "занятость" получает качественно новое наполнение: это социально ориентированная, рациональная и эффективная занятость. А это, в свою очередь, повышает значимость права личности как члена социума на труд. Если раньше право на труд понималось не только как право, но и как обязанность занять определенное место в государственном или кооперативном секторе экономики, современная стратегия занятости исходит из признания равноправия, одинаковой социальной значимости любого вида общественно полезной деятельности, независимо от сферы ее осуществления. Она предусматривает предоставление трудоспособным гражданам возможности работать в избранной ими сфере в соответствии с их призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой, но и с учетом общественных потребностей. Новое понимание занятости означает замену вопроса о том, где взять рабочую силу, вопросом - как добиться того, чтобы работники, занятые на предприятии или в организации, трудились творчески и добросовестно. Переход к рациональной занятости был неслучаен, это было продиктовано новыми условиями на рынке труда. Можно выделить две позиции в отношении рациональной занятости. Сторонники первой понимают ее как наиболее экономически обоснованное распределение носителей рабочей силы по отраслям и сферам народного хозяйства, обеспечивающее наиболее полное удовлетворение потребностей всех членов общества. Приверженцы другой позиции считают, что рациональная занятость означает полную, пропорциональную и эффективную занятость. В число критериев рациональной занятости должны входить целесообразное, с точки зрения общества и самих работников, соединение рабочей силы со средствами производства, соблюдение оптимальных пропорций труда и отдыха, учет возрастных, половых, квалификационных, пространственных и других качеств работников. Словом, степень рациональности занятости определяется комплексом экономических, социальных и технических условий для высокоэффективного труда. Первейшая экономическая предпосылка рациональной занятости - общественно полезный характер трудовой деятельности: результат труда должен стать объектом производственного и личного потребления. Общественно полезный характер трудовой деятельности как основополагающий критерий рациональной занятости предполагает:

а) оптимальную структуру народного хозяйства (соотношение между сферами, отраслями, видами производства), обеспечивающую распределение общественного труда в соответствии с действительными потребностями общества при данном уровне развития производства;

б) качество производимых благ и услуг.

К числу важнейших экономических характеристик уровня рациональной занятости относится также профессионально-квалификационная структура. России присущ индустриальный тип занятости, в котором преобладает физический труд, тогда как развитые страны Запада переходят к информационному типу занятости. Численность занятых информационным трудом у нас невелика, примерно 15%. Социальные условия рациональной занятости - это развитие личности работников, рост их благополучия, качества жизни. Обеспечение гуманистических основ занятости призвано гарантировать нормальное восстановление расходуемых в производственной деятельности жизненных сил. В этом смысле рациональная занятость выступает как элемент системы воспроизводства рабочей силы. Технические условия рациональной занятости - это использование достижений научно-технического прогресса, т.е. оптимизация системы "человек-техника". Таковы основные условия, обеспечивающие рациональность занятости. Формирование рыночных отношений и многосекторной экономики, ориентированной на интенсивное развитие производства, предполагает высокую степень рационализации занятости. При этом занятость не может быть нацелена лишь на создание достаточного количества рабочих мест. Она должна создавать условия для конкурентоспособной хозяйственной деятельности и поэтому отвечать таким критериям рациональности, как высокая производительность, экономичность, сбалансированность, гуманность и др.

Как форма движения занятости вообще, рациональная занятость предшествовала эффективной занятости. Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в рабочих местах, эффективная занятость одновременно направлена на стимулирование роста экономики, ее эффективности, т.е. предполагает оптимальное сочетание потребности в рабочих местах и трудовых вкладов работников во имя эффективного функционирования производства.

