Реферат: Административно право (шпаргалки) - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Административно право (шпаргалки)

Рефераты по административному праву » Административно право (шпаргалки)

1.Задачи административного права как отрасли права.


Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы АП:

  1. Устанавливают формы и методы государственного управления.

  2. Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

  3. Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления.

  4. Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Задачи АП как отрасти права:

  1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

  2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

Защита граждан и общества от административного произвола.

2.Предмет и метод административного права.


Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методы АП:

  1. Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.

  2. Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

  3. Дозволение - предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.

3.Цели правового регулирования деятельности государственной власти.


  1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

  2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

  3. Защита граждан и общества от административного произвола.

4.Понятие и содержание управления, социального и государственного управления.


Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей. Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.

Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.

Государственное управление (разновидность социального управления) исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.




13.Виды административно-правовых отношений.


1Административно-правовые отношения делятся:

  1. В зависимости от конкретных целей возникновения на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы исполнительной власти)

  2. По характеру юридических фактов на порождённые правомерными или неправомерными действиями

  3. По содержанию на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы права)

  4. В зависимости от особенностей участников отношений.

В зависимости от государственного устройства

14.Субъекты административно-правовых отношений.


Субъекты административно-правовых отношений – наделённые государственными властными полномочиями органы и должностные лица и лица, на которых возложены обязанности.

Субъекты административно-правовых отношений:

  1. Государственные органы и их служащие.

  2. Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения.

  3. Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

15.Общая характеристика административно-правового статуса граждан РФ.


Административно-правовой статус гражданина РФ – комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закреплённые нормами АП. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного К РФ и ФЗ. Правовое положение граждан РФ определяется объёмом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность).

Виды административной дееспособности:

  1. Полная – с 18.

  2. Ограниченная – с 16.

  3. Частичная – с 7.

Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определённых заболеваний.


17.Система прав и обязанностей граждан, закреплённая нормами административного права.


Права граждан в сфере государственного управления делятся:

  1. В зависимости от механизмов реализации на абсолютные (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их защищают) и относительные права (для реализации нужен акт государственного органа – лицензия, приказ и т.д.)

  2. В зависимости от круга лиц, которым они предоставлены и оснований возникновения на общие (распространяются на все отрасли управления – право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере управления – право на предпринимательство)

  3. По содержанию на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба)

Обязанности граждан в сфере государственного управления делятся:

По степени возможности реализации на абсолютные (возлагаются на всех и не зависят от обстоятельств - налоги) и относительные (возникают из правомерных действий направленных на их приобретение – обязанность собственника автомобиля платить налог)




18.Способы защиты административной правосубъектности граждан. Право на обращение.


Основным гарантом правосубъектности граждан является закон.

Способы защиты административной правосубъектности граждан:

  1. Судебный (жалобы на действия государственных органов).

  2. Административный (внесудебный) – вышестоящие должностные лица рассматривают жалобы граждан и принимают решения.

  3. Обращение (право закреплено К РФ) – индивидуальное или коллективное в государственные органы и органы местного самоуправления.

Виды обращений:

  1. Предложение – привлечение внимания к несовершенству организации и указание способов устранения

  2. Заявление – обращение по поводу реализации права, не связанного с его нарушением

Жалоба – обращение в государственные органы по поводу нарушенного права

19.Право гражданина на общую и специальную административную жалобы.


Правом на общую жалобу обладают все граждане. Обжалованию подлежат действия, нарушающие или создающие препятствия для реализации прав и свобод гражданина, а так же незаконное возложение обязанности или ответственности.

Виды права на общую жалобу:

  1. Право на административное обжалование – в вышестоящую инстанцию

  2. Право на судебное обжалование – в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в удовлетворении жалобы вышестоящим начальством.

Право на специальную жалобу предоставлено – участникам судебных процессов, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.

20.Виды коллективных субъектов.


  1. Государственные организации: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и их объединения

  2. Негосударственные организации: общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры и органы местного самоуправления.


21.Виды, признаки, понятие органов исполнительной власти.


Орган исполнительной власти – организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов исполнительной власти:

  1. Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).

  2. Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

  3. Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.

  4. Образуются и подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

  1. В соответствии с федеративным государственным устройством на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.

  2. По характеру компетенции на органы общей и специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное управление)

  3. В соответствии с организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные.




22.Понятие, значение и виды контроля за деятельностью государственной администрации. Президентский контроль.


Контроль за деятельностью государственной администрации – деятельность субъектов контроля по проверке соответствия действий органов исполнительной власти и должностных лиц установлениям правовых норм, для обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов.

Виды (субъекты) контроля: президентский контроль, судебный контроль и прокурорский надзор.

2 вида президентского контроля:

  1. Непосредственный контроль – подбор кадров на федеральном уровне, право на отмену постановлений и распоряжений Правительства

Контроль через президентские структуры – Администрацию и полномочных представителей (исполнение в федеральном округе постановлений правительства)

23.Формы деятельности государственной администрации.


