Глоттогенез (гр. glotta "язык" + genesis "происхождение") – происхождение языков.
Славянские языки до сих пор отличаются большой степенью близости друг к другу. Это обнаруживается в корнях, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, морфонологических чередований. Эта близость объясняется единством происхождения славянских языков, а также длительными и интенсивными контактами на уровне литературных языков и диалектов.
Классификацию славянских языков предложил в XIX веке русский ученый А.Х. Востоков. Основываясь на общности фонетических и морфологических черт, он разделил их на три большие группы: восточную, западную и южную. В древности все они восходили к одному языку-источнику.
Примерно в третьем - втором тысячелетиях до н.э. общеиндоевропейский язык распался на несколько групп: италийскую, романскую, кельтскую, германскую, балтийскую, хетто-лувийскую, тохарскую, индоиранскую, фригийскую, греческую, фракийскую, общеславянскую (праславянскую).
В VI - VII веках праславянский язык начинает распадаться на три группы: восточнославянскую, южнославянскую и западнославянскую. Общие языковые процессы, происходящие в нем, получают несколько разные рефлексы, которые, однако, носят лишь диалектный характер. Таким образом, в общеславянском языке выделяют два периода: ранний общеславянский – третье-второе тысячелетие до н.э. – VI в.н.э.; поздний общеславянский – VI-IX вв.н.э. В это время славяне говорят на племенных диалектах, которые очень близки друг другу. Позднее расхождения в языке становятся более заметными. Диалекты расходятся все дальше, внутри них начинают формироваться новые диалекты и диалектные группы, которые позднее оформятся в самостоятельные языки народностей, а затем и наций.
Восточнославянская группа, представители которой говорили на древнерусском языке, к XIV веку распадается на три народности: старорусскую, или великорусскую, староукраинскую, или малороссийскую, и старобелорусскую. В конце XVII – первой половине XVIII века формируются русский национальный и украинский национальный языки; к началу XX века складывается белорусский национальный язык.
В западнославянской группе к XIV веку формируются три языка народностей: пралужицкий, пралехитский и прачешско-словацкий. Из пралужицкого языка позднее сложились верхнелужицкий и нижнелужицкий языки. Из пралехитского выделились польский национальный язык (XVIII век); кашубский диалект, носители которого претендуют в последнее время на выделение особого кашубского этноса; полабский язык и несколько словино-поморских диалектов, в том числе и словинский язык. Полабский язык и словино-поморские диалекты, за исключением словинского языка, в настоящее время являются мертвыми. Они утратились примерно в XVIII веке, а их носители, жившие по рекам Эльбе и Одеру, ассимилировались немецким населением. Из прачешско-словацкого языка выделились чешский и словацкий национальные языки, причем сложились они уже в XVI веке.
Южнославянская группа по своим фонетическим и грамматическим особенностям четко разделилась на две подгруппы. Восточную подгруппу представляют болгарский (XIX век) и македонский (середина XX века) национальные языки. Западную подгруппу – сербскохорватский и словенский (середина XIX века) национальные языки.
На протяжении IX – XI веков в качестве книжного языка у славян выступал старославянский. Возник он на основе одного из диалектов болгаро-македонского языка и как общий язык культа продолжил свое существование у восточных и у большего числа южных славян с некоторыми местными модификациями (изводами). Культовый язык более поздней поры принято называть церковнославянским языком русского, болгарского, сербского и др. изводов. Современная восточнославянская православная церковь пользуется так называемым синодальным церковнославянским языком, сложившимся к середине XVIII века и одобренным Священным Синодом.
Список литературы
Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. История происхождения индоевропейских языков // В мире науки. 1990. № 5. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. М., 1994.
Гобарев В.М. Предыстория Руси. В 2 частях. М., 1994.
Горнунг Б.В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. М., 1963.
Гудзь-Марков А.В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира. М., 1989.
Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
Державин Н.С. Происхождение русского народа. М., 1944.
Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1945.
Древности славян и Руси. М., 1988.
Калашников В.Л. Славянская цивилизация. М., 2000.
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
Петрухин В.Я. Славяне. М., 1999.
Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
Семенова М. Мы – славяне. СПб., 1997.
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М., 1991.
Другие работы по теме:
Общеславянский язык сегодня? И нет, и да!
Появление первого проекта общего (искусственного) языка, известного в России [в XVII в.], было связано с волновавшей умы передовых людей тех времен идеей славянского единства.
Письменность славян
Мы изучаем историю славянства и рано или поздно неизбежно приходим к вопросу: неужели до Константина и Мефодия славяне не имели своей письменности?
Церковнославянский язык и церковнославянизмы
Среди славянских языков церковнославянский занимает совершенно особое место. В течение более чем десяти столетий этот язык обслуживает религиозные и культурные потребности православных славян.