Обеспечение эффективной занятости - это:

- развитие материального производства по преимущественно интенсивному типу, без привлечения дополнительных трудовых ресурсов;

- рациональное распределение и перераспределение трудовых ресурсов между предприятиями, отраслями, регионами;

- высокая оплата трудовых ресурсов, которая призвана играть стимулирующую роль в абсолютном и относительном сокращении численности занятых на предприятиях работников;

- серьезные качественные изменения в труде, сокращение ручного труда;

- формирование рыночной сети трудоустройства, подготовка, переподготовка, профориентация высвобождаемых работников и незанятых трудоспособных лиц, а также обеспечение социальных гарантий для желающих трудоустроиться.
В реальной действительности грани между формами занятости размыты, они проявляются в сплетении, взаимодействии и взаимопроникновении. По мере углубления экономических реформ, рассмотренные формы занятости будут наполняться новым и более конкретным содержанием. В законе "О занятости населения в Российской Федерации" общепринятой целью политики в области занятости считается содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости людей. Продуктивная занятость - это занятость, которая должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойную жизнь. Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно самому работнику.
Стремление к полной, продуктивной и свободно избранной занятости вполне оправданно, поскольку отражает естественное желание общества предоставить работу каждому по его силам и способностям и так распределить работников по рабочим местам, чтобы в результате получить наибольший объем материальных и духовных благ. Эта цель позволяет выработать социально ориентированную политику занятости, направленную на реализацию права на труд, а не на минимизацию безработицы. Но это скорее долговременные стратегические цели для цивилизованного, развитого и гибкого рынка труда.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что каждая из форм реализации занятости населения имеет свои сущностные характеристики и соответствует определенному этапу развития общества, а также сделать определенные выводы:

Во-первых, в условиях смешанной экономики обеспечение полной и эффективной занятости становится важнейшей социальной проблемой. Формирование эффективной системы занятости связано, прежде всего, с повышением социальной защищенности трудоспособного населения. Такая система усиливает социальную защищенность, обеспечивая большую профессиональную мобильность работников, когда они могут выбирать место работы с учетом не только содержания труда, но и форм собственности, а также создавая гарантии равенства стартовых условий для профессионального трудоустройства и последующего квалификационного продвижения и т.д. Но создать систему эффективной занятости едва ли удастся без создания механизмов и институтов рынка рабочей силы.

Во-вторых, все формы занятости в настоящее время образуют общую модель занятости на этапе радикальных экономических преобразований. В связи с этим занятость населения следует трактовать не только как модель обеспечения рабочими местами лиц, не имеющих производительной собственности, но и модель, в которую введены лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, т.е. предприниматели, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов, фермеры и т.п. Этим важным положением расширяются границы занятости за пределы обязательного участия в труде на предприятиях государственного сектора. Обеспечение занятости становится делом индивидуального активного человека. (В формуле (1)).

Период становления рыночных отношений в России сопровождается большим влиянием факторов, ведущих к высвобождению работников. Этот процесс органично связан с проблемой обеспечения эффективной занятости.


2. Безработица: понятие, причины, формы и социально-экономические последствия.


2.1. Сущность безработицы.


Согласно определению международных организаций (МОТ и Общество экономического сотрудничества и развития) безработные - это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе. Например, в США по закону безработными считаются лица, которые: не имели занятости в течение недели опроса; предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращались непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости, либо к друзьям); кто мог работать в течение недели опроса; лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.

В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели опроса ни одного часа, в Великобритании - кто не имеет работы в течение недели опроса, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.

Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Таким образом, безработица - это сложное многоаспектное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия (абсолютной или относительной нехватки) подходящих рабочих мест, вследствие чего лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее.

Масштабы безработицы (численность безработных) в каждой определенный период развития экономики зависят от фазы делового цикла, темпов экономического роста и производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации, государственной политики занятости. Безработица усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий. (В формуле (2)).

В социальном плане безработица, будучи связана с невозможностью реализации одного из основополагающих прав человека - права на труд, оценивается однозначно негативно. Именно такую позицию занимает Международная Организация Труда (МОТ), которая в целях достижения более полной занятости провозглашает принципы активной политики на рынке труда и всемирно содействует их реальному осуществлению.

Свое отрицательное отношение к безработице высказал римский папа Иоанн Павел II. В одной из своих проповедей, посвященных проблемам социального развития и прав человека, он заявил: "Безработица - это не только отсутствие у человека денег, это один из видов его духовной смерти". Безработица обостряет социальную напряженность в обществе, способствует росту преступности, наркомании, болезней.

Для успешной борьбы с безработицей необходимо выявить основные причины, вызывающие появление и распространение этого социально-экономического явления.