Формы деятельности государственной администрации – внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами и их должностными лицами в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определённы последствия.

2 вида формправовые (влекут юридические последствия) и неправовые (не влекут юридические последствия).

Правовые формы деятельности государственной администрации – правотворческая (создание и изменение правовых норм) и правопримительная форма (применение существующих правовых норм).

Неправовые формы деятельности государственной администрации – осуществление организационных (разработка программ, контроль)и выполнение материально-технических действий (ведение делопроизводства)

25.Понятие и значение судебного контроля за деятельностью государственной администрации.


Судебный контроль – контроль за законностью издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Значение судебного контроля – правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Субъекты судебного контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

26.Общая характеристика методов управления.


Методы управления – способы осуществления управленческой функции исполнительной власти и средства воздействия на управляемые объекты.

Методы управления по воздействию на объект делятся на:

  1. Методы прямого воздействия – прямое воздействие на волю; приказной характер; однозначность указаний; наличие административного аппарата, осуществляющего контроль, стимулирующего выполнение и применяющего меры принуждения (широко используются методы внеэкономического принуждения)

  2. Методы косвенного воздействия – косвенное воздействие на волю (создание определённых ситуаций); управомачивающий характер актов власти; возможность выбора вариантов поведения; наличие стимулирующего механизма и механизма правосудия.

Методы управления:

  1. Метод убеждения – воспитательное и принудительное воздействие

  2. Метод принуждения – применение методов принуждения при неправомерном поведении

  3. Метод поощрения – мотивация определённого поведения

Экономический метод – косвенное воздействие на материальные интересы управляемого




28.Правовые акты управления (понятие, особенности).


Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление а-п норм или возникновение, изменение и прекращение а-п отношений в целях реализации административно-управленческих отношений.

29.Административное принуждение: понятие, особенности, виды.


Административное принуждение – средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления.

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Признаки административного принуждения:

  1. Применяется на основании закона.

  2. Осуществляется посредством юрисдикционных, правоприминительных актов.

  3. Носит персонифицированный характер.

  4. Имеет судебное и внесудебное применения.

  5. Применяется для обеспечения общеобязательных а-п норм (правила дорожного движения).

Органы, применяющие административное принуждение:

  1. Исполнительные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в сфере государственного управления.

  2. Исполнительные органы, наделённые специальными полномочиями по осуществлению административной власти (федеральный антимонопольный орган)

Виды административного принуждения делятся:

  1. По целевому назначению на административно-предупредительные меры (используются в целях предупреждения и предотвращения), административно-пресекательные меры (используются в целях прекращения противоправных деяний), меры административной ответственности (за совершение административного правонарушения).

  2. По субъекту принуждения на государственно-правовое и общественно-правовое принуждение.

30.Понятие и признаки административной ответственности. Её основания.


Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Признаки административной ответственности:

  1. Административная ответственность устанавливается ФЗ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

  2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

  3. Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица.

  4. Административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчинённых им правонарушителей.

  5. Применение административной ответственности не влечёт судимости и увольнения с работы.


31.Понятие и признаки административного правонарушения (проступка).


Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения: антиобщественность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Элементы состава административного правонарушения:

  1. Объект – общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые законом.

  2. Субъект – лицо, совершившее правонарушение. 2 вида субъектов: коллективный (юридическое лицо) и индивидуальный субъект (2 признака индивидуального субъекта: общие – обязательны для всех – 16 лет; и специальные – отражают особенности субъекта – работник торговли)

  3. Объективная сторона – деяние (2 характера деяния: повторность - одно и то же правонарушение в течение 1 года, длящееся деяние) нарушает, установленные нормами административного права правила

Субъективная сторона – умысел и неосторожность




32.Состав правонарушения: признаки, конструкция.


Признаки административного правонарушения: антиобщественность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Элементы состава административного правонарушения:

  1. Объект – общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые законом.

  2. Субъект – лицо, совершившее правонарушение. 2 вида субъектов: коллективный (юридическое лицо) и индивидуальный субъект (2 признака индивидуального субъекта: общие – обязательны для всех – 16 лет; и специальные – отражают особенности субъекта – работник торговли)

  3. Объективная сторона – деяние (2 характера деяния: повторность - одно и то же правонарушение в течение 1 года, длящееся деяние) нарушает, установленные нормами административного права правила

Субъективная сторона – умысел и неосторожность

33.Система административных взысканий.


Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.

Виды административного наказания:

  1. Предупреждение.

  2. Административный штраф.

  3. Возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

  4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

  5. Административный арест.

  6. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

  7. Дисквалификация.

Виды административного наказания в отношении юридического лица:

  1. Предупреждение.

  2. Административный штраф.

