Ставшая уже классикой статья А.П. Баранникова "Цыганские элементы в русском воровском арго" [Яз. и лит., VII, Л., 1931, с. 139-158], основанная на материале 4 источников, многое разъяснила, но ряд вопросов все же остался без ответа.
1. Нельзя игнорировать диспропорцию между дореволюционными и послереволюционными источниками: Tрахтенберг В.Ф. (Блатная музыка, 1908): ракол босяк; возм. ухрять убежать; Попов В.М. (Сл. воровского и арестантского яз., 1912) добавляет: хавать есть. Ряд других слов, отнесенных в статье 1931 к цыганизмам, имел и иные этимологии: тырить, хавир, лярва, харить, чирик; бета, же, шкары / шкеры / шхеры, шухер / шухор и др. Даже с этими спорными случаями получим менее 20 цыганских корневых слов.
Потапов С.М. (Блатная музыка, 1923), не учтенный А.П. Баранниковым, добавляет мента задний ход (менжа), но дает ошибочно хватать вм. хавать. Лишь в переиздании (Потапов С.М. Словарь жаргона преступников) 1927 вдруг появляется до 200 несомненных цыганизмов, правда, со всеми особенностями рабочей фиксации. (В словари последующих лет попала только их меньшая часть.) Таким образом, данные этого источника опасно переносить на дореволюционное арго.
2. Источник (далее стр. в []) был переоценен, но и недооценен одновременно. Не отмечены как цыганизмы: буравин вино [Потапов 1927: 21] < бравинта водка (сближение с буро[е] вин[о] и осмысление -то как частицы);
гугно сахар [Потапов 1927: 40] < гугло, гудло м.р., ед. сласти;
коло рубль [Потапов 1927: 71] < кало черный (переосмысление в цыг. арготизма колесо рубль);
манижаско револьвер [Потапов 1927: 87] < маримаско то, что служит для драки (маримос), сближенное с манджя vulva;
понырдать покурить [Потапов 1927: 41, 125] < тырд- курить;
потрым конская карточка [Потапов 1927: 127] < патрин лист, документ;
пысоман выджину доказан [Потапов 1927: 133] < пэ со ман выджино? - букв.: на чем меня вы-знано?;
сартари сундук [Потапов 1927: 139] < сынтари, сылтари < вост.-ром. к слав. *so,dъсосуд;
як спички [Потапов 1927: 196] < яг огонь;
а также, вероятно: джи идти [Потапов 1927: 44] < джя иди;
письмари вши [Потапов 1927: 118] < кэлд. пишоморры ж. ед. блошка;
ракзура жеребец [Потапов 1927: 134] < *[г]ра[h] зура[ло] конь сильный (понятое, возм., как "ракзура - во!");
уэрбайу ардом [Потапов 1927: 170] < о кхэр баро дом большой (тюрьма).
3. А.П. Баранниковым не отмечен вариант балабас сало [Потапов 1927: 10], хорошо документированный в дальнейшем.
лары-на-ны нет денег [Потапов 1927: 81] более точно возводится не к ловэ нанэ, а к ловорэ нанэ денежек нет (со стяжением).
дарашля иди подальше, по нашему мнению, не от daranу sl'a или daran sl'a стало страшно, испугался, а от кэлд. дур ашиля(н) далеко остался (ты), форма прош. время в зн. категоричного императива (ср. пошел ты! и цыг. калька гыян! и пр.). А < у: просторечная ассимиляция безударных гласных в заимствовании, по А.Ф. Журавлеву,
ср. мусуро мясо < масоро мясцо (в материалах В.Д. Бондалетова).
комыл украл [Потапов 1927: 71] = помыл [Потапов 1927: 124], как кисалавка бритва [Потапов 1927: 67] = писалка [Потапов 1927: 117].
4. хлим делать отправляться на кражу [Потапов 1927: 178] может быть объяснено как цыг. калька аргот. делать скок < ухтл-им-о прыжок.
Однако глаголы ухлить смотреть, глазеть; слышать и хлить идти и их производные, по всей вероятности, имеют не один источник, ср. съюхтить украсть.
Во всяком случае "суздальское" похли иди фиксируется у Палласа в кон. 18 в., когда говорить о сколько-нибудь существенных следах цыганизмов в русских арго не приходится.
Список литературы
М. Т. Дьячок , В. В. Шаповал. О ЦЫГАНИЗМАХ В РУССКИХ АРГОТИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
Другие работы по теме:
Русская эстетика XIX века
Эстетика русских революционных демократов — это высший этап в развитии домарксистской эстетики. Теоретической основой эстетических теорий революционных демократов являлся их философский материализм.
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь В первой главе необходимо определить предмет исследования, а именно - феномен лжи. Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс порождающий ложь.
Москва - центр православия
План: 1.Митрополит Пётр и сутьба Москвы. 2.Владыка Алексий. 1)Одной из важнейших причин возвышения Москвы стал прочный стратегическийсоюз московских князей с православной церковью. Московские князья раньше другихосознали выдающуюся роль православия в тех условиях. Они постарались заручитьсяподдержкой как высших чинов церкви, так и русских монахов-передвижников, начав-ших во 2/3 14 века беспримерное по масштабу и последствиям дело монастырской ко-лонизации (освоение русских земель).