2.2. Виды безработицы и формы их проявления.


Естественная безработица

При анализе фактора труда, равно как и других факторов произ­водства, с целью выявления условий успешного развития нацио­нальной экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Точно так же, как требуются резервы производственных мощнос­тей в качестве условия расширения объемов производства, в рыночной экономике необходимы в определенных масштабах свободные, незадействованные трудовые ресурсы, способные включиться в производственный процесс при увеличении спроса на тем или иных рынках товаров и услуг. Поэтому данный объективней обусловленный резерв рабочей силы отвечает реальным, естественным условиям рынка труда. Естественная норма безработицы - эта такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.

Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной
институциональной.

Фрикционная безработица. Она характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего более выгодного приложения своих способностей и усилий. Эта форма безработицы представляет собой естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с имеющейся структурой рабочих мест. Фрикционная безработица отличаете скоротечностью. Высокий уровень фрикционной безработицы из - за большой текучести кадров может нанести большие убытки обществу в форме огромных потерь рабочего времени.

Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, т.е. просто не желает работать.

Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сро­ков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на пред­ложение труда. Затем это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы, когда люди, испытавшие однажды на себе праздность, сопровождаемую получением пособия по без­работице, в дальнейшем нередко время от времени прибегают к использованию данной формы получения дохода.

Определенное воздействие на безработицу оказывает и система обеспечения гарантированного минимума заработной платы, кото­рый оказывает отрицательное воздействие на гибкость рынка труда. С одной стороны, гарантированный минимум заработной платы исключат возможность занятости при более низкой ее ставке, что вызывает увеличение безработицы. С другой стороны, такой Минимум положительно сказывается на ограничении неэффектив­но работающих предприятий, так как, устанавливая минимально допустимую цену труда, государство тем самым косвенным обра­зом устанавливает нижний предел прибыльности предприятий, ко­торые не должны получать прибыль за счет занижения стоимости одного из факторов производства - труда.

В направлении сокращения предложения труда действуют и высокие ставки подоходного налога, существенно уменьшающие ве­личину дохода, остающегося в распоряжении работника. Это снижает интерес лиц наемного труда к предложению своей рабочей силы.

К институциональной безработице следует отнести и незанятость рабочей силы, сопряженную с несовершенством работы информационных систем, отслеживающих объем и структуру, как имеющихся свободных рабочих мест, так и свободной рабочей силы.

Вынужденная безработица.

Другой тип безработицы представляет собой так называемая вынужденная безработица, которая навязывается или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. В соответствии с этими процессами различают и три формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную.

Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг другу технологическими принципами функционирования производства, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация. В данной весьма упрощен­ной модели отчетливо прослеживается замена ручного труда меха­низированным трудом, на смену которому приходит его автомати­зация.

В первом случае очевидна высокая трудоемкость, поэтому механизация трудовых операций становится выгодной ввиду высвобождения рабочей силы. Происходит вытеснение машинами из производственного процесса рабочих. Во втором случае замена работни­ков, занятых на инструментальных или механизированных участ­ках труда, автоматизированными комплексами или автоматическими системами управления вызывается, как правило, высоким уровнем доходов занятых. Автоматизация производственных процессов, как и в случае с механизацией, позволяет существенно сократить затраты на заработную плату, т. е. трудовые издержки производства и повысить его эффективность.

В то же время, несмотря на то, что технологическая безработица касается тех или иных отраслей (а в принципе, через это проходят все производства и отрасли), тем не менее она вызывает не только повышение уровня квалификации рабочей силы и интеллектуализацию труда, но и сдвиги в структуре занятых. В частности, роботизация производственных процессов вызывает резкий спрос на операторов, наладчиков и ремонтных работников. Однако надо помнить, что это уже в определенной степени качественно иные наладчики и ремонтники по сравнению с ранее занятыми.

При этом порой в корне меняется само представление о рабочем месте. Так, использование персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к росту надомной занятости. Это указывает на существенное сокращении затрат на основной капитал, необходимый для создания рабочий мест в традиционном их понимании (здания, конторы, бюро). В то же время информационные технологии позволяют модернизировать службу занятости и качественно улучшить систему информации о положении дел на рынке труда.

