Реферат: Криминалистическая характеристика ДТП - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Криминалистическая характеристика ДТП

Рефераты по государству и праву » Криминалистическая характеристика ДТП

План:

1. Введение.

2. Криминалистическая характеристика ДТП.

3. Обстоятельства подлежащие установлению и доказыванию.

4. Первоначальные следственные действия.

4.1. Осмотр места ДТП, транспорта и трупа.

4.2. Допрос свидетелей и потерпевших.

4.3. Допрос подозреваемого.

4.5. Судебные экспертизы.

5. Список литературы.

Введение .

В 1414 году произошло дорожное происшествие при котором пострадал папа Иоанн, направлявшийся на Константинопольский собор. Этот случай свидетельствует о том, что дорожно-транспортные происшествия не следует рассматривать как атрибут только настоящего времени, когда рост моторизации и дорожная сеть, лишь частично удовлетворяющая требованиям движения современной интенсивности, привели к резкому увеличению подобных происшествий.

По данным дорожной полиции Латвии, в нашей стране на 100 человек приходится 35 автомобилей, в то время как в Японии 28 машин. Но в нашем государстве 50% автомобилей из общего количества транспортных средств не подходят под мировой стандарт безопасности так как года их производства начало и конец 70-ых.

Так же сильно снизился профессиональный уровень автолюбителей. Во время существования СССР на подготовку водителя уходило 6 месяцев, а сейчас получить права можно максимум за 2 месяца в государственном учреждении CSDD, а в частных автошколах и то быстрее.

Влияние криминалистики в исследовании события ДТП очень сильно, она помогает разобраться в механизме ДТП и в спорных случаях определить кто виноват в случившемся.

Криминалистическая характеристика ДТП.

Существует групповая классификация дорожно-транспортных происшествий по их механизму. В эту классификацию входят: столкновение транспортных средств; их опрокидывание; наезд на неподвижное препятствие; наезд на людей и животных; падение людей с транспорта.

Преступные нарушения правил безопасности дорожного движения можно разбить по сложности расследования на две большие группы:

1. Преступное нарушение совершено в присутствии свидетелей, транспортное средство и водитель остались на месте, водитель принял меры к сохранению места происшествия, оказанию помощи пострадавшим.

2. Преступное нарушение совершено в отсутствии свидетелей или неизвестным лицом, причем водитель на транспортном средстве, участвовавшем в происшествии, уехал с места или бросил транспортное средство, а сам скрылся или принял меры к уничтожению следов на месте происшествия, увез труп, подверг его сокрытию или уничтожению.

Причинами дорожно-транспортных происшествий могут быть:

1. Нарушения водителем правил дорожного движения, приемов управления и эксплуатации транспортной единицы. Особенно опасными являются нарушения, связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.

2. Нарушения пешеходами правил дорожного движения и пассажирами правил посадки, высадки и пользования транспортом.

3. Нарушения правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также правил контроля за состоянием дорожного полотна.

Обстоятельства подлежащие установлению и доказыванию.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту дорожно-транспортного происшествия, а не по обвинению конкретного лица. В ходе расследования предстоит еще доказать наличие причинной связи между имевшими место действиями (или бездействием) и наступившими последствиями. При этом не исключается возможность установления отсутствия вины водителя транспортного средства.

При расследовании уголовных дел преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить:

1. В нарушении каких правил выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия? В законе отмечается, что к этим правилам относятся правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.

2. Где, когда, при каких обстоятельствах, каким образом произошло дорожно-транспортное происшествие?

3. Какие последствия наступили в результате дорожно-транспортного происшествия (труп, травма, порча государственного и частного имущества)?

На ступившие последствия являются определяющими при классификации преступления.

4. В чем выражена вина лица, совершившего преступление? Какие действия (или бездействие) повлекли наступление общественно опасных последствий? При этом необходимо выяснить предвидело ли лицо, нарушающее правило безопасности движения и эксплуатации транспорта, наступление общественно опасных последствий, но рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело, хотя могло и должно было их предвидеть.

5. Кто совершил преступное нарушение правил безопасности и эксплуатации транспорта?

6. Какие обстоятельства способствовали совершению преступления? Такие обстоятельства необходимо выявлять и принимать меры к их устранению.

