Реферат: Аминистративная ответственность - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Аминистративная ответственность

Рефераты по административному праву » Аминистративная ответственность

Министерство образования Российской федерации

Ставропольский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного и международного права

 

Курсовая работа

по предмету: «Административное право»

 

на тему: «Административная ответственность»

Выполнил:                       студент 3 курса   

                    34 группы  очного отделения

                    Корчагин Н.C.

Проверил:                           доцент, к.ю.н.

                  Кудряшов К.В.

 

Ставрополь-2002г.

 

Содержание

1. Введение                            

2.Административная ответственность: понятие, соотношение с инными видами  юридической ответственности

3.Основания возникновения административной ответственности , ее принципы. Соотношение  административной ответственности и административного наказания

4.Структура Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Источники законодательства об административной ответственности

5.Административное правонарушение:понятие состав, отграничение  от  преступления

6.Виды административных правонарушений, их классификации

7.Заключение

Введение

         Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

         Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав, правил заключения договоров, неуважение к суду и т.д.).

         Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше  признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.

         Сказанное выше подчеркивает важный вывод: административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц, непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку проникают во все без исключения сферы жизни и управления.

         Названные преобразования, коренным образом изменившие облик страны, с учетом, конечно, и других факторов и условий, являются главным побудительным мотивом, обусловившим необходимые разработки и принятие нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ – это новый и крупны этап на пути демократизации и гуманизации российского законодательства об административных правонарушениях. Принятие нового КоАП РФ оказало огромное влияние на понятие административной ответственности, ее принципов и т.д. Вышеизложенное вызывает интерес к рассматриваемой проблеме. В работе материал представлен, а точнее   сделана попытка изложить указанную тему в соответствии с принятым КоАП.

2.Административная ответственность: понятие, соотношение с иными видами юридической ответственности.

Административная ответственность – активный элемент исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»[1].

Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют в внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

Административная ответственность как и вообще всякая юридическая ответственность, - это философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность можно охарактеризовать как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»[2].

Итак, административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого, уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования – уголовные физические – лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается обстановка отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать  в качестве граждан должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.

в) за административное правонарушение предусмотрено административное взыскание, за преступление – уголовное наказание, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц; исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями) Уголовные наказания – только судом; дисциплинарное взыскание - органами и должностными лицами наделенные дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в определенных случаях – в администрационном порядке;

д) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами неподчиненных им правонарушителей. Поэтому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном порядке подчинении вышестоящим органам должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб его работнику и т.д.).

е) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течении установленного срока;

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – как правило, в порядке гражданского и арбитражного производства.

Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, общим для всех ее видов является то, что она наступает при наличии правонарушения. А вот для того, чтобы определить возможность наступления именно административной ответственности, необходимо выяснить сам характер допущенного нарушения. Для каждого вида ответственности характерно наличие самостоятельного  фактического основания ее применения. Вместе с тем хочу еще раз подчеркнуть некоторые важные моменты для квалификации правонарушений.

Во-первых, законодательством предусмотрена замена в определенных случаях мер административного наказания мерами общественного воздействия или виновное лицо вообще может быть освобождено от административной ответственности и применены меры морального характера (усиленное замечание). Во-вторых, в ряде случаев к лицам, совершившим административное правонарушение, могут быть применены меры дисциплинарного характера. В-третьих, административное правонарушение иногда может повлечь за собой не только административное, но и дисциплинарное наказание, а также применение высших санкций.

Таким образом: «в нашем государстве создана гибкая система реагирования на различные административные правонарушения с учетом их характера и личности нарушителя».1

1.Ушацкая А.А.  Административное правонарушение и ответственность за их совершение.- Рига. 1988г. с.44

3.Основание возникновения административно ответственности, ее принципы. Соотношение административной ответственности и административного наказания.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административными нарушениями. Оно может лишь совершено виновно или невиновно.