Структурная безработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в структуре национальной экономики. В условиях ускоренного НТПпроисходят крупномасштабные структурные сдвиги в общественном производстве, которые влекут за собой существенные изменения в струк­туре занятости рабочей силы. Структурная перестройка нацио­нальной экономики сопровождается свертыванием инвестиций, производства и занятости в одних отраслях и их расширением в других. Надо отметить, что наибольшее социальное напряжение в обществе порождается именно этой безработицей (если не брать во внимание безработицу, вызванную повторяющимися циклически­ми спадами или кризисами).

Несмотря на всю объективность и предопределенность проис­ходящих структурных изменений в национальной экономике, про­тиводействие свертыванию тех или иных видов трудовой деятель­ности связано с экономическими, социальными, психологичес­кими и иными факторами. В связи с этим проблема структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политики государства, и прежде всего тех институтов, которые напрямую задействованы на рынке труда и имеют непосредственное отношение к осуществляемым структурным изменениям.

Региональная безработица связана с целым комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия правительствами сопредельных государств.

Особое место в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, которая выполняет заметно неполный объем работ. Колоссальных масштабов достигла скрытая безработица в России в 1992-1998 гг., что явилось следствием прежде всего ошибочной политики при переходе к рыночной экономике, приведшей не к структурной перестройке национальной экономики, а к невиданному по своей глубине социально - экономическому кризису в мирное время.

Застойная безработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Она может быть охарактеризована и отсутствием возможности найти работу в реги­онах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее коли­чество свободных рабочих мест оказывается меньше, чем число безработных.

Самостоятельную значимость имеет циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественно­го воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Колебания уровня занятости на­ходятся в зависимости от той стадии, которую проходит экономи­ка: на стадии подъема занятость растет, на стадии спада - резко сокращается, на стадии депрессии - удерживается на низком уров­не и на стадии оживления происходит интенсивное ее «рассасы­вание».


2.3. Причины безработицы.


Определенный уровень незанятости населения существует при любом состоянии экономики и объясняется естественным движением трудовых ресурсов на рынке труда. Специалисты отмечают, что уровень фрикционной безработицы будет гораздо выше там, где государство обеспечивает крупные выпла­ты по безработице. Большое пособие по безработице увеличивает вре­мя ожидания наилучшего варианта трудоустройства. Многие созна­тельно остаются безработными до истечения срока выплаты пособия. В периоды структурного корректирования происходит переоцен­ка важности отдельных видов занятости, высвобождение работников одних профессий и нехватка рабочей силы по другим специальнос­тям. Обычно в периоды структурной перестройки происходит спад и рост безработицы в тяжелой промышленности, а занятость в сфере обслуживания начинает повышаться. Уровень безработицы в этот период временно возрастает, так как многие в этот период теряют ра­боту и вынуждены трудоустраиваться заново.

Причиной безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности тру­да. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокра­щают занятость.

В крат­косрочном периоде предприятие не может увеличить производствен­ные мощности, поэтому увеличение количества применяемого пере­менного фактора труда дает прирост предельного продукта лишь не­которое время. Согласно закону убывающей предельной отдачи нас­тупает момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все меньший прирост объема производства (пре­дельного продукта), т.е. предельный продукт переменного фактора начинает уменьшаться.

Следовательно, при неизменной цене реали­зации продукта будут уменьшаться и стоимость предельного продук­та, предельные доход и предельная прибыль.

На основании приведенных рассуждений можно сделать вывод о том, что фирма должна нанимать дополнительного рабочего лишь в том случае, если стоимость предельного продукта превышает размер его заработной платы. При этом фирма будет стремиться увеличить разницу между стоимостью предельного продукта труда и затратами на покупку рабочей силы, т.е. максимизировать прибыль.

Сказанное позволяет заключить, что фирма будет изменять уро­вень занятости в зависимости от уровня заработной платы, который не­обходимо обеспечить в данных условиях, и выручки на единицу про­дукции. При повышении заработной платы она будет сокращать коли­чество занятых, при понижении оплаты труда уровень занятости будет повышаться. Если же будут расти цены на выпускаемую продукцию, то фирма будет привлекать дополнительную рабочую силу, падение цен на продукцию будет означать сокращение занятости.

Фактически фирма ориентируется на соотношение уровня зара­ботной платы и цены продукции. В случае, если это соотношение рас­тет, т.е. рост заработной платы обгоняет рост цен на продукцию, она нанимает меньше работников, при уменьшении этого соотношения количество применяемой рабочей силы увеличивается.

Таким образом, слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Решение проблемы на первый взгляд кажется простым: для приведения в со­ответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако в реальной жиз­ни заработная плата остается жесткой, негибкой.

Жесткость заработной платы - это ее неспособность к гибкому
изменению, достаточному для приведения в соответствие спроса и
предложения на рынке труда. Безработица, являющаяся результатом
жесткости заработной платы, называется безработицей ожиданий. Без­работица ожиданий возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд со стороны фирм.
Если уровень реальной заработной платы находится выше точки равновесия, а предложение труда превышает спрос, снижения выплачиваемой заработной платы, несмотря на избыточное предложение труда, не происходит

При­чин, объясняющих жесткость заработной платы, несколько: минимальная заработная плата, дополнительные издержки труда, налоги на труд, влияние профсоюзов, стимулирующая заработная плата.

Падению заработной платы до равновесного уровня препятству­ют законы о минимальной заработной плате, устанавливающие обя­зательные для всех фирм минимальные ставки оплаты труда. Уста­новленный минимум, особенно для категории неквалифицирован­ных и неопытных рабочих, поднимает заработок выше точки равно­весия, что сокращает спрос фирм на данный вид труда. Так, исследо­вания занятости среди подростков показали, что увеличение мини­мальной заработной платы на 10 % снижает занятость среди этой ка­тегории работников приблизительно на 1 - 3 %.

Сторонники более высокого уровня считают мини­мальную заработную плату средством повышения доходов малоиму­щих семей, противники повышения минимума заработной платы ут­верждают, что ее рост способствует безработице, а помощь достается в основном не семьям, а подросткам, зарабатывающим на карманные расходы. Многие экономисты и политики полагают, что скидки с подоходного налога на заработную плату являются более совершен­ным способом помощи малоимущим семьям.

К причинам, обусловливающим жесткость заработной платы и рост безработицы, относятся дополнительные издержки труда и на­логи на труд. Когда предприятие нанимает работника, в дополнение к заработной плате ему приходится нести множество связанных с этим затрат: оплачивать отпуск, медицинское обслуживание, иногда жилье. Кроме того, предприятия платят налог на заработную плату, исчисляемый как определенный процент от ее общего объема.

Дополнительные издержки и налоги на труд являются антисти­мулом при найме дополнительных рабочих и препятствием к сниже­нию заработной платы.

Монопольная власть профсоюзов и заключаемые профсоюзами и предпринимателями коллективные договоры позволяют сохранять заработную плату на высоком уровне. Заработная плата рабочих, объединенных в профсоюзы, определяется не равновесием между спросом и предложением, а в ходе переговоров между руководством профсоюзов и фирм. Заключаемый в итоге коллективный договор часто предусматривает заработную плату выше равновесного уров­ня. Результатом в этом случае будет уменьшение количества наня­тых работников и рост безработицы ожидания.

Профсоюзы влияют и на размер заработной платы фирм, где нет профсоюзного движения, поскольку угроза объединения работников в профсоюзы может поддерживать оплату труда выше равновесного уровня. Между рабочими, объединенными в профсоюз (аутсайдера­ми), и теми, кто мог быть нанят (аутсайдерами), неизбежно возника­ет конфликт, разрешаемый в разных странах по-разному. Так, в Шве­ции размер заработной платы определяется на национальном уровне, решающая роль при этом принадлежит правительству.

Причину жесткости заработной платы экономисты усматривают и в существовании систем заработной платы, стимулирующих эф­фективный труд. Все теории стимулирующей (эффективной) зара­ботной платы исходят из того, что высокая заработная плата повыша­ет производительность труда, а значит, и прибыль фирмы.