7. Что произошло на месте происшествия:

- Столкновение, опрокидывание, падение из транспортного средства, наезд;

- Инсценировка ДТП с целью сокрытия другого тяжкого преступления.

8. Скорость движения перед происшествием.

9. Кто является очевидцем происшествия.

10. Направление движения транспорта, на котором скрылся водитель.

11. Кто управлял транспортом.

12. Кто виновен в ДТП.

13. Каковы причины, способствовавшие совершению ДТП.

Расследуя дела данной категории, необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия нередко происходят в результате взаимодействия нескольких причин. Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие дорожно-транспортное происшествие.

Первоначальные следственные действия.

Осмотр места ДТП, транспорта и трупа.

Первоначальными следственными действиями по делам о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения, как правило, являются: осмотр места происшествия; осмотр транспортного средства; освидетельствование и судебно-медицинская экспертиза водителя; осмотр трупа; изъятие и осмотр одежды потерпевшего; судебно-медицинская экспертиза пострадавшего; допросы водителей, потерпевших, очевидцев.

Одним из наиболее важных способов собирания доказательств по делам данной категории является осмотр места происшествия, так как до проведения этого следственного действия трудно, а иногда и невозможно представить случившееся и запланировать наиболее эффективные пути для успешного раскрытия дела.

Несмотря на разнотипность ситуаций, осмотр мест происшествий объединяют общие черты. При разных ситуациях на месте происшествия могут применяться аналогичные технические средства и методы, а также технические приемы.

Специфика классификаций по типовым ситуациям заключается в наличии особенностей, которые необходимо учитывать при осмотре каждого конкретного места происшествия.

Наиболее характерной ситуацией, где может применяться весь арсенал тактических приемов и технических средств и методов криминалистики, является ситуация, при которой на месте происшествия осмотру подвергаются практически все основные элементы, а именно:

1) участок улицы или дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие;

2) местность, прилегающая к участку, где произошло ДТП;

3) транспортные средства, участвовавшие в ДТП;

4) труп.

Осмотр участка улицы или дороги, где произошло ДТП, произведенный своевременно, тщательно и квалифицированно, позволяет в начале расследования установить:

а)точные координаты ДТП;

б)границу ДТП;

в)время происшествия;

г)общую картину ДТП;

д)характер происшествия;

е)механизм происшествия;

ж)участников происшествия;

з)направление движения участников происшествия;

и)скорость и темп движения участников происшествия;

к)меры принятые участниками для предотвращения происшествия;

л)характерные признаки транспорта;

м)признаки неисправности транспорта;

н)характерные признаки участников происшествия;

о)наличие дорожной разметки, знаков и светофоров;

п)состояние видимости в зоне ДТП;

р)тип и состояние дорожного покрытия, состояние погоды, условия освещения.

На месте любого ДТП остаются следы, обусловленные механизмом данного происшествия, они могут быть оставлены жертвой, виновным лицом или транспортным средством. Необходимо их зафиксировать и сохранить, извлечь из них максимум информации и соотнести ее с другими результатами расследования.

Оценка следов шин.

Под следами подразумеваются отпечатки, образующиеся на грунте в результате давления или трения колес транспортного средства. Их форма зависит от различных параметров, из которых следует назвать базу, расположение шин, конструктивные особенности шин, механическую прочность, обусловленную давлением в шинах, ходовые качества транспортного средства. В благоприятном случае по следам можно определить индивидуальные признаки транспортного средства (в СССР для каждого вида автомобилей был разработан определенный рисунок протектора, т.е. при обнаружении какого-нибудь следа шин можно было определит какой марке автомобиля он принадлежит), кому они принадлежат, а также получить сведения о процессе его движения в месте происшествия. Поэтому реконструкцию расследуемого события нередко начинают с анализа морфологической характеристики следов шин. Следует остановиться на некоторых замечаниях относительно возможностей оценки следов, которые отражают типичные ходовые качества транспортного средства.

Колея (расстояние между колесами, находящимися на одной оси транспортного средства).

Колея образуется в результате давления прокатывающегося колеса на мягкий, но сохраняющий форму грунт, или в результате переноса частиц веществ и материалов с протектора на грунт (например, после того как транспортное средство переехало лужу, на коротком участке остается увлажненный отпечаток).

