Во второй половине ХХ века в европейской эстетике и искусстве продолжаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные перспективные открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические, структурореалистические, социокультурные, эстетические направления, представленные именами Ж.П. Сартра, А. Камю, К. Леви-Стросса, Р. Барта, Т. Адерно и др.
Наиболее значительная эстетическая школа, сформировавшаяся в 40-50 годы во Франции, принадлежала к эзистенциалистическому направлению и проявила себя особенно ярко в творчестве Ж.П.Сартара и А.Кама.
Следует напомнить, что родоначальник философского экзистенцианализма Серен Кьеркегор (1813-1855) рассматривал философию, как размышление о бытии на основе личного человеческого существования - "экзистенции".
Познать истину Кьеркегору, значило познать самого себя в экзистенции. Эстетическая концепция экзистенции, также признавала истинным только индивидуальное существование человека, и возможность познания "экзистенции" при помощи человеческого воображения и эмоций, которые в свою очередь являются важнейшей стороной художественного творчества.
Французский философ и литератор Жан-Поль Сартр (1905-1980) в своих сочинениях "Воображение" (1936), "Очерк теории эмоций" (1939), "Воображаемое" (1940) достаточно обстоятельно рассуждает о различных свойствах человеческого сознания. Сартр трактует сознание человека, как трансцендентное, то есть выходящий за пределы любого опыта я являющийся источником жизненной основой; в том числе, и творческой активности человека. В представлении философа, произведение искусства не является непосредственным отражением реальной деятельности, поэтому так называемое "воображаемое сознание" любого художника, несет в себе творческий характер, ибо оно возникает само по себе и свободно от всех проявлений деятельности.
В послевоенный период меняется отношение Сартра к окружающей его действительности, от былой аполитичности философа не остается и следа.
Сартр становится участником различных выступлений мировой общественности против фашизма, колониализма, национализма.
В 1946 году выходит в свет его принципиальная работа: "Экзистенц - это гуманизм", в которой сформулированы основные установки, так, называемого "гуманизированного экзистенцианализма". Еще раз, повторив основные характеристики экзистенцианализма о том, человеческая жизнь бессмысленна, неустойчива и не минуем крах "естества" устоев человеческого общежития. Философ, в духе идей гуманизма, предоставляет человеку свободный выбор борьбы за свое освобождение.
В цикле статей, под общим названием "Что такое искусство?" (1947), Сартр пишет о том, что ХХ в. поставил человека перед лицом предельных ситуаций.
Поэтому, философ отвергает элитарную буржуазную теорию "искусство для искусства" и призывает литературу, как вид искусства, не просто созерцать мир, а его переделывать.
Завершение творческого пути Сартра, его грандиозное трехтомное сочинение "Гадкий утенок". Густав Флобер с 1821 по 1857 г.г. (1927), в котором мыслитель утверждает мысль о личной ответственности писателя за все, что происходит в мире, тем самым еще раз подчеркивая не аполитичность экзистенциального подхода к анализу художественных явлений и процессов. Напротив, экзистенцизм по Сортру, - это активная форма создания западного общества, утвержденный принципиальный индивидуализм во всем.
Выражение эстетических взглядов Альебер Камю (1913-1960) является финальная глава его сочинения "Миф о сизифе" (1942), в которой он развивает главную мысль своего творчества - об абсурдности человека в мире. "Абсурд", оружие одиночества и отчуждения от внешнего мира, всевластие смерти становящееся постоянным в драматургии, прозе и эстетике Камю. К абсурдной его мысли, принадлежат и художественные произведения. Однако сам факт художественного творчества позволяет человеку сократить сознание в мире хаоса.
"Эстетика абсурда" перерастает в "Эстетику бунта". В 1951 г. выходит политическое эссе "Бунтующий человек", в котором Камю выступает против крайностей в искусстве, как идеологии, так и в формамысли. И в "Бунтующем человеке", и в выступлениях при вручении ему Нобелевской премии (1957), Камю подчеркивает, что истинное искусство отражает человеческий удел и стремление овладеть судьбой.
Бунт Камю - это умение художника остаться между правыми и левыми в положении принципиальной утонченности ************ свободу и разум.
В 50-е годы интуитивные и экзистенционные концепции в западноевропейской эстетике уходят на второй план, уступая место структурализму. Сущность структурализма выразил его главный теоретик Клод Леви-Стросс (род. 1908). Он сформулировал основные этапы структуралистического исследования анализа: "чтение" текста, его микроанализ, интерпретация, расшифровка и конечное моделирование. *** стал основой очень популярною литературою и эстетического направления в 60-е годы, получил название "Новая критика" во главе с парижским профессором Роландом Бортом (1915-1980). В книге "Критика и истина" (1966) он выдвигает положение о том, что наука о литературе не должна заниматься выяснением смысла произведений, а должна создавать универсальные законы построения литературной формы.
Деконструктивные бартовские идеи получили дальнейшую разработку в 80-е годы в трудах болгарских ученых, живущих во Франции, Ц.Тодорова, и Ю.Кристевой.
ВУ 60-70-е годы в Западной Европе и США широко распространились социологические концепции, представленные именами Т.Адорна, Г.Маркузе, Э.Фромма. Объясняет эти имена стремление исследовать соответствие внутренних имманентных художественных произведений определенным типам сложившихся общественных отношений.
Завершая довольно краткий обзор наиболее ярких эстетических концепций второй половины XX в., следует подчеркнуть, что искусство нашего столетия не перестало играть своей ключевой роли в культурном развитии человечества.
Уходящий век показал удивительную способность художественного творчества проявления во множестве вариантов, оттенков и ***. В свою очередь эстетическая наука, *** из себя в XXв. удивительный сплав мысли и чувства, сумела по-новому соединить вербальный и **** уровни в изучении объекта. После великого модернизма первой половины века, пришел постмодернизм, понимаемый современниками как планетарная общекультурная категория.
На пороге первого тысячелетия искус. и творческая деятельность людей доказали свою готовность к принципиально новым эстетическим поискам и решениям.
Литература:
Долгов К.М. От Кьернегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XXв.- М., 1990.
История эстетической мысли в 6-ти тт. Т.1-н.-М., 1984-1987
Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С.Калона. Кн. 1-ч.-л., 1973-1980
Овсянников М.Ф. История эстет. мысли - М., 1978
Этика:
Этика, /под общей редакцией А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубна,- М., 1999-496с.
Хейзита И. Осень средневек.
Другие работы по теме:
Предмет эстетики, его сущность и содержание
Формулировка предмета эстетики. Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Специфика искусства как предмета эстетики. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, внутренняя логика развития науки.
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Структура философского знания
Характеристика и структура внутренней специализации философии, сущность ее основополагающих разделов: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Роль и значение законов и принципов в становлении философского знания как системы.
Русская эстетика XIX века
Эстетика русских революционных демократов — это высший этап в развитии домарксистской эстетики. Теоретической основой эстетических теорий революционных демократов являлся их философский материализм.
Эстетика как философская наука
«Эстетика как философская наука» Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к периоду 35-10 тыс. лет назад.
История эстетических учений
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Стеклообои: экология, экономия, эстетика
XX век внес свои коррективы: мы узнали о вредных испарениях от ДСП, о радиационном фоне шлакобетонных плит и стали обращать внимание на токсичность материала. Появились экологически чистые материалы с отметкой «для здорового жилья».
Литературный герой ГАРГАНТЮА
Гаргантюа фр. Gargantua que grand tu as букв ну и здоровенная она глотка у тебя один из главных героев романа Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль которому целиком посвящена первая из пяти книг опубликованная в г.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
(Реф.)
Осенний семестр (с 1 сентября по 25 декабря 2009 года) Филология; бакалавр филологии; очная ф.о.; 4 года Наименование дисциплины Всего часов Количество кредитов за один семестр
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Актуальна потому, что эстетика
Реакционные элементы эстетики романтизма выдвигаются на передний план, превозносятся в их значении для эстетики современного модернизма. При этом всячески преуменьшаются прогрессивные моменты романтической эстетики, тесно связанные с последующими реалистическими тенденциями в развитии искусства
Современная эстетика
В настоящее время эстетика стала многоотраслевой наукой. Наряду с анализом основных эстетических категорий и форм эстетического, деятельности и сознания она изучает искусство, его виды и жанры, его связь с философией, наукой, моралью, религией, художественные методы и стили на протяжении их исторического развития.
Дизайн. Техническая эстетика
Дизайн — главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства. Он охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготовляемых промышленностью.
Россия в творчестве Есенина
Россия была самой сильной, может быть, единственной любовью Есенина. На этой теме основана вся эстетика Поэта. Для Есенина вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Женщины, дети, дом, друзья — все это можно было "отдать другому", всеми обычными человеческими привязанностями поступиться, от всего отказаться.
Новаторство комедии "Горе от ума"
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Политизация эстетики
Попытки анализа истории формирования и развития эстетической мысли предпринимались неоднократно многими буржуазными учеными. Но эти попытки, как правило, настоящего успеха не имели, хотя в их трудах можно найти ценные фактические данные и интересные наблюдения.
Эстетика и религия
Самарская государственная академия культуры и искусств Реферат на тему: Эстетика и религия Выполнила: Студентка д/о,гр. Б-45 Коннова О.С. Преподаватель:
Мелоимажинисты
Литературная группа «» сформировалась в Москве в 1992 году. Её ядро составили Анатолий Кудрявицкий, Ира Новицкая, Людмила Вагурина и Сергей Нещеретов.[1] Группа приняла название мелоимажинисты (греч. мелос — мелодия, лат. имаго — образ). На стиль мелоимажинистов оказал влияние русский имажинизм.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Карус, Карл Густав
Введение 1 Жизнь и творчество 2 Избранные полотна 3 Публикации на русском языке Введение Карл Густав Карус (нем. Carl Gustav Carus; 3 января 1789, Лейпциг — 28 июля 1869, Дрезден) — немецкий врач (гинеколог, анатом, патолог, психолог), художник и учёный, крупный теоретик романтизма в искусстве.
Жубер, Жозеф
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Наследие и признание 4 Публикации на русском языке Введение Жозеф Жубе́р (фр. Joseph Joubert, 7 мая 1754, Монтиньяк, деп. Дордонь — 4 мая 1824, Париж) — французский писатель.
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Платоновская академия в Кареджи
Марсилио Фичино Плато́новская акаде́мия в Каре́джи — объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления, в рамках которого развивался флорентийский неоплатонизм. Академия возникла в 1462 году. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, могущественного Козимо Медичи, подарившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат.
Баадер, Франц Ксавер фон
Введение 1 Биография 2 Идеи и труды 3 Наследие и признание 5 Публикации на русском языке Введение Франц Ксавер фон Баадер (нем. Franz Xaver von Baader; 27 марта 1765, Мюнхен — 23 мая 1841, там же) — немецкий философ и теолог, представитель философского романтизма.
Цветовое оформление производственных помещений
Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма как основная задача эргономики. Психологическое воздействие цветов. Оптимальные условия для повышения работоспособности. Роль коэффициентов отражения поверхностей в интерьере.
Охрана труда: основные определения
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.