Существует несколько теорий о влиянии заработной платы на производительность труда. Одна из них наиболее применима к раз­вивающимся странам и утверждает, что при более высокой заработ­ной плате рабочие могут позволить себе лучше питаться, а более здо­ровые работники трудятся более производительно.

Согласно другой высокие заработки сокращают текучесть рабо­чей силы, так как у работников сохраняется больше стимулов остать­ся работать в фирме. Работодатель при этом сокращает время и сред­ства, необходимые для приема и обучения новых рабочих.

Сторонники третьей теории считают, что более высокая заработная плата определяет и более высокое среднее качество персонала, позво­ляет избежать так называемой отрицательной селекции, когда лучшие работники переходят на другую, более высокооплачиваемую работу.

Четвертая теория исходит из того, что достаточно высокая зара­ботная плата стимулирует старательность работников, побуждает их не уклоняться от работы и тем самым повышать производительность труда.

Результатом в каждом из этих случаев является установление за­работной платы выше равновесного уровня и безработица ожиданий.


2.4. Социально-экономические последствия безработицы.


Чрез­мерная безработица отрицательно сказывается на всей жизни общес­тва. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.

Прежде всего безработица означает экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможности эко­номики не реализуются полностью. Разницу между фактическим и потенциальным ВНП экономисты называют отставанием ВНП. Ста­тистические данные показывают, что с ростом безработицы отстава­ние ВНП увеличивается.

В западной экономической науке исчисление потенциальных по­терь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена. Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безра­ботицы, умноженному на определенный коэффициент.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безра­ботицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объе­ма производства составляет 2,5 %.

Следует отметить, что издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уро­вень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обыч­но выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифици­рованная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных цик­лическим колебаниям, таких, как сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования.

Отрасли промышленности, производящие инвестиционные то­вары, реагируют на спад более остро, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безра­ботицы среди женщин.

Более низкая квалификация и меньшая мобильность являются причинами более высокой нормы безработицы среди молодежи по сравнению со взрослым населением.

К внеэкономическим, или социальным, последствиям безработи­цы относятся потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание пре­ступности, повышение смертности и количества психических забо­леваний. Высокий уровень безработицы может привести к общес­твенным и политическим беспорядкам. (Приложения А).


3. Политика занятости.


Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе страны состоит в обеспечении равенства численнос­ти трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В этих целях используются ста­тистический учет потребности в трудовых резервах, метод «затраты - выпуск» и другие средства регулирования макроэкономики.

При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости:

а) запрещение принудительного труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию;

б) занятость как деятельность граждан, связанная удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;

в) полная занятость; связанная с осуществлением права на труд
и права на защиту от безработицы (которые установлены Конституцией Российской Федерации).

В правовом государстве действует система социальных защит­ных устройств, которые применяются для обеспечения экономичес­кой безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование, заня­тости. Многие государства предпринимают следующие действия:

сокращают законодательно установленную продолжитель­ность рабочего времени в период массовой безработицы;

рекомендуют осуществлять на предприятиях «разделение ра­бочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);

досрочно увольняют на пенсию работников государственно­го сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

создают новые рабочие-места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и молодежи.

сокращают предложение рабочей силы на рынке, труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда созданные еще в первой половине XIX в.

Биржи труда - это рождения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице. Следующим элементом системы обеспечения экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых.

В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х годов приоритетным здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. На Западе для оценки состояния экономики используют так на­зываемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы и инфля­ции.


4. Методы борьбы с безработицей.


Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают содействовать снижению заработной платы; разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов.

В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы.

Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении.

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Кейсианцы указали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода. Монетаристы. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристы, считали, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. Но, существует ещё один путь решения этой проблемы – через создание мощной сервисной системы по работе с кадрами. Общеизвестно, что основа функционирования любой экономики - это трудовые ресурсы. Фразы типа "кадры решают все", или, наоборот, "незаменимых у нас нет" и т. п., возведенные в ранг идеологических лозунгов, лишнее тому свидетельство. Сегодня без интегрального использования высокотехнологичных решений добиться успеха без подбора кадров невозможно. Причем обычных решений типа работы с базами данных в этой прикладной области явно недостаточно - например, весьма сложно формализовать и заранее предугадать, какие навыки или личные качества потенциальных работников будут интересны компаниям через полгода или год. А составить адекватный портрет, как нанимателя, так и претендента только на основе резюме, анкеты или даже одной личной беседы бывает очень трудно.