Четкость отображения и продолжительность его сохранения зависят как от устойчивости оттиснувшейся в следе матрицы, так и от воздействий окружающей среды. Поэтому следует немедленно фиксировать фотографическим способом с обязательным указанием масштаба, стрелки, определяющей направление, и обозначением колеса, предположительно оставившего след.

След торможения.

Образуется вследствие замедляющего трения колеса противодействующее поступательному движению транспортного средства, и тем эффективнее, чем сильнее сцепление протектора шины с грунтом. Соотношение участка качения колеса и участка поступательного движения транспортного средства в одну и ту же единицу времени обозначается как <проскальзывание> и указывается в процентах. Тормозное действие проявляется только в том случае, если проскальзывание больше нуля. Тормозное действие достигает своей максимальной эффективности приблизительно при 20% проскальзывания, затем при 100% вновь снижается (блокировка колес), но ни в коем случае не становиться равным нулю.

Поперечные элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению транспортного средства. Поэтому их отображения оказываются втянутыми в направлении его движения.

След блокированных колес.

Речь идет о следе, образующемся в результате истирания шины неподвижного колеса продолжающего движение транспортного средства. Этот след затемнен на поверхности проезжей части дороги как темная полоса, идущая в направлении движения. Продольные канавки рисунка протектора различить в ней можно, структуру же отображений поперечных элементов рисунка - нельзя.

След поперечного движения (дрейф).

След поперечного смещения возникает в результате сопротивления элементов рисунка протектора центробежной силе, действующей на транспортное средство при прохождении поворота. При незаторможенном колесе его легко распознать по поперечным полосам в дугообразном отпечатке. Если колеса затормаживаются одновременно, то на поперечные полосы накладывается более или менее четко выраженные косые линии. Смещение транспортного средства в поперечном направлении попадает под понятие контролируемой езды.

След заноса.

След заноса возникает при полностью неконтролируемом движении транспортного средства, когда превышен предел сцепления шин с грунтом. Динамика движения и положение транспортного средства по отношению к направлению поступательного движения могут быть произвольными. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами отдельных шин и их морфология могут многократно варьировать, если положение транспортного средства во время заноса меняется.

Фиксация следов шин.

Прежде всего следует максимально точно измерить общую длину имеющихся следов шин и расстояние между ними, так как специалист на основании полученных данных может сделать важные выводы о динамике движения как до, так и во время происшествия. Прямолинейные следы измерить несложно. При дугообразных следах, в частности прерывистых следах заноса, определить отдельные радиусы значительно труднее. В этих случаях рекомендуется применять способ секущих или хорд.

На чертеже-схеме места происшествия необходимо указать, была ли учтена при измерениях база транспортного средства и, по возможности, какому колесу принадлежит тот или иной след.

Аналитические исследования следов шин.

Нередко реконструкция конечного положения транспортных средств или морфологические признаки следов шин, обнаруженных на месте происшествия, не позволяют однозначно установить их принадлежность. Тогда эксперту-химику ставят вопрос, возможно ли идентифицировать шины с помощью аналитических исследований.

Следы шин состоят частично из сдвинутого щебеночного покрытия или асфальтовых компонентов, частично из отделившихся в результате истирания шин частиц резины, а также из дорожной грязи, собранной вследствие непрерывного проскальзывания протектора по поверхности дороги. Таким образом, в обеих существенных составных частях следа шины - органической и еще более отчетливее в неорганической - мы имеем дело с веществом пробы, образованным чисто случайно, поскольку его основными компонентами являются асфальт и дорожная грязь. В противоположность этому признаки материала шин различных модификаций и различных изготовителей обладают невысокой дифференцируемой способностью, и выявить ее на общем фоне загрязнений теоретически невозможно.

В заключении можно констатировать, что при помощи химического анализа органических и неорганических компонентов следа невозможно определить типовую принадлежность шин. Еще менее вероятной представляется их идентификация. Тем не менее методом пиролитической газовой хроматографии можно дифференцировать различные типы шин при условии достаточного количества следообразующего материала.

Осмотр транспортных средств, участвовавших ДТП, позволяет установить:

а) тип и вид транспорта;

б) отличительные признаки транспорта;

в) принадлежность транспорта;

г) внешнее состояние транспорта;

д) признаки участия транспорта в ДТП;

е) состояние элементов управления;

ж) техническое состояние транспорта;

з) индивидуальные признаки водителя;

и) иные данные.

Исследование частиц лакокрасочного покрытия и осколков стекла.

Относительно большая энергия, с которой транспортные средства сталкиваются друг с другом или с живым организмами, является причиной деформации поверхности транспортных средств, которая влечет за собой растрескивание, отслаивание и отделение фрагментов стекла и лакокрасочного покрытия. Отколовшиеся частички могут быть обнаружены на месте ДТП. Специфическое сочетание органических и неорганических компонентов и структура этих материалов, а у лакокрасочного покрытия к тому же индивидуальное сочетание слоев делает следы в виде частиц краски и стекла по отдельности или в совокупности важными идентификационными объектами. Как показали исследования, существует возможность по положению этих частиц и установленной скорости транспортного средства определить место столкновения.

С точки зрения естественнонаучной криминалистики лакокрасочные покрытия

характеризуются:

1. Набором слоев и неповторимым сочетанием их окраски;

2. Составом неорганических компонентов слоев;

3. Составом органических компонентов слоев.

Эти свойства позволяют отличить один образец покрытия от другого и поэтому должны тщательно исследоваться. Набор слоев и их окраска изучаются по небольшим частицам с помощью стереомикроскопа. Сравнительный материал необходимо исследовать при максимально тех же условиях освещения, что и

изъятую пробу, так как субъективное цветовое восприятие объекта во многом зависит от его освещения.

Информацию о составе органических компонентов лакокрасочного покрытия можно получить путем их исследования методом пиролитической газовой хроматографии с последующей идентификацией продуктов пиролиза методом масс-спектрометрии.

Следует отметить, что при практически одинаковом цветовом ощущении окраски декоративного слоя состав его неорганических компонентов может значительно варьировать.

Исследование осколков стекла.

В рамках события ДТП нередко имеет место повреждение остекленных частей транспортного средства. При этом чаще всего разбивается лобовое стекло и, как правило, рассеиватели фар. Для целей идентификации используются следующие признаки:

1. Выштампованные обозначения (маркировка);

2. Коэффициент преломления;

3. Состав неорганических элементов.

К выштампованным обозначениям относятся национальные и международные знаки технического контроля, рельефные фирменные знаки или кодовые имена предприятий-изготовителей. Эти морфологические характеристики, дополненные оптическими элементами на поверхности стекла, в большинстве случаев позволяют установить тип транспортного средства.

Коэффициент преломления характеризует такое физическое свойство среды, как прозрачность. Для исследования осколков стекла на предмет установления коэффициента преломления можно рекомендовать метод Бекке.

Из различных видов автомобильного стекла приходиться иметь дело почти исключительно с натриевым силикатным стеклом. Несмотря на относительную однородность химического состава и массовость производства, в содержании неорганических микроэлементов исследуемых объектов имеются существенные аналитическо-химические различия, обусловленные составом использованного сырья и различными обесцвечивающими добавками.

Фиксация и интерпретация дефектов транспортного средства .

При осмотре места происшествия большое значение имеет фотографическая фиксация участвовавших в нем транспортных средств, а по возможности и положения, в котором они найдены, так как ликвидация последствий аварии может привести к существенному изменению первоначальных дефектов или к появлению новых.

По дефектам, возникшим на транспортном средстве в момент первичного

столкновения, практически невозможно сделать вывод в отношении скорости его движения непосредственно перед аварией, поскольку степень выраженности повреждений зависит не только от указанного обстоятельства, но и от формы прочности частей кузова, входящих в соприкосновение с другим объектом, а так же от скорости, направления передвижения и массы тела этого объекта. Если имеет место столкновение между автомобилем и пешеходом, то все же попытка определить в числовых величинах скорость движения автомобиля перед столкновением по обстоятельствам возникновения и расположению повреждений на его передней части может дать положительные результаты. При этом имеют значение, с одной стороны, форма передней части транспортного средства и, с другой стороны, рост и вес потерпевшего.

Если необходимо проверить вероятность участия автомобиля в столкновении нескольких транспортных средств, то в большинстве случаев целесообразно установить, совпадают ли имеющиеся на них деформации между собой.

Необходимо различать старые и новые повреждения. Особое значение придается выявлению неисправностей, которые могли послужить причиной аварии или возникших повреждений.

Осмотр трупа на месте ДТП позволяет установить:

1. Механизм происшествия;

2. Расположение и позу трупа;

3. Расположение трупа по отношению к другим элементам ДТП;

4. Наличие, характер, расположение и взаиморасположение повреждений на теле

и одежде трупа;

5. Наличие дополнительных следов, указывающих на ДТП;

6. Содержание карманов трупа;

7. Иные данные.

Оценка телесных повреждений, полученных участниками ДТП .

В следственной практике встречаются две ситуации, при которых возникает необходимость отличить лицо, управляющее транспортным средством, от пассажиров.

Первая: все находившиеся в салоне лица погибли, а по положению трупов невозможно определить, кто сидел за рулем в момент столкновения.

Вторая: ни один из оставшихся в живых участников ДТП не желает признать себя водителем. При этом пострадавшие иногда ссылаются на амнезию или на ретроградную амнезию.

При такой постановке вопроса задача судебно-медицинского эксперта заключается в том, чтобы путем внешнего осмотра или вскрытия обнаружить ранения, полученные лицами, находившимися в автомобиле. Затем надлежит соотнести обнаруженные ранения с конструктивными особенностями салона и таким образом однозначно установить, кто управлял транспортным средством и кто был пассажиром. В связи с этим большую доказательную силу приобретают отпечатки ремня безопасности: в области <плечо-грудь> они идут у водителя слева сверху вправо вниз, а у пассажира наоборот. Относительно типичными для водителя ранениями могут быть повреждения рук: перелом большого пальца, запястья и указательного пальца, а так же повреждения связок и переломы в области костей плюсны и пяточной кости вследствие контакта с педалями. У пассажиров относительно чаще наблюдаются резаные раны лица, шеи и рук вследствие удара о лобовое стекло. Ранения органов брюшной полости у пассажира часто более глубокие, чем у водителя.

Вторая возможность различения водителя и пассажира связана с оценкой отпечатков подошв обуви лиц, находившихся в салоне автомобиля. При столкновении транспортных средств на подошвы ног или обуви, воздействует большая энергия удара, вследствие чего на них могут остаться отпечатки деталей салона, в частности поверхностей педалей - у водителя, рисунка коврика - у водителя.

В отдельных случаях различить водителя и пассажира можно по частицам некоторых веществ и материалов. Часто удается обнаружить взаимный перенос частиц ткани, из которой сшиты чехлы, или обивки одного из сидений. На верхних частях сидений - подголовниках могут быть обнаружены волосы тех, кто на них опирался.

Наезд транспортного средства на человека влечет за собой прежде всего повреждение одежды и часто - поверхности тела. При этом на участках контакта могут быть обнаружены частицы веществ и материалов с признаками индивидуального характера. Кроме того существует вероятность обнаружения отпечатков, отображающих форму ударившей тело части автомашины.

Наезд транспортного средства, например, на пешехода может привести к возникновению в местах контакта механических деформирующих напряжений.

Допрос свидетелей и потерпевших

Важным следственным действием при расследовании уголовных дел о преступном нарушении правил движения является допрос. Допросу подвергаются водители транспортных средств, потерпевшие, свидетели.

Допрос потерпевших желательно проводить безотлагательно, так как отдельные мелкие детали ДТП могут исчезнуть из их памяти. В некоторых случаях на потерпевших оказывают воздействие заинтересованные лица. В практике известны случаи, когда потерпевший умышленно искажает некоторые данные ДТП. Если потерпевшего с места происшествия отправили в медицинское учреждение, то допрос может производиться лишь с разрешения лечащего врача.

Допросу потерпевшего должны предшествовать действия следователя, направленные на выяснение психофизиологического состояния потерпевшего.

В процессе допроса потерпевшего необходимо выяснить последовательность действий потерпевшего и других участников происшествия. При этом необходимо выяснить:

1) каково было поведение водителя транспорта

2) как была оборудована машина

3) предназначена ли она для перевозки людей

4) в каком месте находился потерпевший в момент ДТП

5) видел ли он приближающийся транспорт и как реагировал при этом

6) на каком расстоянии переходил дорогу от приближающегося транспорта

7) с какой стороны пострадавший обходил автобус, троллейбус, трамвай и обращал ли на движущийся транспорт

8) при каким сигнале регулировщика или светофора переходил дорогу

9) слышал ли сигналы, подаваемые водителем и как реагировал на них состояние зрения, слуха

10) употреблял ли перед происшествием алкогольные напитки.

При допросе свидетелей, являющихся должностными лицами транспортных предприятий, необходимо выяснить вопросы о техническом состоянии транспортного средства. При допросе свидетелей, являющихся работниками медицинских учреждений, необходимо выяснить не сообщил ли потерпевший каких-либо данных, относящихся к происшествию.

Особое внимание необходимо обратить на допрос свидетелей, имеющих профессиональные навыки в вождении автомобиля. Такие свидетели с большей степенью вероятности могут правильно определить тип и вид транспорта, участвовавшего в ДТП, скорость движения этой единицы, а также более точно воспроизвести указания сигнала светофора в момент ДТП.

Допрос подозреваемого.

При допросе водителя следователь должен выяснить его мнение по поводу исправности транспортного средства, о причинах неисправности, когда она была обнаружена и какие меры были приняты им для устранения этой неисправности.

Важным обстоятельствами, подлежащими выяснению, являются вопросы :

1) скорость движения, обзорность, размещение транспорта на проезжей части,

2) какие меры принимались водителем для предотвращения происшествия,

3) когда, в какой момент и на каком расстоянии водитель обнаружил препятствие,

4) какой частью транспортного средства был сбит пешеход,

5) каковы были метеорологические условия и какого было состояние дорожного покрытия,

6) его квалификацию и стаж работы водителем,

7) в каком часу произошло происшествие,

8) употреблял ли перед происшествием алкогольные напитки или наркотические вещества, когда и сколько,

9) по какой стороне и с какой скоростью он следовал,

10) имелся ли на участке где произошло ДТП другой транспорт,

11) регулируемый ли перекресток где произошло ДТП (если регулируемый то какие сигналы он видел),

12) перемещался ли транспорт с места ДТП до прибытия полиции.

Необходимо установить, в зоне действия каких знаков дорожного движения проезжал водитель, какой сигнал был на светофоре, какие меры были приняты для оказания помощи потерпевшим, какие действия он совершал на месте ДТП после происшествия, кто кроме него находился в транспортном средстве.

При допросе водителя используется составленная при осмотре ДТП схема, которая должна быть им подписана. Следователь должен учитывать, что нередко водители во избежание ответственности или в силу добросовестного заблуждения указывают неточные данные. Во избежании этого необходимо сопоставлять данные полученные от свидетелей и потерпевшего.

Судебные экспертизы.

При расследовании уголовных дел о ДТП возникает необходимость производства экспертиз.

Судебно-медицинская экспертиза

Проведение судебно-медицинской экспертизы для установления характера телесных повреждений и установления причин смерти является обязательным.

Кроме того, судебно-медицинскому исследованию могут быть подвергнуты вещественные доказательства.

На разрешение судебно-медицинского эксперта при экспертизе живых лиц и трупа могут быть поставлены следующие вопросы:

1. имеются ли телесные повреждения и какова их локализация?

2. Какова последовательность нанесения повреждений?

3. Нет ли на теле и одежде пострадавшего каких-либо повреждений или следов,

характерных для действия транспортных средств?

4. Имеются ли на теле пострадавшего следы наезда, переезда, падения или

волочения?

5. Какой частью транспортного средства могли быть причинены обнаруженные

повреждения.

6. В каком положении находился пострадавший в момент получения повреждений?

7. Могли ли быть получены обнаруженные повреждения при воздействии частей

определенного транспорта (тип, марка)?

8. С какой скоростью нанесен удар транспортом по телу пострадавшего?

9. Не имел ли пострадавший каких-либо физических недостатков и заболеваний,

которые могли способствовать ДТП?