Ася 2
Автор: Тургенев И.С. Повесть «Ася» писалась около пяти месяцев. Замысел ее возник случайно во время катания на лодке. Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен.
Ярославна - героиня Слова о полку Игореве
Ярославна - героиня "Слова о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" - это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов.
Анализ стихотворения Е. Баратынского Весна, весна Как воздух чист
Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!" Автор: Баратынский Е.А. Передо мною стихотворение Е. Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!». Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.
Моё отношение к И.С.Тургеневу
Автор: Тургенев И.С. Тургенев-один из известнейших русских писателей.Читая его произведения,мы видим не только персонажей, но и в чём-то самого автора.
Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. Портретные бюсты Шубина.
Бельский, Иван Иванович
Ива́н Ива́нович Бе́льский (6 января 1719, Санкт-Петербург — 13 января 1799, Санкт-Петербург) — русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик исторической живописи Академии художеств.
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Набат
Наба́т (от арабского «наубат» — барабанный бой) — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем. Также устаревшее название большого барабана, применявшегося в русских войсках, либо литавры[1].
Кан, Герман
Герман Кан (англ. Herman Kahn, 15 февраля 1922(19220215) — 7 июля 1983) — был американским экономистом и одним из выдающихся футурологов последней трети XX века. В начале 1970-х годов он предсказал повышение роли Японии в качестве крупной мировой державы. Был основателем «мозгового центра» и директором Гудзоновского института (с 1961 г.), сторонником государственно-монополистического регулирования экономики, а также развития многонациональных корпораций.
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Щелкун посевной западный
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Проволочники 3 Экология Список литературы Введение Щелкун посевной западный (лат. Agriotes ustulatus) — вид щелкунов из подсемейства Agrypninae.
Сражение под Щекоцинами
— сражение русско-прусского войска с отрядом польских повстанцев в ходе восстания Костюшко 26 мая (6 июня) 1794 года около села Щекоцины (на реке Пилица, в 70 км от Кракова). Общее руководство со стороны союзников осуществлял Фридрих Вильгельм II, с которым соединились остатки русских войск из Варшавы под руководством генерала И.
Замятин, Семён Леонтьев
Семён Лео́нтьев Замя́тин — русский иконописец середины XVII века. Упоминается во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря как вкладчик, при игумене Ионе (1597-1634).
Гейбл тюдоровский чепец
Гейбл (от англ. gable — двускатная крыша дома) — английский женский головной убор первой трети XVI века. Английский женский костюм в начале XVI века по основным своим соотношениям и силуэту был сходен с фламандским, французским и т. д., но имел свои специфические особенности, придававшие ему национальный колорит.
Крепости Молдавского княжества
В Средние века в Молдавском княжестве была воздвигнута сеть крепостей , которые позволяли обороняться от нашествия врагов. Некоторые крепости были воздвигнуты в ещё до образования Молдавского независимого государства, другие — молдавскими господарями.
Всероссийский съезд русских людей
— периодические совещательные собрания русских монархических, черносотенных организаций, в период после революции 1905 года в России.[1] Решения Всероссийских Съездов Русских Людей носили только рекомендательный характер.
Владимирская четверть
(Владимирская четь) — финансовое учреждение Московского государства XVII века. Упоминается в письменных источниках с конца XVI века. Четь — от слова четверть. После взятия Казани к существовавшим Владимирской, Новгородской и Рязанской третям добавилось Царство Казанское. Административные единицы начали называться четверть, или четь.
Каянская земля
— так называется в русских источниках XV и XVI века область, прилегавшая к Ботническому заливу, к северной границе Водской пятины, к поселениям корел и к Северному Ледовитому океану. В восточной части она была населена лопарями, а в западной — шведами, которые в одном акте 1580 года назывались «немецкими свискими людьми».
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Конгресс русских американцев
— общественная организация США, объединяет американских граждан русского происхождения отрицающих коммунистическую идеологию. Большинство членов организации придерживается верований Русской Православной Церкви и отрицает какой-либо антагонизм между людьми — расовый, национальный, этнический или религиозный.
Англо-русская конвенция 1825
План Введение 1 Условия соглашения Список литературы Англо-русская конвенция (1825) Введение Англо-русская конвенция 1825 года — конвенция между Россией и Великобританией о разграничении их владений в Северной Америке (в Британской Колумбии).
Братство общей жизни
Братство общей жизни движение Нового благочестия возникло в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма и основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Гайдуки личная охрана аристократии
Гайдуки — воины личной охраны местных правителей, аристократов. Придворные гайдуки — охрана русских царей. Упоминание придворных гайдуков как телохранителей встречается в России с XVII по XIX века. Гайдуки были вольнонаемными. Дети гайдуков часто получали университетское образование. Придворные гайдуки участвуют в праздничных церемониях (коронациях, бракосочетаниях) в непосредственной близости от царственных особ.