Существует также другая структура кадрового бизнеса, основополагающими принципами которой является:

-выявление потребностей клиента - компании или организации, желающей набрать персонал;

-поиск претендентов на вакантные места;

-выявление наиболее подходящих кандидатов;

-предоставление клиенту информации по выбранным специалистам;

-организация встреч;

-соблюдение гарантийных обязательств.

Кроме агентств на рынке трудовых ресурсов работают еще биржи труда, преследующие несколько иную цель - найти человеку работу, в то время как для агентства главное обеспечить компанию сотрудниками. Процесс подбора кадров начинается со встречи консультанта кадрового компании с клиентом и определения требований, предъявляемых к потенциальным работникам. В соответствии с выдвинутыми условиями происходит отбор претендентов по базе данных. Если в базе нет нужных сведений, то поиск ведется другими путями, например через объявления в прессе, зачастую выбивается из этой схемы.

Например, иногда приходится "на месте" конкретизировать потребности клиента и вместе с ним разбираться, кто же в действительности требуется. А порой нелишне бывает объяснить, какие вообще имеются специалисты на нынешнем рынке, каков уровень их оплаты, спрос на каждую профессиональную группу - иначе говоря, предоставлять клиенту подробную консультацию. А для этого надо как минимум владеть актуальной информацией, следить за состоянием различных сегментов рынка - обрабатывать массу разноплановых данных, представленных в самых различных формах.

Процесс подбора претендентов отнюдь не прост. Работа с резюме и поиск среди возможных претендентов - это только малая часть кадрового бизнеса, который отличается многообразием форм. В этом бизнесе существует много форм работы. Можно просто пересылать заказчику резюме - и пусть сам разбирается, просеивает, договаривается с кандидатами, производит профессиональный отбор. Можно провести предварительную работу с претендентами посредством интервьюирования, и изготовить полуфабрикат - пакет с документами на более-менее подходящих сотрудников. Не исключена ситуация, когда информация об одном и том же специалисте попадает в банки данных разных рекрутинговых компаний. Такое внимание может показаться навязчивым, однако, при условии соблюдения конфиденциальности, оно свидетельствует о том, что данный специалист на виду, он котируется, о нем помнят и готовы предложить какие-то другие варианты. И наоборот, если тебе не позвонили, значит, ты никому не интересен, т. е. есть повод задуматься. Кстати, на Западе норма - один звонок в день специалистам дефицитных специальностей, а если больше, то ты на волне, и можно надеяться на очередной шаг в карьере. Все это, как говорили раньше, формирует уверенность в завтрашнем дне, а занудная, на первый взгляд, деятельность рекрутинговой компании способствует сглаживанию социальной напряженности в обществе и созданию цивилизованного рынка рабочей силы. Очень важны в работе кадрового агентства результаты личной беседы с кандидатом и ее последующий анализ с привлечением всей имеющейся в распоряжении консультанта информации. Сбор этой информации может происходить через коллег или нынешнего руководителя данного специалиста. Сюда же входит и проверка резюме по ключевым параметрам: места работы, выяснение истинных причин увольнений и т.п. С человеком работают несколько консультантов, что исключает неизбежный в общении людей субъективизм и позволяет сформировать объективный портрет претендента. Тут важно собрать воедино отдельные записки, разрозненные отчеты о беседах, сделанные разными консультантами в разное время, подготовить информационный пул, достаточный для проведения непротиворечивой экспертной оценки. Проблемы могут возникнуть даже при обработке достаточно стандартной, но имеющей не более 30% полей анкеты с четко определенными правилами заполнения, которые практически невозможно заранее определить.