10. Мог ли пострадавший после получения повреждений производить какие-либо

действия?

11. Имеются ли в организме пострадавшего алкоголь, его доза и степень

опьянения?

12. Какова группа и тип крови пострадавшего?

13. Какова давность нанесенных повреждений?

При исследовании трупа, выяснению подлежат следующие вопросы

1. Пожизненно или посмертно нанесены обнаруженные повреждения?

2. Какое из нанесенных повреждений оказалось смертельным?

3. От чего и когда наступила смерть?

Объектами судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств могут быть: кровь волосы, кости, мягкие ткани, вещества мозга и другие выделения и части тела человека.

При исследовании крови эксперт может разрешить следующие вопросы:

1. Имеется ли на данных предметах кровь и если имеется, то принадлежит ли она человеку или животному:

2. Совпадает ли кровь с группой и типом крови пострадавшего:

3. Какова давность образования данных пятен крови:

4. Могли ли данные пятна крови образоваться в такой-то период?

5. Исходя из характера телесных повреждений, могли ли образоваться капли крови на указанных частях транспорта в момент происшествия?

При исследовании волос на разрешение эксперту могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Являются ли присланные на исследование объекты волосами и если да, то принадлежат ли они человеку или животному?

2. С какой части тела данные волосы?

3. Какова групповая принадлежность волос?

4. Имеются ли на волосах повреждения, изменения?

5. Сходны ли волосы, обнаруженные на частях транспорта с волосами пострадавшего?

При исследовании кусочков кожи, мышц, костей, внутренних органов на разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:

1. Какова группа крови человека, частями тела которого являются кусочки кожи, мышц и т. д., представленные на обследование?

2. Сходна ли группа и тип крови пострадавшего и группа крови человека, части тела которого в виде кусочков кожи, мышц и т. п. Обнаружены на частях транспорта?

Судебноавтотехническая экспертиза .

На разрешение автотехнического эксперта ставятся вопросы, касающиеся:

? Установление технических причин происшествия.

? Состояния транспорта - наличия или отсутствия технических неисправностей

транспорта, их связь с ДТП.

? Определение скорости, причин опрокидывания, полного остановочного пути

транспортна.

? Восстановления обстоятельств происшествия.

? Соответствие действий водителя транспорта или пешехода с требованиями

правил движения или правил технической эксплуатации транспорта.

Для решения вопроса о наличии или отсутствии технических неисправностей

транспорта на разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

? Определить, исправна ли тормозная система, рулевое управление,

электрооборудование и т. д.?

? Соответствует ли состояние тормозной системы, рулевого управления,

покрышек транспорта техническим требованиям?

? Определить причину поломки рулевой тяги транспорта (до происшествия или в

момент происшествия).

? Имеются ли у транспорта какие-либо неисправности, которые могли вызвать

занос или произвольное изменение направления его движения?

? Была ли у водителя техническая возможность обнаружить неисправность

поперечной тяги и тормозной системы путем наружного осмотра или при движении

транспорта?

Для установление технических причин происшествия на разрешение эксперту

могут быть поставлены следующие вопросы:

? Каковы технические причины опрокидывания транспорта в данных условиях,

если радиус поворота составляет столько-то метров, а величина бокового

уклона такая-то?

? Возможно ли избежать опрокидывание транспорта данной марки при

установленной скорости движения по мокрому асфальту при таком-то радиусе

поворота?

? Чем объяснить, что транспорт в заторможенном состоянии двигался передней

частью с отклонением влево (вправо) от первоначального своего движения и с

заносом задней части вправо (влево)?

? Что явилось причиной заноса?

Для определения скорости движения транспорта на разрешение эксперту могут

быть поставлены следующие вопросы:

? Определить скорость движения транспорта.

? Определить полный остановочный путь автомобиля при установленной скорости?

? Чем объясняется различная длина следа торможения от правых и левых колес

автомобиля и прерывность в следах торможения?

Для восстановления обстоятельств происшествия путем технических расчетов и

анализа следов на разрешение эксперта можно поставить следующие вопросы:

? Имел ли водитель возможность видеть пешехода?

? Какое время транспорт находился в движении от момента принятия водителем

мер к торможению до полной остановки?

? Когда водитель должен был начать торможение для избежания наезда на

пешехода?

? Имел ли водитель техническую возможность избежать наезда путем

своевременного торможения?

Для проверки свидетельских показаний на разрешение эксперта могут быть

поставлены следующие вопросы:

? Соответствуют ли техническим расчетам показания свидетеля Н.?

? Могут ли с технической точки зрения произойти действия, о которых

показывает водитель Н.?

Судебнотрасологическая экспертиза.

Судебнотрасологическая экспертиза проводится с целью установления следующих

обстоятельств:

? Направления движения транспорта;

? Род и вид транспорта;

? Идентификация транспорта по следам столкновения на дороге;

? Взаимного положения транспортных средств в момент, предшествующего

столкновения;

? Механизма происшествия;

На разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:

? К какому типу и модели относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП?

? Одним или несколькими транспортными средствами оставлены данные следы?

? Оставлены ли следы на месте происшествия данным транспортом?

? Каким колесом данного транспорта оставлены следы на месте происшествия?

? Не оставлены ли следы на деревьях и других предметах, находящихся на месте ДТП, данным транспортом и какой частью?

? К какому типу транспорта принадлежат осколки стекла, найденные на месте ДТП?

? Исходя из характера и расположения следов на дороге, предметах обстановки, повреждений транспортных средств установить механизм происшествия?

Судебно-химическая экспертиза.

Судебно-химическая экспертиза по делам о транспортных происшествиях назначается для определения состава исследуемого вещества, установления однородности или неоднородности материала нескольких образцов, установления названия и групповой принадлежности какого-либо вещества.

На разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:

? Каков хим. состав данного вещества, обнаруженного на транспортных

средствах и его наименование?

? Не содержит ли данное вещество примесей каких-либо других определенных веществ?

? Каким веществом образованы пятна на одежде пострадавшего?

? Однородны ли вещества, обнаруженные на транспорте, и вещества, обнаруженные на объекте, с которым произошло столкновение?

? Сходен ли по составу грунт, обнаруженный на одежде пострадавшего, с грунтом, изъятым с транспортного средства?

Судебно-комплексная экспертиза.

Судебно-комплексная экспертиза назначается в том случае, когда для решения интересующего следствие вопроса необходимы познания в различных областях науки.

Проведением комплексной трасологической, автотехнической и судебно-медицинской экспертизы могут быть установлены следующие обстоятельства:

? Взаимное положение пострадавшего и транспортного средства до столкновения

и в процессе столкновения;

? Место нахождения пострадавшего на транспорте;

? Вид транспортного средства, причинившего повреждения;

? Идентификация транспортного средства;

? Причины образования повреждений и дифференциация повреждений на теле пострадавшего.

На разрешение данной комплексной экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

? Не являются ли повреждения, обнаруженные на трупе, транспортной травмой и если являются, то каким видом транспорта и какими его частями они могли быть причинены?

? В каком положении находился пострадавший по отношению к транспорту в момент получения травмы и какова возможная последовательность получения повреждений, обнаруженных на трупе?

? Нет ли на теле трупа и на его одежде каких-либо характерных повреждений или следов от какого-либо транспортного средства?

? Каков механизм возникновения повреждений, обнаруженных на трупе?

? Могли ли быть причинены повреждения данными частями указанного транспорта?

При производстве расследования дорожно-транспортных происшествий иногда возникает необходимость проведения и других экспертиз.

Список литературы:

1. Курс Советской криминалистики (Р. С. Белкин);

2. Доржно-транспортная экспертиза (В. А. Иларионов);

3. Осмотр места происшествия: Справочник следователя;

4. Проблемы квалификации ДТП (В. В. Лукянов);

5. Криминалистика (под ред. Р. С. Белкина и И. М. Лузгина);

6. Пособие по расследованию ДТП (Б. В. Спридзан, Л. М. Даболс, Н. Я.

Приедолс, Р. А. Лелис);

7. Естественн-научная криминалистика (Клаус Дитер Поль);

8. В мире криминалистики (И. В. Крылов);

9. Расследование ДТП с мест которых водители скрылись (под ред. И. Г.

Маладина);

10. Криминалистика 1-ая и 2-ая часть (Е. Ф. Коновалов).