  3. Возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

34.Принципы наложения взысканий. Законность и целесообразность применения административных взысканий.


Общие правила административного назначения наказания:

  1. Административное наказание назначается в пределах, установленных законом за данное правонарушение.

  2. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершённого правонарушения, личность и имущественное положение виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

  3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершённого правонарушения, финансовое и имущественное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

  4. Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанностей, за неисполнение которых оно было назначено.

  5. Никто не может нести административную ответственность за одно и тоже правонарушение дважды.

  6. При совершении двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них.

  7. Споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда решаются в порядке гражданского судопроизводства.


35.Принципы производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства.


Принципы производства по делам об административных правонарушениях:

  1. Всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

  2. Разрешение его в соответствии с законом.

  3. Обеспечение исполнения вынесенного постановления.

  4. Выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением:

  1. Дел содержащих государственную тайну.

  2. Если этого требуют интересы безопасности участников производства и их семей, близких.

Участники производства по делам об административных правонарушениях:

  1. Компетентные органы и должностные лица: судьи, милиция, административно-надзорные органы, комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии и т.д.

  2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; их законные представители; адвокат.

Лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели, специалисты, переводчики, понятые.




36.Рассмотрение дел об административных правонарушениях, как центральная стадия производства по делам об административных правонарушениях, её этапы. Постановление по делу.


Рассмотрение дел об административных правонарушениях начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола о правонарушении. Субъектом административной юрисдикции назначается место и время рассмотрения дела, вызываются участники, принимается решение о прекращении производства по делу при наличии соответствующих обстоятельств.

Этапы:

  1. Подготовка дела к рассмотрению и слушанию.

  2. Анализ собранных материалов, обстоятельств дела.

  3. Принятие постановления, определения.

  4. Объявление постановления и подписание определения.

2 вида постановлений:

  1. О назначении наказания

  2. О прекращении дела

38.Административная юстиция, её признаки, значения и виды.


Административная юстиция – как отрасль управления выполняет задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений.

Система органов юстиции: Министерство Юстиции и его органы.

Задачи органов юстиции: правовое обеспечение деятельности Президента и Правительства РФ; координация нормотворческой деятельность органов исполнительной власти; руководство УИС; регистрация отдельных видов юридических лиц и т.д.

39.Значение, правовая основа и виды административного пресечения.


Административное пресечение - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Виды административного пресечения:

  1. Меры, применяемые к нарушителю физическому лицу: требование прекратить противоправные действия, физическое воздействие, задержание, применение специальных средств.

  2. Меры, применяемые к нарушителю юридическому лицу: требование прекратить противоправные действия, приостановление деятельности предприятий и их закрытие, отказ в выдаче, приостановление или аннулирование лицензии

  3. Меры имущественного характера: изъятие

  4. Меры технического характера: приостановление эксплуатации автотранспортных средств

  5. Меры эпидемиологического характера.

Меры финансово-кредитного характера: арест счёта.

41.Паспортная система РФ. Её задачи. Паспорт – основной документ гражданина.


Паспортная система РФ – совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, регистрационного учёта граждан. “Положение о паспорте РФ” от 08.07.1997. Все граждане, достигшие 14 лет, обязаны иметь паспорт.

Паспорт – основной документ, удостоверяющий личность гражданина и его принадлежность к российскому гражданству, которое предполагает, что гражданин обладает комплексом прав и свобод, установленных законодательством и гарантируемых К РФ.




42.Административный надзор, его особенности, содержание. Субъекты его осуществляющие.


Административный надзор – разновидность государственного контроля за соблюдением норм и общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах, осуществляемый в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Субъекты административного надзора – органы федерального надзора и государственные инспекции.

Особенности административного надзора:

  1. Надведомственный характер – отсутствие соподчинённости между субъектами и объектами надзора.

  2. Право субъектов надзора применять меры административного принуждения.

Субъекты административного надзора наделены полномочиями по предупреждению (проверки) и пресечению (принудительное прекращение) правонарушений, по привлечению к ответственности виновных лиц, по нормотворчеству.

44.Административная подведомственность. Её значение и уровни.


Административная подведомственность – контроль органов исполнительной власти за законностью и дисциплиной в системе подведомственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

3 вида контроля:

  1. Общий – осуществляется Правительством РФ (за федеральными министерствами), правительствами республик и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

  2. Ведомственный – осуществляется органами отраслевой и межотраслевой компетенции (МПС РФ)

  3. Надведомственный - осуществляется органами межотраслевой и отраслевой компетенции.

45.Понятие и типы службы в обществе. Виды государственной службы.


Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственный служащий – гражданин РФ, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе.

Государственная должность – должность в государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа.

Виды государственной службы в соответствии с принципом федерализма:

  1. Федеральная государственная служба РФ

  2. Федеральная государственная служба субъектов РФ

Виды государственной службы делятся:

  1. В зависимости от вида государственной власти на службу в представительных органах, судебных органах, органах исполнительной власти и иных органах.

  2. В зависимости от квалификационных разрядов на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы


46.Понятие и принципы государственной службы


Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Принципы государственной службы:

  1. Верховенство К РФ и ФЗ над иными нормативными правовыми актами.

  2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

  3. Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами.

  4. Разделение властей.

  5. Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

  6. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе.

  7. Гласность.

  8. Ответственность государственных служащих за принимаемые решения.

  9. Внепартийность государственной службы.





47.Поощрение как метод действия государственной администрации. Способы поощрения.


Поощрение – способ воздействия, который мотивирует, людей на совершение поступков, полезных с точки зрения поощряющих.

Особенности поощрения:

  1. Основанием является заслуга или деяние, положительно оцениваемое субъектом власти.

  2. Поощряется совершённое деяние.

  3. Носит персонифицированный характер.

  4. Носит моральный или материальный характер.

Способы поощрения делятся:

  1. В зависимости от оснований на абсолютные (выполнение гражданского долга) и относительные (смягчающие основания - раскаяние)

  2. В зависимости от правовой основы на формальные (регламентировано правовыми нормами и оформляются актом)и неформальные (публичная похвала)

  3. По содержанию на моральные (грамота), материальные (премия), статусные (изменяют правовой статус – заслуженный юрист), смешанные.

По кругу лиц на индивидуальные и коллективные







5.Особенности и признаки государственного управления.


Государственное управление (разновидность социального управления) исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

Признаки государственного управления - организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.


6.Функции государственного управления.


  1. Разработка и реализация государственной политики.

  2. Установление организационных основ хозяйственной жизни.

  3. Управление государственными учреждениями.

  4. Регулирование функционирования негосударственных учреждений.

  5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц.

  6. Осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.

7.Понятие, признаки и структура административно-правовых норм.


Административно-правовая норма – норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Признаки норм административного права.

Нормы административного права устанавливают компетенцию, регулируют и регламентируют деятельность исполнительной власти, а так же определяют порядок взаимодействия между субъектами управления.

Структура административно-правовой нормы:

  1. Гипотеза – условия действия.

  2. Диспозиция – предписания, дозволения и запреты.

  3. Санкция – меры воздействия.


8.Виды административно-правовых норм.


Административно-правовые нормы делятся:

  1. По содержанию и регулированию общественных отношений на общие (все сферы отношений) и специальные (конкретные отношения).

  2. По предмету регулирования на материальные (права, обязанности и ответственность участников регулируемых отношений) и процессуальные (способы, порядок, процедуры реализации государственного управления).

  3. По предмету воздействия на субъектов на обязывающие, запрещающие, дозволительные, поощрительные и рекомендательные.

  4. По территории действия на территориальные (один субъект РФ) и межтерриториальные (несколько субъектов РФ).

  5. По времени действия на срочные и бессрочные.

  6. По кругу лиц на действующие на всех либо действующие на отдельные группы юридических или физических лиц.

С учётом федеративного устройства на общефедеральные и устанавливаемые субъектами РФ.




9.Способы реализации норм АП.


4 формы реализации норм АП:

  1. Исполнение – точное следование юридическому предписанию.

  2. Применение – издание индивидуального юридического акта (приказ о назначении на должность)

  3. Соблюдение

Использование – возможность воспользоваться предоставленным правом.

10.Действи норм АП во времени.


По времени действия нормы АП делятся на срочные и бессрочные.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную сил. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.


11.Источники АП, порядок их официального опубликования.


Источники АП – юридические акты государственных органов, в которых содержатся нормы АП.

  1. Акты федеральных органов: законы РФ (К РФ и акты Федерального Собрания РФ – ФКЗ, ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента, постановления правительства и т.д.)

  2. Акты субъектов РФ: законы субъектов РФ (К и законы субъектов РФ) и подзаконные акты (указы президентов и губернаторов, постановления правительства и т.д.)

  3. Акты органов местного самоуправления: распоряжения и решения

Международные акты

12.Административно-правовые отношения, понятие, черты.


Административно-правовые отношения – общественные отношения, регулируемые нормами АП.

Элементы а-п отношений: субъекты, объекты и юридические факты.

Юридические факты – это факты, из которых возникают, изменяются и прекращаются а-п отношения: правомерные и неправомерные действия и события.

Особенности а-п отношений:

  1. В качестве одной из сторон выступает орган исполнительной власти (должностное лицо), наделённый управленческими полномочиями, правом принимать решения, издавать нормативно-правовые акты и применять меры принуждения.

  2. А-п отношения могут возникнуть по инициативе одной из сторон, согласие второй стороны не является обязательным.

  3. Большинство споров решаются во внесудебном порядке путём издания властного одностороннего распоряжения органом исполнительной власти.




1.Задачи административного права как отрасли права.


Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы АП:

  1. Устанавливают формы и методы государственного управления.

  2. Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

  3. Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления.

  4. Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Задачи АП как отрасти права:

  1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

  2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

  3. Защита граждан и общества от административного произвола.


10.Действи норм АП во времени.


По времени действия нормы АП делятся на срочные и бессрочные.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную сил. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.


11.Источники АП, порядок их официального опубликования.


Источники АП – юридические акты государственных органов, в которых содержатся нормы АП.

  1. Акты федеральных органов: законы РФ (К РФ и акты Федерального Собрания РФ – ФКЗ, ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента, постановления правительства и т.д.)

  2. Акты субъектов РФ: законы субъектов РФ (К и законы субъектов РФ) и подзаконные акты (указы президентов и губернаторов, постановления правительства и т.д.)

  3. Акты органов местного самоуправления: распоряжения и решения

  4. Международные акты

12.Административно-правовые отношения, понятие, черты.


Административно-правовые отношения – общественные отношения, регулируемые нормами АП.

Элементы а-п отношений: субъекты, объекты и юридические факты.

Юридические факты – это факты, из которых возникают, изменяются и прекращаются а-п отношения: правомерные и неправомерные действия и события.

Особенности а-п отношений:

  1. В качестве одной из сторон выступает орган исполнительной власти (должностное лицо), наделённый управленческими полномочиями, правом принимать решения, издавать нормативно-правовые акты и применять меры принуждения.

  2. А-п отношения могут возникнуть по инициативе одной из сторон, согласие второй стороны не является обязательным.

  3. Большинство споров решаются во внесудебном порядке путём издания властного одностороннего распоряжения органом исполнительной власти.


13.Виды административно-правовых отношений.


Административно-правовые отношения делятся:

  1. В зависимости от конкретных целей возникновения на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы исполнительной власти)

  2. По характеру юридических фактов на порождённые правомерными или неправомерными действиями

  3. По содержанию на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы права)

  4. В зависимости от особенностей участников отношений.

  5. В зависимости от государственного устройства


14.Субъекты административно-правовых отношений.


Субъекты административно-правовых отношений – наделённые государственными властными полномочиями органы и должностные лица и лица, на которых возложены обязанности.

Субъекты административно-правовых отношений:

  1. Государственные органы и их служащие.

  2. Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения.

  3. Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.


15.Общая характеристика административно-правового статуса граждан РФ.


Административно-правовой статус гражданина РФ – комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закреплённые нормами АП. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного К РФ и ФЗ. Правовое положение граждан РФ определяется объёмом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность).

Виды административной дееспособности:

  1. Полная – с 18.

  2. Ограниченная – с 16.

  3. Частичная – с 7.

Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определённых заболеваний.


17.Система прав и обязанностей граждан, закреплённая нормами административного права.


Права граждан в сфере государственного управления делятся:

  1. В зависимости от механизмов реализации на абсолютные (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их защищают) и относительные права (для реализации нужен акт государственного органа – лицензия, приказ и т.д.)

  2. В зависимости от круга лиц, которым они предоставлены и оснований возникновения на общие (распространяются на все отрасли управления – право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере управления – право на предпринимательство)

  3. По содержанию на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба)

Обязанности граждан в сфере государственного управления делятся:

  1. По степени возможности реализации на абсолютные (возлагаются на всех и не зависят от обстоятельств - налоги) и относительные (возникают из правомерных действий направленных на их приобретение – обязанность собственника автомобиля платить налог)


18.Способы защиты административной правосубъектности граждан. Право на обращение.


Основным гарантом правосубъектности граждан является закон.

Способы защиты административной правосубъектности граждан:

  1. Судебный (жалобы на действия государственных органов).

  2. Административный (внесудебный) – вышестоящие должностные лица рассматривают жалобы граждан и принимают решения.

  3. Обращение (право закреплено К РФ) – индивидуальное или коллективное в государственные органы и органы местного самоуправления.

Виды обращений:

  1. Предложение – привлечение внимания к несовершенству организации и указание способов устранения

  2. Заявление – обращение по поводу реализации права, не связанного с его нарушением

  3. Жалоба – обращение в государственные органы по поводу нарушенного права


19.Право гражданина на общую и специальную административную жалобы.


Правом на общую жалобу обладают все граждане. Обжалованию подлежат действия, нарущающие или создающие препятствия для реализации прав и свобод гражданина, а так же незаконное возложение обязанности или ответственности.

Виды права на общую жалобу:

  1. Право на административное обжалование – в вышестоящую инстанцию

  2. Право на судебное обжалование – в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в удовлетворении жалобы вышестоящим начальством.

Право на специальную жалобу предоставлено – участникам судебных процессов, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.


2.Предмет и метод административного права.


Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методы АП:

  1. Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.

  2. Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

  3. Дозволение - предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.