Действующее законодательство закрепляет принципы, что индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица несут ответственность) несут ответственность только за виновные действия  - административные правонарушения. Что же касается организаций, то они отвечают за ряд административных правонарушений независимо от того, виновны ли они. Субъекты решающие вопросы об их ответственности не обязаны выяснять, доказывать наличие вины. Организации в таких случаях несут ответственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Например, в ст. 62 Федерального Закона РФ «об использовании атомной энергией» от 21.11.95 указано: «Организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, в случае нарушения норм и правил в области использования атомной энергии или условий выданных органами государственного регулирования безопасности разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, если этими нарушениями причинен или мог быть причинен вред здоровью физических лиц или окружающей среде, подвергаются штрафу налагаемому в административном порядке органами государственного регулирования безопасности»1. Это называется объективным вмешательством. От ответственности за неисполнение обязанности в таких случаях освобождает  только действие непреодолимой силы. Привлечение к административной ответственности за сам факт совершения административного правонарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности, в том числе к лицам, занимающимся ею без образования юридического лица.

В Таможенном Кодексе РФ сказано: «Предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение наложенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло в следствии действий непреодолимой силы» (ч.6 ст.231 ТК РФ). По Таможенному Кодексу РФ ответственность независимо от наличия вины несут не только организации, но и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

По действующему законодательству общее основании привлечения к административной ответственности объектов – административное правонарушение, а коллективных субъектов в ряде случаев – просто административное нарушение.

Административное нарушение может быть виновным, или объективно противоправным. И если к ответственности на основании Таможенного Кодекса РФ привлекается организация, наличие или отсутствие не имеет юридического значения.

Ст. 2.1. КоАП РФ гласит: «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения, или являются: а) антиобщественностью; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяния. Это акт волевого поведения. Он включает в себя два аспекта поведения действия либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (прав охоты, неостановка транспортного средства, но требованию уполномоченного лица ГАИ и т.д.)

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности и т.д.) часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (нарушение правил охраны водных ресурсов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, обществу и государству. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Административное правонарушение – это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными наказаниями. Действующее законодательство не допускает аналогии закона, противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. «Лицо, - провозглашено в ст. 1.6. КоАП РФ, - привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как не основаниях и в порядке, установленном законом». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило нарушение предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или иного нормативного акта. В США же, администрация не имеет права самостоятельно принудить частное лицо к исполнению приказа, если оно оказывается его выполнять. В американской системе права таким полномочием наделяет исключительно суды.

«Подобное положение в области административных санкций закреплено в США IV поправкой к Конституции (иммунитет от необоснованных обысков и арестов), другими ее положениями и иными федеративными законами, а также конституциями и законами штатов и рассматривается в качестве одного из средств борьбы с бюрократией».1

Таким образом, деяние, не являющееся противоправным не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность – деяние означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для гражданина.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Компетентные государственные органы, однако, вправе налагать административное наказание и передать материалы на рассмотрение 1общественной организации или трудового коллектива, ограничится замечанием, если с учетом характере совершенного правонарушения и личности правонарушителя к кому целесообразно применять меру общественного воздействия.

Реализация административных санкций не обязательно  соответствует административному правонарушению, но возможность их применения является его обязательным свойством. Названный признак присущ основной массе рассматриваемых правонарушений, но не всем. Исключение установлено, например, ст. 2.5., «Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов». КоАП РФ. На основании дисциплинарных уставов на виновных налагаются дисциплинарные наказания, но это не преобразует административные деликты в дисциплинарные. Нужно отметить, что в ФРГ санкции выносятся специальными судами. Иначе обстоит дело, как правило, во Франции; существуют исключения, в частности для преподавателей, которые подсудны дисциплинарным судьям, состоящим из преподавателей; их судят коллеги в качестве суда первой инстанции, а апелляционной инстанцией будет выступать Высший совет национального образования. Меры принятые таким путем в юрисдикционно-контрольной форме, затем передаются из рассмотрения Государственного совета, но уже посредством подачи кассационной жалобы, в то время как в отношении других дисциплинарных мер подается обычная жалоба по поводу превышения власти.11

Административная ответственность базируется на следующих причинах: законности, целесообразности ответственности, ответственности за вину, неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализации мер ответственности, гуманизма, гласности.