Так, предоставив дополнительные услуги, можно выполнить работу оперативнее и лучше. Иногда лишние усилия могут оказаться даже важнее, чем сам результат - заказчик остался доволен тем, что в круг поиска попали все доступные специалисты, в работе не было сбоев, а агентство сделало все возможное, чтобы получить необходимые сведения о сложившемся на данный момент рынке труда. И, наконец, учитывая, что Россия уже давно стала членом международного сообщества, и, следовательно, заказчики и специалисты вправе распространять свои интересы за пределы страны, рекрутинговые агентства должны иметь контакты с зарубежными компаниями, занимающимися аналогичным бизнесом.



Заключение.


Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица - явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. Главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комлексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.


Список использованных источников

Иохин В.Я. «Экономическая теория» Учебник. – М.; Юристъ, 2003.

Борисов Е.Ф. «Экономическая теория» Учебник. – М.: Юристъ, 2000.

Камаев В.Д. «Экономическая теория» Учебник для студ. высш. учеб. заведений – 9 – е изд., переработ. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

Базылев Н.И, Гурко С.П. «Экономическая теория» Пособие для преподоват., аспирантов и стажеров – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.

5. Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика, Базовый курс лекций для вузов. –

М.: Гелиос АРВ, 2001.

6. Современная экономика: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997

7. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,1999

8. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова. – М.: Проспект, 1999

9. Экономическая теория, Миннибаева К. А. УПП, БГТИ, 2000-2001

10. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой . – М.: Проспект, 2000

11. Ховард К. и др. Экономическая теория: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000

12. Фишер С. и др. Экономика/ пер. с англ. – М.: Дело, 2002

13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: дело ЛТД, 1993

14. Самуэльсон П.Э. и др. Экономика/ пер. с англ. – 16 –е изд. – М., 2002

15. Максимова В.Ф. Микроэкономика. МЭСИ, 2000

16. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга.-М.: ИНФРА – М, 1997

17. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ, 2002

18. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т./ Общ. Ред. В.М.Гальперина.- СПб: Экономическая школа, 1994.

19. Бродская Т.И. и др. Макроэкономика. МЭСИ, 2000

20. Большой экономический словарь. / под ред. Азрилияна А.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. .- М.: Институт новой экономики, 2002

21. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн.1 –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996

22. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, 1997

23. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. 2-е изд.-М.: Дело, 1993


Приложение А.

(справочное)


Таблица №1. Численность безработных за период 2004 – 2006гг.



2004 2005 2006

Общая числен

ность

безработ

ных

тыс. чел.

Числен

ность

официально

зарегестри

рованных

безработных

тыс. человек

Общая числен

ность

безработ

ных

тыс. чел.

Числен

ность

официально

зарегестри

рованных

безработных

тыс. человек

Общая числен

ность

безработ

ных

тыс. чел.

Числен

ность

официально

зарегестри

рованных

безработных

тыс. человек

Январь 8267 1970 10108 1938 8738 1235
Февраль 8433 1984 10405 1956 8573 1229
Март 8466 1960 10049 1920 8170 1202
I квартал 8389 1971 10187 1938 8494 1222
Апрель 8472 1939 9590 1848 7770 1151
Май 8282 1866 9141 1730 7395 1069
Июнь 8100 1792 8844 1595 7296 1009
I II квартал 8285 1866 9192 1724 7487 1076
Июль 8146 1769 8714 1500 7194 990
Август 8293 1754 8638 1423 7092 986
Сентябрь 8585 1754 8650 1339 7061 968
III квартал 8341 1759 8667 1421 7116 981
Октябрь 8876 1809 8650 1283 7030 968
Ноябрь 9395 1870 8650 1262 6999 1000
Декабрь 9728 1929 8650 1263 6950 1037

I IV

квартал

9333 1869 8650 1269 6993 1002
Год 8587 1866 9173 1588 7522 1070

Приложение Б.

(справочное)


Формула расчета уровня экономически активного населения:


Н - ЭН __

УА = --------------- х 100, где (1)

Н


УА - уровень экономически активного населения;

Н – численность населения;

ЭН - экономически неактивное население.


Приложение В.

(справочное)


Формула расчета уровня безработицы:


ЭА - З

УБ = -------------- х 100, где (2)

ЭА


УБ - Уровень безработицы

ЭА – численность экономически активного населения

З – данные о занятости