20.Виды коллективных субъектов.


  1. Государственные организации: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и их объединения

  2. Негосударственные организации: общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры и органы местного самоуправления.


21.Виды, признаки, понятие органов исполнительной власти.


Орган исполнительной власти – организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов исполнительной власти:

  1. Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).

  2. Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

  3. Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.

  4. Образуются и подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

  1. В соответствии с федеративным государственным устройством на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.

  2. По характеру компетенции на органы общей и специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное управление)

  3. В соответствии с организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

  4. По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные.


22.Понятие, значение и виды контроля за деятельностью государственной администрации. Президентский контроль.


Контроль за деятельностью государственной администрации – деятельность субъектов контроля по проверке соответствия действий органов исполнительной власти и должностных лиц установлениям правовых норм, для обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов.

Виды (субъекты) контроля: президентский контроль, судебный контроль и прокурорский надзор.

2 вида президентского контроля:

  1. Непосредственный контроль – подбор кадров на федеральном уровне, право на отмену постановлений и распоряжений Правительства

  2. Контроль через президентские структуры – Администрацию и полномочных представителей (исполнение в федеральном округе постановлений правительства)


23.Формы деятельности государственной администрации.


Формы деятельности государственной администрации – внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами и их должностными лицами в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определённы последствия.

2 вида формправовые (влекут юридические последствия) и неправовые (не влекут юридические последствия).

Правовые формы деятельности государственной администрации – правотворческая (создание и изменение правовых норм) и правопримительная форма (применение существующих правовых норм).

Неправовые формы деятельности государственной администрации – осуществление организационных (разработка программ, контроль)и выполнение материально-технических действий (ведение делопроизводства)


25.Понятие и значение судебного контроля за деятельностью государственной администрации.


Судебный контроль – контроль за законностью издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Значение судебного контроля – правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Субъекты судебного контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.


26.Общая характеристика методов управления.


Методы управления – способы осуществления управленческой функции исполнительной власти и средства воздействия на управляемые объекты.

Методы управления по воздействию на объект делятся на:

  1. Методы прямого воздействия – прямое воздействие на волю; приказной характер; однозначность указаний; наличие административного аппарата, осуществляющего контроль, стимулирующего выполнение и применяющего меры принуждения (широко используются методы внеэкономического принуждения)

  2. Методы косвенного воздействия – косвенное воздействие на волю (создание определённых ситуаций); управомачивающий характер актов власти; возможность выбора вариантов поведения; наличие стимулирующего механизма и механизма правосудия.

Методы управления:

  1. Метод убеждения – воспитательное и принудительное воздействие

  2. Метод принуждения – применение методов принуждения при неправомерном поведении

  3. Метод поощрения – мотивация определённого поведения

  4. Экономический метод – косвенное воздействие на материальные интересы управляемого


28.Правовые акты управления (понятие, особенности).


Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление а-п норм или возникновение, изменение и прекращение а-п отношений в целях реализации административно-управленческих отношений.


29.Административное принуждение: понятие, особенности, виды.


Административное принуждение – средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления.

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Признаки административного принуждения:

  1. Применяется на основании закона.

  2. Осуществляется посредством юрисдикционных, правоприминительных актов.

  3. Носит персонифицированный характер.

  4. Имеет судебное и внесудебное применения.

  5. Применяется для обеспечения общеобязательных а-п норм (правила дорожного движения).

Органы, применяющие административное принуждение:

  1. Исполнительные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в сфере государственного управления.

  2. Исполнительные органы, наделённые специальными полномочиями по осуществлению административной власти (федеральный антимонопольный орган)

Виды административного принуждения делятся:

  1. По целевому назначению на административно-предупредительные меры (используются в целях предупреждения и предотвращения), административно-пресекательные меры (используются в целях прекращения противоправных деяний), меры административной ответственности (за совершение административного правонарушения).

  2. По субъекту принуждения на государственно-правовое и общественно-правовое принуждение.


3.Цели правового регулирования деятельности государственной власти.


  1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

  2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

  3. Защита граждан и общества от административного произвола.


30.Понятие и признаки административной ответственности. Её основания.


Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Признаки административной ответственности:

  1. Административная ответственность устанавливается ФЗ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

  2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

  3. Субъектами административной ответствености являются физические и юридические лица.

  4. Административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчинённых им правонарушителей.

  5. Применение административной ответственности не влечёт судимости и увольнения с работы.


31.Понятие и признаки административного правонарушения (проступка).


Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения: антиобщественность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Элементы состава административного правонарушения:

  1. Объект – общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые законом.

  2. Субъект – лицо, совершившее правонарушение. 2 вида субъектов: коллективный (юридическое лицо) и индивидуальный субъект (2 признака индивидуального субъекта: общие – обязательны для всех – 16 лет; и специальные – отражают особенности субъекта – работник торговли)

  3. Объективная сторона – деяние (2 характера деяния: повторность - одно и то же правонарушение в течение 1 года, длящееся деяние) нарушает, установленные нормами административного права правила

  4. Субъективная сторона – умысел и неосторожность

32.Состав правонарушения: признаки, конструкция.


Признаки административного правонарушения: антиобщественность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Элементы состава административного правонарушения:

  1. Объект – общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые законом.

  2. Субъект – лицо, совершившее правонарушение. 2 вида субъектов: коллективный (юридическое лицо) и индивидуальный субъект (2 признака индивидуального субъекта: общие – обязательны для всех – 16 лет; и специальные – отражают особенности субъекта – работник торговли)

  3. Объективная сторона – деяние (2 характера деяния: повторность - одно и то же правонарушение в течение 1 года, длящееся деяние) нарушает, установленные нормами административного права правила

  4. Субъективная сторона – умысел и неосторожность

33.Система административных взысканий.


Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.

Виды административного наказания:

  1. Предупреждение.

  2. Административный штраф.

  3. Возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

  4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

  5. Административный арест.

  6. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

  7. Дисквалификация.

Виды административного наказания в отношении юридического лица:

  1. Предупреждение.

  2. Административный штраф.

  3. Возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.


34.Принципы наложения взысканий. Законность и целесообразность применения административных взысканий.


Общие правила административного назначения наказания:

  1. Административное наказание назначается в пределах, установленных законом за данное правонарушение.

  2. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершённого правонарушения, личность и имущественное положение виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

  3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершённого правонарушения, финансовое и имущественное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

  4. Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанностей, за неисполнение которых оно было назначено.

  5. Никто не может нести административную ответственность за одно и тоже правонарушение дважды.

  6. При совершении двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них.

  7. Споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда решаются в порядке гражданского судопроизводства.


35.Принципы производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства.


Принципы производства по делам об административных правонарушениях:

  1. Всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

  2. Разрешение его в соответствии с законом.

  3. Обеспечение исполнения вынесенного постановления.

  4. Выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением:

  1. Дел содержащих государственную тайну.

  2. Если этого требуют интересы безопасности участников производства и их семей, близких.

Участники производства по делам об административных правонарушениях:

  1. Компетентные органы и должностые лица: судьи, милиция, административно-надзорные органы, комисси по делам несовершеннолетних, административные комисси и т.д.

  2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; их законные представители; адвокат.

  3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели, специалисты, переводчики, понятые.


36.Рассмотрение дел об административных правонарушениях, как центральная стадия производства по делам об административных правонарушениях, её этапы. Постановление по делу.


Рассмотрение дел об административных правонарушениях начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола о правонарушении. Субъектом административной юрисдикции назначается место и время рассмотрения дела, вызываются участники, принимается решение о прекращении производства по делу при наличии соответствующих обстоятельств.

Этапы:

  1. Подготовка дела к рассмотрению и слушанию.

  2. Анализ собранных материалов, обстоятельств дела.

  3. Принятие постановления, определения.

  4. Объявление постановления и подписание определения.

2 вида постановлений:

  1. О назначении наказания

  2. О прекращении дела


38.Административная юстиция, её признаки, значения и виды.


Административная юстиция – как отрасль управления выполняет задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений.

Система органов юстиции: Министерство Юстиции и его органы.

Задачи органов юстиции: правовое обеспечение деятельности Президента и Правительства РФ; координация нормотворческой деятельность органов исполнительной власти; руководство УИС; регистарция отдельных видов юридических лиц и т.д.


39.Значение, правовая основа и виды административного пресечения.


Административное пресечение - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Виды административного пресечения:

  1. Меры, применяемые к нарушителю физическому лицу: требование прекратить противоправные действия, физическое воздействие, задержание, применение специальных средств.

  2. Меры, применяемые к нарушителю юридическому лицу: : требование прекратить противоправные действия, преостановление деятельности предприятий и их закрытие, отказ в выдаче, приостановление или анулирование лицензии

  3. Меры имущественного характера: изъятие

  4. Меры технического характера: преостановление эксплуатации автотранспортных средств

  5. Меры эпидемиологического характера.

  6. Меры финансово-кредитного характера: арест счёта.


4.Понятие и содержание управления, социального и государственного управления.


Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей. Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.

Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.

Государственное управление (разновидность социального управления) исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.


41.Паспортная система РФ. Её задачи. Паспорт – основной документ гражданина.


Паспортная система РФ – совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, регистрационного учёта граждан. “Положение о паспорте РФ” от 08.07.1997. Все граждане, достигшие 14 лет, обязаны иметь паспорт.

Паспорт – основной документ, удостоверяющий личность гражданина и его принадлежность к российскому гражданству, которое предполагает, что гражданин обладает комплексом прав и свобод, установленных законодательством и гарантируемых К РФ.


42.Административный надзор, его особенности, содержание. Субъекты его осуществляющие.


Административный надзор – разновидность государственного контроля за соблюдением норм и общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах, осуществляемый в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Субъекты административного надзора – органы федерального надзора и государственные инспекции.

Особенности административного надзора:

  1. Надведомственный характер – отсутствие соподчинённости между субъектами и объектами надзора.

  2. Право субъектов надзора применять меры административного принуждения.

Субъекты административного надзора наделены полномочиями по предупреждению (проверки) и пресечению (принудительное прекращение) правонарушений, по привлечению к ответственности виновных лиц, по нормотворчеству.


44.Административная подведомственность. Её значение и уровни.


Административная подведомственность – контроль органов исполнительной власти за законностью и дисциплиной в системе подведомственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

3 вида контроля:

  1. Общий – осуществляется Правительством РФ (за федеральными министерствами), правительствами республик и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

  2. Ведомственный – осуществляется органами отраслевой и межотраслевой компетенции (МПС РФ)

  3. Надведомственный - осуществляется органами межотраслевой и отраслевой компетенции.


45.Понятие и типы службы в обществе. Виды государственной службы.


Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственный служащий – гражданин РФ, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе.

Государственная должность – должность в государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа.

Виды государственной службы в соответствии с принципом федерализма:

  1. Федеральная государственная служба РФ

  2. Федеральная государственная служба субъектов РФ

Виды государственной службы делятся:

  1. В зависимости от вида государственной власти на службу в представительных органах, судебных органах, органах исполнительной власти и иных органах.

  2. В зависимости от квалификационных разрядов на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы


46.Понятие и принципы государственной службы


Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Принципы государственной службы:

  1. Верховенство К РФ и ФЗ над иными нормативными правовыми актами.

  2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

  3. Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами.

  4. Разделение властей.

  5. Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

  6. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе.

  7. Гласность.

  8. Ответственность государственных служащих за принимаемые решения.

  9. Внепартийность государственной службы.


47.Поощрение как метод действия государственной администрации. Способы поощрения.


Поощрение – способ воздействия, который мотивирует, людей на совершение поступков, полезных с точки зрения поощряющих.

Особенности поощрения:

  1. Основанием является заслуга или деяние, положительно оцениваемое субъектом власти.

  2. Поощряется совершённое деяние.

  3. Носит персонифицированный характер.

  4. Носит моральный или материальный характер.

Способы поощрения делятся:

  1. В зависимости от оснований на абсолютные (выполнение гражданского долга) и относительные (смягчающие основания - раскаяние)

  2. В зависимости от правовой основы на формальные (регламентировано правовыми нормами и оформляются актом)и неформальные (публичная похвала)

  3. По содержанию на моральные (грамота), материальные (премия), статусные (изменяют правовой статус – заслуженный юрист), смешанные.

  4. По кругу лиц на индивидуальные и коллективные


5.Особенности и признаки государственного управления.


Государственное управление (разновидность социального управления) исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

Признаки государственного управления - организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.


6.Функции государственного управления.


  1. Разработка и реализация государственной политики.

  2. Установление организационных основ хозяйственной жизни.

  3. Управление государственными учреждениями.

  4. Регулирование функционирования негосударственных учреждений.

  5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц.

  6. Осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.


7.Понятие, признаки и структура административно-правовых норм.


Административно-правовая норма – норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Признаки норм административного права.

Нормы административного права устанавливают компетенцию, регулируют и регламентируют деятельность исполнительной власти, а так же определяют порядок взаимодействия между субъектами управления.

Структура административно-правовой нормы:

  1. Гипотеза – условия действия.

  2. Диспозиция – предписания, дозволения и запреты.

  3. Санкция – меры воздействия.


8.Виды административно-правовых норм.


Административно-правовые нормы делятся:

  1. По содержанию и регулированию общественных отношений на общие (все сферы отношений) и специальные (конкретные отношения).

  2. По предмету регулирования на материальные (права, обязанности и ответственность участников регулируемых отношений) и процессуальные (способы, порядок, процедуры реализации государственного управления).

  3. По предмету воздействия на субъектов на обязывающие, запрещающие, дозволительные, поощрительные и рекомендательные.

  4. По территории действия на территориальные (один субъект РФ) и межтерриториальные (несколько субъектов РФ).

  5. По времени действия на срочные и бессрочные.

  6. По кругу лиц на действующие на всех либо действующие на отдельные группы юридических или физических лиц.

  7. С учётом федеративного устройства на общефедеральные и устанавливаемые субъектами РФ.


9.Способы реализации норм АП.


4 формы реализации норм АП:

  1. Исполнение – точное следование юридическому предписанию.

  2. Применение – издание индивидуального юридического акта (приказ о назначении на должность)

  3. Соблюдение

  4. Использование – возможность воспользоваться предоставленным правом.