С одной стороны административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения определяющего его юридическую природу. В установленном законодательством случае, для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправнымим последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и .т .д.

4. Структура Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Источники законодательства об административной ответственности.

Характеризуя новый Кодекс, следует иметь в виду, что со времени принятия Кодекса РСФСР от административных правонарушений (принят Верховным Советом РСФСР 20.06.84) прошло 17 лет. За этот чрезвычайно длительный период в России осуществлены исторического характера политические и социально-экономические преобразования, коренным образом применившие облик страны. Именно название преобразования с учетом конечно и других факторов и условий являются главным побудительным мотивом, обусловившим необходимость разработки и применения нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Прежде чем переходить к рассмотрению основных черт и особенностей нового Кодекса, следует подчеркнуть плодотворный и конструктивный характер Кодекса РСФСР 1984 г. и основанного на нем всего законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности, успешно функционировавшего в течении 17 лет, конечно с учетом того, что в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях постоянно, по мере необходимости, вслед за изменяющимися экологическими и социальными условиями вносились существенные изменения и дополнения, что позволяло в определенной степени поддерживать его соответствие действительным условиям и ситуациям социально-экологической жизни России.

Административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку протекают во все без исключения сферы и области жизни, управления. Этот вывод четко вырисовывался после ознакомления с особенной частью Кодекса, забегая вперед, выделяем этот важный аспект.

Достаточно сказать, что особенная часть КоАП РФ начинается с характеристики административных правонарушениях, посмеющих на праве граждан (гл.5) продолжается в гл.6, посвященной административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, и далее развивается в глвах – 7 и 8 и других – об административных правонарушениях в области охраны собственности, окружающей природной сферы и природоиспользования, а также в других основных сферах и отраслях публичного управления.

Таким образом, имеющих в особенной части КоАП РФ подчеркнута особая по существу всеохватываемая и возрастающая по мере усложнения рыночная экономика и социальной инфраструктуры актуальность проблемы административных правонарушений.

В КоАП РФ перенесен центр тяжести на защиту прав граждан, перемещен акцент охраны интересов государства на защиту прав, законных интересов, свобод гражданина, человека, что придает новому Кодексу черты подлинно демократического закона с внутренне присущими ему глубоко гуманистическими сущностью и направленностью.

Эта отличительная особенность видна не только на примере особенной части нового Кодекса. В не меньшей степени она проявляется в разделе 1. «Общее положение» в частности, в ст. 1.4. – принцип равенства перед законом; 1.5. - принципе невиновности, диапозон действия которой новым Кодексом значительно рассматривается, она применяется в сфере административных правонарушений; 1.6. – обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Так, ч.3 данной статьи предусматривает, что применение мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействия), унижающие человеческое достоинство.

Большое внимание в КоАП РФ уделено общим вопросам построения (структуры) Кодекса, разграничению предметов ведения РФ в области законодательства об административных правонарушениях. В частности, в ст. 1.3. Кодекса к ведение РФ отнесено установление общих положении принципов законодательства об административных правонарушениях : перечня видов административных наказаний, правил их применения и др.

         Кодекс РФ об административных правонарушениях единственный кодифицированный акт административного правового значения. В нем  приведен в определяющую систему нормативной правовой  материал составляющий институт административной ответственности.  Тем самым осуществлено упорядочивание значительного массива действующих административно правовых норм различного уровня.

         Новый кодекс административно правонарушений в целом воспринял структуру  кодекса административных правонарушений 1984г. те же пять разделов содержащих, как и ранее 32 главы. Тем немение некоторые усовершенствования можно обнаружить и в структурном плане главным образом они касаются расположения нехороших для КоАП позиций. Раньше искусственно  проводятся “водораздел” между общими положениями и общей частью КоАП, в силу чего единичные нормы концепуального характера расположились в двух разделах кодекса.  Сейчас весь нормативный материал подобного рода в полном соответствии с логикой обьединен в раздел I “Общие положения”. Это дает возможность до ознакомления с видовым разнообразием административных правонарушений получить целостное представление об их законодательной трактовке.

Теперь КоАП имеет следующую структуру.

Раздел I «общие положения» методологический самый важный (в прежней редакции – самый устаревщий). В нем зафиксирован современный подход к пониманию обьема законодательства об административных правонарушениях ; определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях  в круг субьектов административной  ответственности введены юридические лица; терминологически административные взыскание трансформировались  в административные наказания; усовершенствована их система (упразднены исправительные работы, введен новый вид наказания – дисквалификация).

         Раздел II «Особенная часть» наиболее   развернутый  структурный  элемент кодекса, содержащий систему административных правонарушений, группируемых по определенным сопредельным признакам (например: посягательство на права граждан в области охраны собственности , в области предпринимательской деятельности  и т.д.). В отличии от КоАП 1984г.теперь этот раздел включает  не 10 а 17 глав. Количество конкретных составов административных правонарушений с 273 возрасло до 402.

         Раздел III «Суда, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержат нормы, определяющие с учетом присечений в сфере реализации исполнительной власти систему названных субьектов, наделяемых юридически -властными полномочиями, а также обьем их компетенции в отношении конкретных правонарушений и нарушений , т.е. подведомственность дел об административных правонарушениях.

         Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях», содержащих административно - процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения  разрешения дел об административных правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока еще не разработаны реальные проекты административно- процессуального законодательства, подобные УПК, ГПК и АПК.

         Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» повещен основам административно- исполнительного производства.

         КоАП – это законодательный акт, в котором обьединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие определенную область общественных отношений. Являясь законодательным актом, он обьединил правовые нормы,  регулирующие общественные отношения, складывающиеся в разлчных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида правонарушений - административных правонарушений и по поводу применения особого вида юридической ответственности  за их совершение- административной ответственности11.

         Сложность и многообразие административно- правовых норм, обуславливающих значительное разнообразие источников законодательства от административной ответственности.

         Рассмотрим основные источники законодательства об административной ответственности.

1.         Конституция Российской Федерации Конституция в широком смысле - основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей.

Значительная часть правовых норм содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником законодательства об административной ответственности. Это например, ст. 110-117, ч2 ст77; ч1,2,3 ст. 78 определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполняющей власти.

         Нормы содержащиеся в Конституции ( например те которые указаны выше), являются прежде всего нормами конституционного и одновременного административного права. С принятием конституций республик в составе РФ конституционная база (форма) источников законодательства об административной ответственности.

1.         Федеральные конституционные законы, федеральные законы. К числу федеральных законов относится: федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13.10.1995г. ; Федеральный закон «Об организации федеральной службы безопасности» от 03.04.1995г. ; федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996г. и д.р.

2.         Нормативные указы Президента РФ. Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права в том числе и законодательстве об административной ответственности. Например, указ Президента РФ от 30.09.1992г. посвященный федеральным органам исполнительной власти.

3.         Нормативные постановления Правительства РФ . Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти издает правовые положения и иные акты , содержащие административно правовые нормы либо целиком посвященные административно- правовым вопросам. Например, Положение о Министерстве труда и социальном развитии Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства РФ 23.04.1997г.)

Помимо перечисленных источниками законодательства об административной ответственности являются - общие правила,  положения и другие акты издаваемые Правительством РФ, например, Правила банковского обслуживания населения, правила оказания услуг общественного питания.

4.         Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комиссиями, федеральными службами, российскими агенствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти. При том неприменном условии, что в названных актах содержится административно-правовые  нормы , которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют  подведомственный характер, также акты содержащие административно- правовые нормы подведомственного характера издают например Министерство финансов РФ , Министерство здавоохранения РФ и др.

