Вадим Руднев
Автокоммуникация (ср. индивидуальный язык) - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. При обычной коммуникации общение происходит в канале Я - Другой. При автокоммуникации оно происходит в канале Я - Я. Здесь нас прежде всего интересует случай, когда передача информации от Я к Я не сопровождается разрывом во времени (то есть это не узелок завязанный на память) Сообщение самому себе уже известной информации имеет место во всех случаях, когда ранг коммуникации, так сказать, повышается. Например, молодой поэт читает свое стихотворение напечатанным в журнале. Текст остается тем же , но, будучи переведен в другую систему графических знаков, обладающую более высокой степенью авторитетности в данной культуре, сообщение получает дополнительную значимость.
В системе Я - Я носитель информации остается тем же, а сообщение в процессе коммуникации приобретает новый смысл. В канале Я - Я происходит качественная трансформация информации, которая в результате может привести к трансформации сознания самого Я. Передавая информацию сам себе, адресат внутренне перестраивает свою сущность, поскольку сущность личности можно трактовать как индивидуальный набор значимых кодов для коммуникации, а этот набор в процессе автокоммуникации меняется. Ср. приводимый Ю.М. Лотманом пример из "Евгения Онегина":
И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублен.
Одним из главных признаков автокоммуникации, по Лотману, является редукция слов языка, их тенденция к превращению в знаки слов. Пример автокоммуникации такого типа - объяснение в любви между Константином Левиным и Кити (которых в данном случае можно рассматривать почти как одно сознание) в "Анне Карениной" Л.Н. Толстого:
"- Вот, - сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о: э, и, м, б, з, л, э, н, и, т? Буквы эти значили: "когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда или тогда?" [...]
- Я поняла, - сказала она, покраснев.
- Какое это слово? - сказал он, указывая на н, которым означалось слово никогда.
- Это слово значит никогда [...]".
В. А., как пишет Ю. М. Лотман, "речь идет о возрастании информации, ее трансформации, переформулировке. Причем вводятся не новые сообщения, а новые коды, а принимающий и передающий совмещаются в одном лице. В процессе такой автокоммуникации происходит переформирование самой личности, с чем связан весьма широкий круг культурных функций - от необходимого человеку в определенного типа культурах ощущения своего отдельного бытия до самопознания и аутопсихотерапии" (см. изменеиные состояния сознания).
Как компромисс между коммуникацией и автокоммуникацией, между смыслом и ритмом Ю. М. Лотман рассматривает двухканальный поэтический язык, который на содержательный код накладывает код ритмический, носящий автокоммуникативный характер (см. также система стиха).
Список литературы
Лотман Ю.М. Автокоммуникация: "Я" и "Другой" как адресаты
Лотмам Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. - М., 1996.
Другие работы по теме:
Основы этики и эстетики
Происхождение термина "этика", использование его для обозначения науки и развитие его содержания. Структура эстетической сознательности и ее виды. Словарь терминов: любовь, добро, зло, справедливость, совесть, счастье, смысл жизни, ответственность.
Шпаргалка по Философии 4
на экзаменационные вопросы по ФИЛОСОФИИ по книге А.В. Барковской и Е.В. Хомич «Философия. Ответы на экзаменационные вопросы» (июнь и октябрь 2009 г.)
Шпаргалка по Философии 10
1 Мировоззрение и его исторические типы. Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
Механизм социализации молодых людей
Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила.
Электронная коммуникация
Курсовая работа ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ Выполнила студентка V курса ……………… Санкт-Петербург 2006 г. СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Понятие и функции электронной коммуникации 4
Социализация молодежи в современном Российском обществе
Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.
Конфликты в святоотеческой и светской психологии
Понятие конфликта с точки зрения светской психологии. Сущность и способы разрешения конфликтов. Конфликты в святоотеческой психологии преподобного Аввы Дорофея. Причины возникновения и сущность конфликтов. Разрешение конфликтов с позиции святых отцов.
Психология ранней юности
Реферат на тему : «» выполнила ученица 10 «а» класса Ош № 170 Смирнова Анастасия Ранняя юность. В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст (14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду.
Представление себя другим как способ самопознания
Философско-психологические основы исследования проблемы "Я" и самопознания. Способы познания себя. Раскрытие целостности человека через поступок. Сущность и функции представления себя другим. Интерпретация способов бытия другим через разнообразные модусы.
Трансформация образа трикстера в современной культуре
Основные характеристики трикстера как мифологического персонажа в архаической традиции. Трикстериада и ее взаимоотношения с институтом шаманизма и волшебной сказкой. Трансформация представлений о трикстере в современной литературе и кинематографе.
Искусство как социальное явление
Искусство как социальное явление. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Искусство – форма общественного сознания. Искусство как отражение. Искусство – модель деятельности человека. Искусство – обобщение социальных отношений, общественной практики, опыта человечества. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве.
Лекционный курс по Социальной коммуникации
Тема 1. Социальные коммуникации как межличностные взаимодействия Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне.