Введение
1 Открытие
2 Описание
3 Петроглифы
Список литературы
Введение
Пуэбло-Бонито (исп. Pueblo Bonito, букв. «прекрасный посёлок»)— крупнейший из посёлков-«дворцов» индейской культуры анасази в Национальном парке Чако-Каньон, север штата Нью-Мексико. Был населён в IX—XII вв. н. э.
В январе 1941 г. часть каньона, известная под названием «угрожающая скала», англ. Threatening Rock, на языке навахо tse biyaa anii’ahi, разрушилась, в результате чего рухнула западная стена сооружения и пострадала часть комнат. Вероятно, строители Пуэбло-Бонито знали об этой угрозе. Несмотря на это, они решили соорудить своё поселение под трескающейся скалой высотой около 30 с лишним метров и массой около 30 тыс. тонн, компенсировав непрочность скалы тем, что укрепили её основание.
В 2009 г., по сообщениям прессы, в Пуэбло-Бонито были обнаружены следы какао — это первое свидетельство того, что какао, родом из Мексики, был известен в древности на территории будущих США. Ранее здесь же были найдены цилиндрические керамические сосуды, обычные для Месоамерики, однако редкие здесь.[1]
1. Открытие
Лейтенант американской армии Джеймс Симпсон и его проводник из Сан-Пуэбло по имени Карравахаль открыли Пуэбло- Бонито в ходе военной экспедиции 1849 года. Они обследовали восемь крупных руин в Чако-Каньоне, среди которых был и Пуэбло-Бонито (название «прекрасный посёлок» дал развалинам Карравахаль). По окончании экспедиции Симпсон опубликовал первое описание Чако-Каньона в своём военном отчёте, а рисунки выполнил художник Р. Х. Керн.
Первые раскопки были проведены в 1896—1900 г. при поддержке Американского музея естественной истории.
2. Описание
Пуэбло-Бонито делит на две части ровная стена, идущая с севера на юг через центральную площадь. С каждой из сторон находится «большая кива», что создаёт симметричную планировку, подобную другим подобным руинам в Чако-Каньоне. Кроме Больших кив, обнаружено более тридцати маленьких кив или церемониальных сооружений. Внутренние жилые помещения, по сравнению с другими жилищами культуры анасази, были довольно просторными.
Пуэбло-Бонито занимает площадь около 8000 кв.м. и состоит из примерно 650 комнат (по некоторым оценкам их число достигает 800). В некоторых частях поселения здания состоят из 4-5 этажей. В более поздний период некоторые комнаты на нижних этажах заполнялись строительным мусором, чтобы удерживать вес верхних этажей. Некоторые стены достигали по толщине 1 м — это было необходимо, чтобы обеспечивать прочность массивной конструкции.
Оценки археологов, касающиеся численности населения, различны. В начале XX века здания рассматривались как небольшие города, и считалось, что каждая комната была населена людьми. С той точки зрения в Пуэбло-Бонито в период расцвета могло обитать несколько тысяч жителей. Более поздний анализ снизил возможное число жителей до уровня менее 800, в основном из-за малого количества пригодных к использованию печей (очагов), найденных в руинах. Согласно другому анализу, основанному на архитектуре, предполагаемое число жителей было даже меньше, и в период максимального расцвета составляло всего 12 семей или около 70 человек,[2] которые населяли самый нижний, цокольный этаж, около центральной площади. Из этих комнат проходы вели в более дальние комнаты сооружений. Семья могла населять 3-4 комнаты, тогда как прочие использовались для складских целей. Подобная структура жилищ характерна и для современных пуэбло, например, в Таос-Пуэбло. В комнатные блоки, как правило, не было других входов, кроме как с центрального двора.
Возможно, Пуэбло-Бонито не был ни городом, ни деревней. Хотя по своему размеру он мог вместить много людей, однако окружающая среда не могла прокормить такое количество населения. Раскопки Пуэбло-Бонито не выявили значительных остатков мусора, которые могли бы свидетельствовать о населённости. По общему мнению, Пуэбло-Бонито мог быть ритуальным центром. Об этом свидетельствует не только наличие кив, но также сама конструкция поселения и его сравнение с другими селениями Чако-Каньона.
По данным раскопок, представители культуры анасази имели хорошее представление о солнечных и лунных циклах, которые отражены как в петроглифах на соседних скалах, так и в самой архитектуре.
Исследование мусорных куч показало, что в период, когда был сооружён Пуэбло-Бонито, в Чако-Каньоне и прилегающих областях обильно росли деревья, в частности, американские сосны. О наличии этих деревьев можно судить по тому, что из них были изготовлены опорные балки зданий. Учёные предполагают, что за время существования Пуэбло-Бонито окрестные территории были почти полностью очищены от деревьев, которые шли на древесину для зданий и для их отопления. Это, наряду с наступившей позднее засухой, привело к резкому уменьшению количества воды в долине, в результате чего почва стала неплодородной. Это объясняет, почему Пуэбло-Бонито был населён всего 300 лет, и является хорошим примером, как уничтожение леса могло повлиять на окружающую среду. Анасази, которые больше не могли выращивать сельскохозяйственные культуры для своего пропитания, были вынуждены мигрировать.
3. Петроглифы
На скале позади Пуэбло-Бонито имеется серия петроглифов, изображающих отпечаток ступни с шестью пальцами — элемент, который можно найти и в других образцах искусство древних пуэбло. Эти изображения выполнены в конце 10 — начале 11 вв.
Список литературы:
Thomas H. Maugh II. Earlier traces of cacao use found in Southwest, Los Angeles Times (February 3, 2009).
Bernardini, Wesley (1999). «Reassessing the scale of social action at Pueblo Bonito, Chaco Canyon, New Mexico». Kiva 64 (4): 447-470.
Источник: ru./wiki/Пуэбло-Бонито
Другие работы по теме:
Эгет-Хаус
Руины «Агатового дома». Эгет-Хаус (англ. Agate House, букв. «Агатовый дом») — частично реставрированное комплексное жилое сооружение древних пуэбло на территории Национального парка окаменевшего леса (en:Petrified Forest National Park) в штате Аризона. Дома индейцев-пуэбло были полностью выполнены из окаменевшей древесины.
Аватови
Введение 1 История 2 Изучение Список литературы Введение Руины Аватови (Оватови, Оуатови), англ. Awatovi Ruins — национальный исторический памятник (National Historic Landmark) в округе Навахо на территории резервации племени хопи в штате Аризона, США с 1964 года. Здесь находятся руины поселения-пуэбло, а также испанской католической миссии, сооружённой в XVII веке.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Белая керамика Рио-Гранде
Мелкая чаша в стиле Wiyo чёрным по белому Термин « Белая керамика Рио-Гранде » охыватывает несколько традиций доисторической керамики древних пуэбло на территории штата Нью-Мексико. Около 750 г. н. э., после усвоения ряда различных региональных керамических традиций (например, белая керамика Сибола), гончары из региона Рио-Гранде на территории будущего штата Нью-Мексико стали развивать своеобразные местные разновидности керамики с росписью чёрной минеральной (до 1200 г.) или растительной (после 1200 г.) краской по белому или светло-серому фону.
Скальные жилища
Введение 1 Доисторическая Европа 2 Азия 3 Доколумбовы культуры Америки Введение Скальное жилище — типичное жилище доисторических людей в естественных нишах (пещерах) в скалистой породе, иногда дополнительно раскопанных или доработанных. По мере перехода людей к оседло-земледельческому образу жизни скальные жилища выходят из употребления, однако и в цивилизованных обществах могут возникать скальные жилища, играющие скорее декоративно-ритуальную функцию.
Синагуа
— племенная группа индейцев, обитавших в центральной части штата Аризона между реками Литл-Колорадо и Солт (ныне область между городами Флагстафф и Финикс), включая долину реки Верде и значительную часть плато Могойон, в период около 500—1425 гг. н. э. Иногда археологи рассматривают синагуа как западную ветвь культуры анасази.
Солмонские руины
План Солмонских руин, Morgan, 1994. Солмонские руины , англ. Salmon Ruins расположены на крайнем северо-западе американского штата Нью-Мексико. Здесь когда-то находилось крупное сооружение цивилизации чакоанских анасази, возведённое около 1100 г. н. э. Комплекс состоял из примерно 150 помещений, вкопанных в землю, расположенных в виде D-образного профиля, поверх которых располагалось ещё до 100 помещений.
Руины Каса-Гранде
Национальный монумент Каса-Гранде в г. Кулидж, штат Аризона, непосредственно к северо-востоку от города Каса-Гранде — археологический памятник с сооружениями индейской культуры Хохокам, обитавшей в долине реки Хила в начале 13 в. Поселение из нескольких зданий было обнесено защитной стеной. Крупнейшее из сооружений было 4-этажным.
Цанкави
Руины Замка Герцогини. Цанкави , Tsankawi — отдельно лежащий участок Национального памятника Бандельер в штате Нью-Мексико близ города Уайт-Рок. Здесь находятся многочисленные, ещё не изученные археологами руины древних пуэбло, пещеры, вырубленные в мягкой туфовой породе, и петроглифы.
Лаковая керамика Рио-Гранде
Глазированная (лаковая) керамика Рио-Гранде — керамика индейских народов группы пуэбло, проживающих в штате Нью-Мексико. Относится к позднему доисторическому (доколумбову) и раннему историческому периоду Северной Америки, с 1315 по 1700 гг. При росписи использовалась свинцовая чёрная краска, которая при обжиге иногда приводила к потёкам.
Кинишба
Кинишба — руины огромного, 600-комнатного посёлка-пуэбло на востоке штата Аризона, существовавшего в 13-14 вв. н. э. Памятник интересен тем, что сочетает черты культур Могольон и Анасази, являющихся предками современных народов хопи и зуни. [1] Часть помещений доступна для посещения туристами, часть закрыта из-за аварийного состояния.
Меса-Гранде
Руины Меса-Гранде — археологический памятник близ г. Меса в штате Аризона, представляющий собой группу сооружений культуры Хохокам, относящихся к классическому периоду североамериканской хронологии. Руины датируются примерно 1300 годом. Культура Хохокам, создавшая эти сооружения, также известна постройкой развитой системы водных каналов.
Патайян
Патайян — археологическая культура, существовавшая в период 700—1550 гг. н. э. на территории современных штатов Аризона и Калифорния (США) и Баха-Калифорния (Мексика). Включала территории у долины реки Колорадо, ближайшие горы, а также к северу вблизи Гранд-Каньона. Ближайшим соседом была культура Хохокам, существовавшая в центральной и восточной Аризоне.
Вупатки
Вупатки находится: США, Аризона, площадь составляет 142 км2 Национальный монумент Вупатки (англ. Wupatki National Monument) находится в северно-центральной части Аризоны около города Флaгстaф, и представляет собой многочисленные руины индейской цивилизации анасази (древних пуэбло). Внесён в перечень Национальных исторических мест США 15 октября 1966 года.
Тузигут
Тузигут располагается: США, Аризона, площадь достигает 3,24 кв. км Национальный памятник Тузигут (англ. Tuzigoot National Monument) — руины 2-3 этажных сооружений древних пуэбло (анасази) на вершине песчанико-известняковой скалы к востоку от города Кларкдейл в штате Аризона на высоте 36 метров над долиной реки Верде.
Пуйе
План Введение 1 История 2 Современная история 3 Галерея изображений Список литературы Введение Скальные жилища Пуйе — руины заброшенного пуэбло. Находятся в Санта-Клара-Каньоне, на территории современного Санта-Клара-Пуэбло близ Санта-Фе в штате Нью-Мексико. Памятник причислен к Национальным историческим памятникам) в 1966 году.
Лаури-Пуэбло
Лаури-Пуэбло , англ. Lowry Pueblo — археологический памятник древних пуэбло на территории Национального памятника «Каньоны древних» (en:Canyons of the Ancients National Monument) близ Плезант-Вью в штате Колорадо, США. Поселение-пуэбло было построено около 1060 г. поверх колодцеобразных домов более древнего происхождения.
Таос-Пуэбло
План Введение 1 История и описание 2 Галерея Список литературы Введение Таос-Пуэбло или Пуэбло-де-Таос (исп. Taos Pueblo или Pueblo de Taos) — древнее пуэбло (поселение индейцев), говорящих на языке таос группы северных языков тива. Таос-Пуэбло расположено в 1,6 км к северу от современного города Таос в американском штате Нью-Мексико.
Глэдвин, Гарольд
Введение 1 Молодость 2 Археологические исследования 3 Избранный список публикаций Список литературы Введение Гарольд Стерлинг Глэдвин, англ. Harold Sterling Gladwin (1883, Нью-Йорк — 1983[1]) — американский археолог, антрополог и фондовый брокер. Как археолог, специализировался в доколумбовых культурах юго-запада США, раскопал Снейктаун.
Каса-Мальпаис
Введение 1 Описание 2 Обсерватория Список литературы Введение Каса-Мальпаис, исп. Casa Malpaнs — индейские руины доколумбова периода, обнаруженные близ города Спрингервиль в штате Аризона, созданные древними пуэбло (культура Могольон). Памятник причислен к Национальным историческим достопримечательностям (en:National Historic Landmark) в 1964 году.[1] Современные индейские племена хопи и зуни считают Каса-Мальпаис священным местом своих предков.
О Салливан, Тимоти
Введение 1 Биография и творчество 2 Галерея изображений Список литературы Введение Тимоти Г. О’Салливан, англ. Timothy H. O’Sullivan (около 1840, Нью-Йорк — 14 января 1882, Статен-Айленд) — американский фотограф. Известность получили его фотографии Гражданской войны в США и Дикого Запада.
Мормонский батальон
(англ. Mormon Battalion) — подразделение армии США, участвовавшее в американо-мексиканской войне (1846—1848). Батальон был сформирован президентом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Бригамом Янгом из 549 мормонов-добровольцев с территории Айова, записавшихся на военную службу в армии США сроком на один год.
Культура Кочис
План Введение 1 Фаза Чирикауа (Chiricahua phase) 2 Фаза Сан-Педро (San Pedro phase) Введение Культура/традиция Кочис, англ. Cochise Tradition/Cochise Culture — археологическая традиция (в прежних работах — археологическая культура) архаического периода юго-запада США. Хронологически охватывала весьма длительный период, около 5000 — 200 гг. до н. э.
Мунхаус
Мунхаус , англ. Moon House/Moonhouse — скальные жилища периода Пуэбло III, расположенные на юго-востоке штата Юта, плато Сидар-Меса. Жилища создали носители археологической культуры анасази в период 1150—1300 гг. н. э.
Анасази
План Введение 1 Терминология 2 География 3 Культурная характеристика 4 Происхождение 5 Миграция с исторической родины 6 Войны и каннибализм Список литературы
Пуэбло-Гранде
Руины и ирригационные приспособления Пуэбло-Гранде — археологический памятник культуры Хохокам на территории штата Аризона. В 1964 г. причислен к Национальным историческим достопримечательностям (en:National Historic Landmark).[1][2]
Киддер, Альфред
План Введение 1 Молодость 2 Археологические и этнологические исследования 3 Защита и репатриация индейских захоронений 4 Публикации Введение Альфред Винсент Киддер, англ. Alfred Vincent Kidder (29 октября 1885, Маркетт, Мичиган, США — 11 июня 1963) — крупнейший археолог XX века из числа из тех, которые занимались изучением истории юго-запада США и Месоамерики.
Меса-Верде
Меса-Верде располагается: США, Колорадо, площадь достигает 211 Для термина «Меса» см. другие значения. Национальный парк Меса-Верде (англ. Mesa Verde National Park) — национальный парк на юго-западе штата Колорадо. Площадь — 211 кмІ.
Лухан, Мануэль
Мануэль Лухан (англ. Manuel Lujan, Jr.; род. 12 мая 1928 года) — американский политик; министр внутренних дел США (в период 3 февраля 1989 года — 20 января 1993 года), член палаты представителей США от Нью-Мексико 1-й (в период 3 января 1969 года — 3 января 1989 года).
Мелена-дель-Сур
Введение 1 Демография 2 Административно-территориальное деление 2.1 Динамика численности населения муниципалитета 3 Интересные факты Список литературы
Палатки Аризона
Памятник национального наследия Палатки , англ. Palatki Heritage Site расположен в Национальном лесу Коконино, Седона, штат Аризона (примерно 34 55' 3.58"N, 111 53' 58.85"W). Здесь обнаружены руины вырубленных в утёсах из красного камня жилищ индейцев синагуа (одна из субкультур древних пуэбло).
Паккард Дэвид
Паккард Дэвид (Packard David) (7 сентября 1912, Пуэбло, шт. Колорадо - 26 марта 1996, Стэнфорд, шт. Калифорния), американский инженер и предприниматель, соучредитель компании Hewlett-Packard.
Лесли А. Уайт
Лесли А. Уайт (1990—1975) – выдающаяся фигура американской антропологии XX в., участник теоретических дискуссий 40-50-х годов, последовательный защитник теории культурной эволюции.