Среди источников законодательства об административной ответственности важную роль  играют комплексные законы - кодексы, например Кодекс РФ об административных правонарушениях. Таможенный кодекс РФ , Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, который содержит значительное количество норм административного права. В частности , главе 63 Таможенного кодекса РФ называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушение, производство по делам о них расследование этих дел». В Трудовом кодексе РФ являющихся фундаментом трудового законодательства и трудового производства , содержатся административно- правовые нормы глава «Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь нормами трудового права,  названные нормы теснейщим  образом связаны с законодательством об административной ответственности.

         Необходимо подчеркнуть роль источников законодательстве об административной ответственности на уровне субьектов РФ , издаваемых организациями государственной власти нормативных актов, содержащихся административно- правовые нормы . К этим актам относится конституционные и иные нормативные акты республик в составе РФ ; уставы и законы краев и областей , городов федерального значения , автономных областей , автономных округов, а также постановлений и  распоряжений  глав администраций данных субьектов РФ . В частности в соответствии со ст11  Устава (основного закона) Ставропольского края  все органы государственной власти и органов местного самоуправления , должностные лица, граждане и их обьединения на территории  Ставропольского края , обязаны соблюдать устав (основной закон) Ставропольского края, законы Ставропольского края . Таким образом очевидны перспективы работ по систематизации законодательства об административной ответственности .

4. Администратиное правонарушение : понятие, состав, отграничения от преступления .

«В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ - Административным правонарушением признается противоправное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим  кодексом или законами субьектов  РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность»

Это качественно новое определение административного правонарушения, отличающее от данного в Кодексе РСФСР об администратиных правонарушениях 1984 года.

Во-первых, в новом Кодексе такое правонарушение определялось не как безликое, неизвестно как совершенное действие (бездействие) физического или юридического лица, т.е. четко указаны субьекты административного правонарушения.

Во-вторых в новом кодексе говорится  о административной ответственности  за действие (бездействие ) предусматривающие не только КоАП РФ,но  и законами субьектов Российской федерации. Таким образом, серьезно расширен круг участников (субьектов), формирующих юридические нормы об административной ответственности за административные правонарушения.

Для понимания сущности административного правонарушения- необходимо определить юридический состав административного правонарушения , т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

Состав правонарушения включают в себя следующие элементы : обьект, обьективная сторона , субьекты , субьективная сторона.

Обьектом правонарушения является общественное отношение, которое охраняется административным правом

Формы выражения качественных обьектов могут быть различные : порядок управления, собственность принципы и правила хозяйстования, общественный порядок и т.д.

Обьективная сторона проступка – это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях становит в зависимость от времени, места, способа, характере совершенного деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия:

-неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений.

- повторность – совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному наказанию.

         - длящееся правонарушение- деяние сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности, является единственным независимо от продолжительности.

         Различие длящегося и продолжаемого правонарушения заключаются в том, что продолжаемый поступок – это несколько действий, каждое из которых является проступком, как правило, они объединены умыслом.

         Субъектами административного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенного возраста физические лица и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например, водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

         Принято различать два вида субъектов административного правонарушения:

1)   Индивидуальный – граждан и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

2)   Коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения кроме таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, природоохранительное и т.д.

Впервые КоАП закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридического лица, но ни в одном из них юридическое лицо определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица. Наличие в КоАП норм об ответственности юридических лиц – результат законодательной практики 90-х годов прошедшего века. Уже с этого времени: «законодатель стал постепенно отказываться от  правил о невозможности административной ответственности юридических лиц, вводя различного рода исключения применительно к определенным сферам хозяйственной деятельности»1 Дела об административных правонарушениях с участием юридических лиц стали рассматриваться в арбитражных судах на основании норм специальных законодательных актов (законе о возможном регулировании и возможном контроле, законе РФ «об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 21.12.91 и т.д.).