Старославянский язык
Старославянский язык, иначе — древне-церковнославянский язык — наиболее древний из письменных славянских языков , распространившийся среди южных, восточных и отчасти западных славян в IX—X вв. н. э. в качестве языка христианской церкви и литературы.
Современные религиозные конфессии славян
В настоящее время среди славянских народов достаточно широко распространены христианство и ислам, в меньшей мере представлены иудаизм и буддизм. В разных славянских государствах они представлены неодинаково.
Методические указания Программа и задания по курсу
Эти вопросы и составляют основное содержание курса «Введение в славянскую филологию». К ним примыкают сведения из истории славянской филологии. Завершается курс обзором современных проблем славистики
Обряды и верования древних славян
Основное население славянских городов занималось хлебопашеством и скотоводством, бортничеством, рыболовством и собиранием плодов леса. Поэтому культ природы определяло мировоззрение древних славян. Культ наивный, поэтический, рожденный непосредственной близостью человека к земле, к природе.
Красота и богатство родного языка
Родной язык - это язык наций, язык предков, который связывает человека с его народом. Родной язык - наибольшее сокровище. Существует утверждение, что украинский язык – один из богатейших славянских языков. Он будто льется ручейком и увеселяет душу. А иностранцы, побывав в Украине, отмечают нежность, утонченность и милозвучие украинского языка.
Культура славян
Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим, обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам "мы не такие, как все".
Происхождение Древней Руси
Восточнее германских племен и севернее границ Византии, между реками Эльбой и Дунаем, жили славяне. Они, как германцы, индусы, персы, греки и римляне, происходили из индоевропейской семьи народов. По описанию древних историков, славяне были высокого роста, стройные, русоволосые. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью и смекалкой, поэтому часто вовлекались соседними племенами в войны как союзники, сами же воинственностью не отличались.
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Теории расселения славян
1. Теории происхождения славян Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен.
Глоттальная теория
Введение 1 Описание 2 Критика теории Список литературы Введение Глоттальная теория — теория древнейшего состава, фонетических презентаций и дальнейших трансформаций праиндоевропейских смычных согласных фонем. Базируется на сравнительно-исторической фонологии и морфонологии индоевропейских языков и на типологии сходных консонантных систем в разных языках мира.
Глоттогония
Глоттого́ния (греч. γλωσσα «язык» + греч. γονος«рождение») — один из разделов лингвистики, изучающий эволюцию языка. Термин, в частности, может трактоваться как:
Культура восточных славян в древности
Восточные славяне в древности Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре.
Славяне в Греции
План Введение 1 Описание 2 История 3 Современность 4 Политическая организация Список литературы Введение Македо́нские славя́не — славяноязычная, а со второй половины XX века всё более двуязычная (славяно-греческая) общность с размытым этническим самосознанием, проживающая на севере современной Греции, в особенности в области Македония (Греция).
Сравнительно-историческое языкознание
План Введение 1 История 2 Известные представители Сравнительно-историческое языкознание Введение Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка).
Возникновение письменности
Прародителем всех славянских языков: восточных (русского, украинского, белорусского), западных (польского, чешского, словацкого) и южных (болгарского, сербскохорватского, словенского, македонского) является праславянский язык (около пяти тысяч лет назад он выделился из общеиндоевропейского языка-основы).
Восточные славяне в древности 5
Восточные славяне в древности План: 1.Введение 6.Заключение 7.Литература 1.Введение Представленная работа посвящена теме "Восточные славяне в древности”. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Образование государства древних славян
1. Восточные славяне. Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теория. Происхождение славян. Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.
Языковое родство
План Введение 1 Выявление родства языков 2 Степени языкового родства Список литературы Введение Языково́е родство́ — происхождение языков от одного общего языка-предка[1]. Языки, являющиеся результатами различных путей эволюции одного праязыка, называются ро́дственными[2] и характеризуются регулярными соответствиями на различных уровнях[3], объяснимых общностью происхождения[4], а не случайным совпадением или заимствованием[2]: их исконные морфемы находятся в строго определённых соответствиях, отражающих действие исторических звуковых изменений[5].
Славянский мир в европейском пространстве
Общие ценности и противоречия современного славянства. Культурные традиции славянства. Внешняя политика Российского государства в конце XVIII века. Новые подходы к построению славянского единства. Русский язык как часть единого славянского мира.
Происхождение древних славян
Первые упоминания о славянах. Передвижения славянских племен. Образ жизни славян. Распад племенных общин и начало государственности.
Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э.. Создание Древнерусского государства. Киевская Русь в X в. - начале XI в.. Культура Киевской Руси, ее истоки.
Русские
Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен.
Афанасьев Александр Николаевич
Исследователь народного творчества. Еще учась в Московском университете, Афанасьев написал статьи: “Государственное устройство при Петре Великом” и в “Отечественных Записках” (1848) “О вотчинах и поместьях”.