Харлашкин В.В.
студент ТФ МосУ МВД России
Научн. рук.: к.ю.н.,
доцент Мельникова С.Л.
Институт Уполномоченного по правам человека в РФ как форма защиты прав и законных интересов граждан РФ.
Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена – Уполномоченного по правам человека. В других странах он еще именуется парламентским комиссаром (Англия), народным защитником (Австрия), медиатором (Франция) и т. д.
Созданный впервые в начале XIX века в Швеции (1809 год), институт омбудсмена в период после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах и других регионах мира. Особая популярность и авторитет данного института обусловлены демократическими чертами, характеризующими его статус: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т.д.
Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в статье 103 Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Также правовой статус Уполномоченного закреплен Федеральным конституционным законом от 25.12.1996г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В соответствии с его положениями Уполномоченный – назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что Уполномоченный обладает особым правовым статусом, который складывается из прав, обязанностей, а также гарантий его деятельности.
Обязанности закреплены в ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и заключаются главным образом в рассмотрении жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Для выполнения своих обязанностей Уполномоченный наделен достаточно большим спектром прав: 1.
Он вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2.
Запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3.
Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих; 4.
Проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5.
Знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях и некоторые другие.
В качествегарантий его деятельности выступает неприкосновенность: Уполномоченный не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. В случае задержания в течение 24 часов должно быть получено согласие Государственной Думы. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Структура правового статуса Уполномоченного по правам человека предполагает возможность применения в отношении Уполномоченного определенных мер юридической ответственности, а также наличие ряда ограничений. Так, Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются, и Дума назначает нового Уполномоченного.
Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой: а) в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом; б) в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; в) ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; г) в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека – не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Материальное и финансовое обеспечение российского омбудсмена находится на крайне низком уровне. Аппарат не раз подвергался реорганизации и составляет на сегодня 150 человек, а это примерно столько же, сколько в Польше (130 человек), где значительно меньше населения, чем в России. Кроме того, предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе, т.е. рядовые граждане, по сути, никак не могут влиять на процесс выбора.
В ст. 3 ФКЗ также указывается, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на недостаточную пока еще развитость института Уполномоченного по правам человека в РФ, само его введение – важный шаг России на пути создания правового государства.
Другие работы по теме:
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, так же как и Москва, является городом федерального значения. Законодательное Собрание является законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Десталинизация
Введение 1 При Сталине 2 «Оттепель» 3 После «Оттепели» Список литературы Введение Десталинизация — процесс преодоления культа личности и ликвидации сталинской политической системы, созданной советским лидером Иосифом Сталиным (Джугашвили). Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью».
Декларация о преступлениях коммунизма
Введение 1 Подписавшие 3 Внешние ссылки Список литературы Введение Декларация о преступлениях коммунизма, является декларацией, подписанной 25 февраля 2010 года несколькими известными европейскими политиками, бывшими политическими заключенными и историками, в которой содержится призыв к осуждению коммунистических режимов[1] Декларация была принята в ходе международной конференции «Преступления коммунистических режимов», которая была организована правительством Чешской республики, при содействии «Института по изучению тоталитарных режимов», совместно с учреждениями-партнерами из рабочей группы «Европейской памяти и совести» и прошла в Чешском Сенате с 24 по 26 февраля 2010 года, под патронажем премьер-министра Чехии Ян Фишера.
Хартия-08
(零八宪章/零八憲章 Lнngbā Xiаnzhāng) — манифест, подписанный представителями интеллигенции Китая в 2008 году.
Договор девяти держав
(англ. Nine-Power Treaty, яп. 九カ国条約 Кю:какоку дзё:яку) — одно из соглашений, подписанных во время Вашингтонской конференции 1921—1922 годов. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств—участников договора.
Марш смерти книга
Введение 1 План Введение 2 Мнения 3 Интересные факты Список литературы Введение Марш смерти — книга Ровшана Мустафаева, директора института по правам человека Национальной академия наук Азербайджана. Издана в Иерусалиме, в 2008 году. Посвящена преступлениям армян против еврейского народа.[1] Награждена дипломом Международного фонда «Евразия-Пресс».[2]
Карим-хан
Мохаммад Карим-Хан Зенд , (перс. کریم خان زند), (около 1705—1779), также Карим-хан Великий — правитель Ирана (шах де-факто) с 1760 по 1779 годы. Основатель курдской династии Зендов. По поводу своей персоны он не употреблял никогда титула «шах» и отказывался принять царский титул, а использовал выражение Вакиль од-Дауля («Уполномоченный государства»).
Ландер, Карл Иванович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Карл Ива́нович Ла́ндер (5 апреля 1883, Вергальская волость, Либавский уезд, Курляндская губерния — 29 июля 1937) — советский государственный и партийный деятель, председатель Минского совета рабочих и солдатских депутатов[1].
Хабаровский протокол
1929 — соглашение между СССР и Китаем о ликвидации конфликта на КВЖД, подписанное 22 декабря 1929 года. 10 июля 1929 года китайские войска захватили КВЖД, арестовав свыше 200 советских служащих дороги, 35 из которых депортировали в СССР, что привело к резкому ухудшению отношений между двумя странами. 17 июля 1929 года правительство СССР объявило о разрыве дипломатических отношений с Китаем, в ноябре 1929 года Особая Краснознамённая Дальневосточная армия провела стремительную операцию по освобождению КВЖД. 22 декабря 1929 года в Хабаровске уполномоченный Китайской республики Цай Юаньшэнь и уполномоченный СССР, агент НКИД Симановский поставили подписи под Хабаровским протоколом, согласно которому на КВЖД было восстановлено статус-кво в соответствии с Пекинским и Мукденским договорами.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека — международный договор, заключённый в 1995 году. Согласно статье 34 Конвенции, она увязывается с принятым в 1993 году Положением о Комиссии по правам человека СНГ. Вступление в силу, согласно статье 38, предусмотрено после ратификации тремя странами.
Андреева против Латвии
Андреева против Латвии (55707/00) — дело в Европейском суде по правам человека. Обстоятельства дела Негражданке Латвии Н. Андреевой латвийскими властями в пенсионный стаж не были засчитаны годы, проработанные в советское время на находившемся в Латвии предприятии союзного подчинения. Гражданам Латвии, согласно закону «О государственных пенсиях»,такие периоды в пенсионный стаж засчитывались.
Бакаев, Иван Петрович
Иван Петрович Бакаев (1887, с. Смородиново, Саратовская губерния — 25 августа 1936, Москва) — советский партийный деятель, чекист. Биография Родился в Саратовской губернии в семье крестьянина-бедняка. В революционном движении с 1905. В 1906 году вступил в РСДРП. Активный работник Камышинской объединенной социал-демократической организации, участник и один из организаторов вооруженного восстания 1906 в Камышине.
Апресян, Дереник Захарович
Дереник Захарович Апресян (1899(1899) — 22 февраля 1939) — деятель советских органов госбезопасности. Биография Родился в 1899(1899) в Эриванской губернии в семье священника. Окончил церковно приходскую школу. В 1917—1918 член армянской революционной организации «Дашнакцутюн». Член РКП(б) с 1919.
Мгеладзе, Илларион Виссарионович
Илларион Виссарионович Мгеладзе (псевдоним — Вардин ) (1890, Акеты — 27 июля 1941) — советский литератор, критик, публицист, политический деятель. Биография
Летонмяки, Лаури Матвеевич
Лаури Матвеевич Летонмяки (фин. Lauri Aukusti Letonmдki, 22 декабря 1886, Тампере — 20 ноября 1935, Петрозаводск) — финский революционер, уполномоченный по делам юстиции Народного Совета Финляндии. Муж Марии Куркелан.
Понятие вещного права
Вещное право - неотъемлемая составная часть гражданского законодательства любого развитого государства. Объектом вещного права служит индивидуально-определенное имущество. Вещи, определяемые родовыми признаками, а также различные нематериальные блага объектами вещных прав не являются. Помимо права собственности, к вещным правам относятся Ст. 216 ГК РФ.:
Институт омбудсмена в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина
Институт омбудсмена в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. (Тезисы) Уполномоченный Верховной Рады по правам человека – это новый институт для национальной правовой системы Украины, где со времени обретения независимости происходит формирование механизма защиты прав человека, необходимого для построения демократического социального правового государства.
Права участкового уполномоченного милиции
мУчастковый уполномоченный милиции Участковый уполномоченный милиции — должностное лицо милиции общественной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.
Право граждан на обращение
Содержание: Введение…………………………………………………………………………...3 Право граждан на обращения в органы государственных и муниципальных образований……………………………………………………………………….4
Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод
Создание условий для реализации защиты прав и свобод человека и гражданина как конституционная обязанность государства. Гарантия судебной защиты прав и свобод. Роль Президента Российской Федерации, как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Обеспечение прав человека в Российской Федерации
Cистема конституционного контроля РФ. Компетенция и цели Конституционного Суда. Требования к обращению и условия допустимости жалобы. Размер государственной пошлины. Проблема исполнения решений. Направления деятельности Уполномоченного по правам человека.
Парламентский контроль
Осуществление контроля занимает важное место в деятельности любого парламента. Парламент, будучи органом, в котором представлены разнообразные социальные и территориальные интересы, работая открыто, находясь в постоянном контакте с гражданами, формируя некоторые государственные органы, принимая бюджет и т.д. не может не иметь прав в сфере контроля.
Институт омбудсмена как механизм защиты прав человека
Место института омбудсмена в системе механизма защиты прав человека. Обязанности и полномочия, компетенция. Институт омбудсмена и комиссия по правам человека. Институт омбудсмена в Республике Беларусь. Закон об уполномоченном по правам человека.
Институт омбудсмена в России
Понятие и нормативное регулирование института Уполномоченного по правам человека, основные направления его деятельности. Соотношение федерального и регионального омбудсменов. Недостатки в законодательной базе, регламентирующей институт омбудсмена в РФ.
Внутриведомственный контроль
Оперативный контроль - осуществляется непосредственными руководителями работ и другими должностными лицами организации. Обязанности в области охраны труда должны быть отражены в должностных инструкциях.