         В настоящее время в соответствии с ч. 2. ст. 2.1. вина юридического лица признается ,в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечивать соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах, например, ст. 14.7 предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.

         Существуют два вида признаков субъекта, административного правонарушения:

1)   Общие - признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности, вменяемость и достижение на момент совершения правонарушения , 16-летнего возраста.

2)   Специальные - признаки, отражающие особенности труд, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо, находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности, иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане, военнослужащие.

Субъективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоположному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

         Неосторожность – это административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, по легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и  могло было их предвидеть.

         Различаются две формы неосторожной вины:

-     легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединяемое с самонадеянным расчетом их предотвратить.

-     небрежность – непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемы казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности.

При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деления. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. «... многие административные правонарушения не влекут за собой вредных последствий, и ответственность наступает за сам факт нарушения правовых норм, что можно сделать только умышленно»

         Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный государственный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.

         Принципиально важным является вопрос отличия административного правонарушения от преступления. Вызвано это тем, что, на практике некоторые административные правонарушения тесно граничат с преступлениями, а при определенных условиях, например повторности, «переходит в них». Это вызывает сложности при квалификации правонарушений.

Преступление Административное правонарушение
1. Представляют собой виновно совершенное общественно опасное деяние запрещенное только УК (ст 14 УК) 1. Представляет собой виновное деяние запрещаемое не только КоАП, но и законами Субъектов РФ (ст. 2.1. КоАП)
2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК) 2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физические и юридические лица (ст. 2.1. КоАП)
3. Различают особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК) 3. Административное правонарушение не делится на категории по степени тяжести.
4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК) 4. По общему правилу неоднократность административного правонарушения не учитывается
5. Учитываются совокупность и рецидив преступления (ст. 16, 17 УК) 5. Для административного правонарушения не характерны ни рецидив, ни совокупность.
6. В ряде случаев субъектом преступления признаются физические лица и в возрасте 14 лет. 6. Минимальный возраст физического лица – субъекта административного правонарушения составляет 16 лет.
7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК) 7. КоАП не делит административное правонарушение на оконченное или не оконченное. Это объясняется тем, что состав административного правонарушения чаще всего «формальный» (т.е. не обязательно наступление вредных последствий).
8. Влечет уголовное наказание Влечет административного наказание
9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, крайняя необходимость обоснованный риск, исполнение приказа и ряд других обязательств (ст. 37-42 УК). 9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7. КоАП).

         Таким образом, административное правонарушение, признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание.


5. Виды административных правонарушений

их классификации.

         Особенная часть КоАП РФ подразделяется ан главы, объединяющие группы одинаковых проступков, в зависимости от видов подлежащих защите общественных отношений.

         КоАП содержит группирование (деление) административных правонарушений по основным сферам (отраслям) управления деятельности. Всего 17 глав, их них большинство новых либо значительно обновленных.

         В Кодексе РСФСР 1984 г. всего 10 глав в составляющих Особенную часть.

         Глава 5. «Административные правонарушения, посягающие на права граждан, состоящие из 44 ст. Гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность - 4 ст. Гл. 7. «Административные правонарушения в области охраны собственности» - 28 статей. Гл. 8 Административные правонарушения в области охраны окружающей природной сферы и природопользования – 40 ст. Гл. 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве, ветеринарии и мелиорации земель – 14 ст. Гл. 11. Административные правонарушения в транспорте – 29 ст. Гл. 12. Административные правонарушения в области дорожного движения – 36 ст. Гл. 13. Административные правонарушения в области связи и информации- 23 ст. Гл. 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности – 25 ст. Гл. 15. Административные правонарушения в области финансов налогов и сборов рынка ценных бумаг – 26 ст. Гл. 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) – 22 ст. Гл. 17. Административные правонарушения, посягающие институты государственной власти – 13 ст. Гл. 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. – 14 ст. Гл. 19 Административные правонарушения против порядка правления – 25 ст. Гл. 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок общественную безопасность – 27 статей. Гл. 21. Административные правонарушения в области воинского учета – 7 ст.1

         В качестве примера охарактеризуем содержание гл. 14, 17 нового Кодекса.

Ст. 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в качестве юридического лица – влечет наложению штрафа в размере от пять до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

         2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (также лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложению административного штрафа в размере от двадцати  до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и  или без таковой; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства сырья или без таковой; не юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства сырья или без таковой.

         3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложению административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати  минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

         В практике возникает вопрос: чем отличается административное правонарушение, предусмотренное в ч. 1-3. ст. 14.1., от состава уголовного преступления предусмотрительно в ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») объективной стороной.

         «Для состава этого преступления характерно наличие таких последствий, как причинение крупного ущерба – либо извлечение дохода в крупном (особо крупном) размере. Административная же ответственность наступает и при отсутствии таких последствий11».

         Ст. 147. Обман потребителей.

         Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), - влечет наложению административного штрафа на граждан в размере от пять до десяти минимальных размеров оплаты труда; не должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; их юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

         Другие важные правовые нормы содержаться в статье 148.-14.25 КоАП РФ.

         Чрезвычайно актуальной и во многом новой является гл.17.-административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Значимость данной главы обусловлена тем, что она по существу касается защиты основ конституционного строя России (ст. 16 Конституции РФ) и правового статуса личности в РФ (ст. 64 Конституции РФ).

         Например, ст. 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

1.   Невыполнение должностным лицом, государственным органом, органом местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности – влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда

2.   Несоблюдение должностными лицами установленных предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращение) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Ст. 17.2. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

         Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеративным конституционным законом «об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а равно воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме – влечет наложению административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

         Значительное внимание в этой главе уделено определению и конкретизации административной ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности (ст. 17.13); незаконные действия по отношению к государственным символам РФ (ст. 17.10); воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст. 17.8).

         Эти и другие статьи гл. 17 находятся в органической связи в первую очередь с гл. 5 – административные правонарушения, посягающие на права человека, а также с другими главами КоАП РФ.

         Можно сказать, что в особенной части нового КоАП РФ произошло расширение перечня административных правонарушений в различных областях жизни, управления, введения новых традиций и глав в особенную часть КоАП РФ.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Ответственность – понятие классовое. В каждом конкретном случае определяется и реализуется с учетом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни.

         Можно выделить два аспекта понимания ответственности и ее реализации:

         Первый связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией поведения), соответствием своего поведения социальным обязанностям, как общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не убивать и т.п.); ее условно называют активной, перспективной ответственностью.

         Второй ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и его результатов, последствий, т.е. ответственность за содеянное. По времени также ответственность является ретроспективной. Данная ответственность носит правовой характер и является предметом изучения юридических наук.

         Административная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная, устанавливается государством посредством издания правовых норм; нарушений (неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения взыскания и его исполнения определяется государством.

         Административная ответственность в юридической литературе рассматривается как следствие правонарушения.

         В административном праве под административной ответственностью принято принимать ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях прямо предусмотренных законом народным судом (народными судьями), за нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций.

         Исходя из изложенного, в качестве характерных черт (признаков) административной ответственности можно выделить следующее:

1)   наступает при совершении лицом правонарушения;

2)   устанавливается преимущественно нормами административного права;

3)   субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане и должностные лица)

4)   поступает во внесудебном порядке;

5)   порядок наложения взыскания регламентируется административно-процессуальными нормами;

6)   не влечет последствий в виде судимости;

7)   играет важную роль в профилактике преступлений.

Следовательно, административная ответственность – это предусмотренная нормами административного права обязанность лица отвечать за свое неприкосновенное деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном законом порядке.

         А принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) явилось первым решительным шагом на пути по упорядочению российского законодательства об административных правонарушениях. Приведение в стройную систему норм права, касающихся совершенства правонарушений в различных сферах деятельности, несомненно, облегчат задачу правоохранительных и правоприменительных органов.

Список используемой литературы


1.   Конституция РФ.

2.   Устав Ставропольского края  от 29 сентября 1994г.// БД  Консультант-Плюс: ставропольской выпуск.

3.   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ

4.   Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) от 20июня 1984г.

5.   Таможенный кодекс РФ ред. От 30. 06. 02г.

6.   Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г.

7.   Уголовный кодекс РФ –М. 2001г.

8.   Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Тропинина Б.Н.  М., 1994г.

9.   Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под. Ред.  Кудрявцева Ю. В. СПС «Гарант».

10.      Постатейный комментарий  к Конституции РФ / Под. Ред. Окунькова Л.А. СПС «Гарант».

11.      Комментарий  к  Кодексу Российкой Федерации об Административных правонарушениях / Под ред. Гуева А.Н.– М. 2002г.

12.      Постатейный комментарий  к Кодексу об Административных правонарушениях /Под. ред.Козлова М.Т. –М.2002. с.253.

13.       ФЗ  РФ от 21.11.95. «Об  использовании атомной энергии» // Административное законодательство РФ. – М 2000 – с.340 343.

14.      ФЗ  «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» от  13.10.95. // Законодательство РФ . –2000г.

15.        ФЗ «Об организации федеральной службы безопасности» от 03.04.95.№40-ФЗ (ред. от 25. 07.2002.)/ Б.Д. Консультант-плюс.  

16.      ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.1996.  №5-ФЗ   (ред. от  07.11.2000) / Б.Д. Консультант-плюс.

17.      Постановление Правительства РФ от 23.04. 97. №480 (ред. от 16. 09.2002) «Об утверждении положения  о  министерстве труда и социального развития РФ»  Б.Д. Консультант – плюс.

18.      Административная ответственность юридических лиц за правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта , алкогольной  продукции // Законодательство . декабрь 2001.№12/СПС «Гарант».

19.      Адушкин Ю., Жидков В. Дисциплинарная и административная  ответственность судей;за и против// Российская юстиция . ноябрь 2001. №11/СПС «Гарант».

20.       Административное право  зарубежных стран. –М., 1996г.

21.      Брэбан Г.  Французкое административное право – М ., 1988г.

22.      Баландин А.А. Административная ответственность должностных лиц организаций за нарушения в налоговой сфере // Российский налоговый курьер. Октябрь 1999./СПС «Грант»

23.      Бурсулая Т.Д. Административная  и уголовная ответственность должностных лиц организаций за нарушения в налоговой сфере //Консультант бугалтера. Октябрь 2001.№10 СПС «Гарант».

24.      Государственная дисциплина и ответственность. – Л., 1990.

25.      Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2001г.

26.      Ковешников Е.М. Государственноеи и местное самоуправление в России: теоретико – правовые вопросы взаимодействия. М., 2001.

27.      Ушацкая Л.А. Административное правонарушение и ответственность за их совершение.- Рига. 1998.

28.      Халфина Р.О. общее учение о правоотношении.- М. 1999.

29.      Хашепушенко И. Шеленков С. Привлечение к административной ответственности : новеллы и  возможные проблемы правоприменения//Юрист.- 2002.,№4 с.47-51.

30.      Юсупов В.А. Теория  административного права.- М., 1985г.



[1] Халфина Р.О.  Общее учение о правоотношении.-М. 1999г.

[2] Юсупов В.А. Теория административного права. – М., 1985. – с. 112.

1 Аминистративное  право зарубежных стран.- М. 1996.с.27.

1 Брэбан Г. Французкое административное право .-М.1988. с.319.

1 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М .2002- с.43.

1 Хашепуленко И. Шеленков С.  Привлечение к административной ответственности  за  нарушение законодательства: новеллы и возможные проблемы правоприменения // Юрист .- 2002 , 4. С.27

1 Габригидзе Б.М. Чериявский А.Г.  Административное право.- М. 2002 –с.235.

1 Гусев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях. –М.2002 –с.453