Феномен «злого гения» в деструктивных сектах
Согласно ст. 28 Конституции РФ и ряда ратифицированных РФ международных правовых актов в РФ каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Однако в ст. 29 Конституции вводится некоторое ограничение на этот принцип: не допускается пропаганда и агитация идей возбуждающих, среди прочего религиозную ненависть и вражду и превосходство над другими.
В современной России действует множество различных Церквей, религиозных Братств, Орденов и др. объединений граждан, как зарегистрированных в установленном законом порядке, так и не зарегистрированных. Изрядную часть в них составляют объединения радикальной направленности: сатанисты, неоязычники, вудуисты и др.
Исследования в направлении религиозной преступности криминология начала развивать сравнительно недавно, но уже организовалась наука, именуемая криминотеологией – учение о религиозной и непосредственно связанной с ней преступности и преступном поведении, его границах, причинах, условиях, профилактике.
Среди прочих проблемных аспектов, в этом учении поднимается вопрос о роли образованности членов деструктивных сект и их организаторов, который, как представляется, спорен и требует научной разработки.
Так, согласно точке зрения О.В. Старкова [1] одной из важных причин формирования криминогенной мотивации является школьный отсев и второгодничество, а значит как следствие перечисленного, низкий интеллектуальный уровень развития.
Это представляется ложным.
Дело в том, что 60,3% религиозных преступников имеют профессиональное образование (от среднего профессионального до высшего), а 21,1% преступников - одно и более высших, что само по себе говорит о довольно высоком интеллектуальном уровне членов деструктивных сект, немаловажно отметить, что 14% членов ДС имеют учёные звания и степени, а 2,6% являются докторами наук[2].
Приведённые цифры позволяют утверждать, что как минимум, не всегда низкий интеллектуальный уровень членов сект вносит их в группу риска. Что конкретно толкает элиту интеллигенции – учёных – в деструктивные секты? Зачем образованным людям, большая часть которых воспитана в СССР, в условиях идеологии атеизма, «идти» в секты?
Согласно законам психологии, человек, вкладывая свои силы во что-либо, нуждается в поощрении, соответственно своему представлению о вложенных силах. Человек стремиться к реализации себя и к признанию другими, а значит позитивного их к себе отношения – любви (говоря терминологией Э. Берна [3] - поглаживаний со стороны других).
С достижением каждого уровня, ступени в своей жизненной лестнице запросы человека увеличиваются и, если поощрение не увеличивается пропорционально представлению лица о вложенных силах, то наступает момент, когда требования человека, перестаёт удовлетворяться в критической мере. Оценка собственной значимости не совпадает с тем количеством любви (поглаживаний), положительных эмоций, которые ему передаются окружающими его. И тогда человек ищет положительных эмоций. И в такой ситуации для него возможно 3 выхода: либо идти далее по прежней лестнице развития и лелеет возможность получить в будущем всю недополученные положительные эмоции - поглаживания, либо отчаивается и начинает «скатываться» вниз по лестнице развития, «зарабатывая положительные эмоции через жалость к себе», что «часто сопровождается алкоголизмом, наркоманией», либо человек перестаёт верить в свою предыдущую деятельность, которой возможно занимался много лет и становится на другой путь, который обещает большее удовлетворение потребностей в поглаживаниях…
Если человек избирает третий путь, то он переходит на другой вектор движения. Старание у таких лиц идти вперёд, к достижению целей, преодолевать препятствия, стоящие на пути, развиваемое с начальной школы, и особо культивируемое во время занятия научной деятельностью никуда не исчезает, и более того, эти качества развиваются на качественно более высоком уровне, лишь вектор движения из позитивного (в общесоциальном смысле), направленного например, на развитие науки, производства, искусства переходит к достижению любви любыми способами, в том числе через игнорирование закона, создание организации быстро, качественно и гарантированно приносящей необходимый «эмоциональный доход», в том числе и через материальные поступления.
Отличие между созданием такими лицами обычных преступных групп или деструктивных сект состоит лишь в том, что как сказал З.Фрейд «человек, который чего-либо боится – показывает это всем и понимает это», так и тут, человек понимает, что «любви» не хватает не только ему, но и другим, и этим можно воспользоваться как с целью повышения самооценки, так и повышения своей оценки со стороны, ведь в сектах их участники, а тем более основатели, пользуются практически безграничной «любовью и признанием», своего рода суррогатом любви, колоссальным количествам поглаживаний, которых им так не хватает.
Подводя итог, хочется отметить, что «утечка мозгов», о которой так много говорили в прессе, происходит не только за границу, но и в рамках границ государства – в другие, отличные от социально полезных, направления. Причём, если из заграницы учёного можно вернуть (ведь он не перестал быть учёным), привлечь более высокой оплатой, то лиц, кто реализуются путём создания сект всё на порядки сложнее.
И если мы хотим уменьшения числа деструктивных сект, читай «злых гениев», мы должны давать по заслугам тем, кто является мозгом общества – учёным – пока ещё это возможно, ведь уничтожить систему проше всего тому, кто знает, как она устроена.
Примечания
1. Криминотеология: религиозная преступность/ Под общ. Ред. О.В. Старкова. – СПб: «Юридический центр пресс», 2004. С.196.
2. Криминотеология: религиозная преступность/ Под общ. Ред. О.В. Старкова. – СПб: «Юридический центр пресс», 2004. С.217.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./Э. Берн. – М.: «ПсиХея». – 2007. – С. 214.
Другие работы по теме:
Последовательность суждения
Содержание Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6 Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 10 Список литературы Задача 1 Сопоставить каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий.
Эффект Брэдли
Эффект Брэдли (также именуемый эффект Вильдера, эффект Динкинса) — феномен, часто наблюдаемый в политической жизни США и других стран с непростыми межрасовыми отношениями, который выражается в проявлении политики двойных стандартов избирателями, когда в предвыборной кампании участвуют белые и небелые кандидаты.
Содержание
Теоретические и методологические основы политического менеджмента
Аппендикулярный абсцесс.
Абсцесс аппендикулярный - осложнение деструктивных форм острого аппендицита (выявляют примерно в 2% всех видов острого аппендицита).
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях
Очень сложен путь человеческой души, содержание ее во многом определяется отношениями с окружающими. «Души прекрасные порывы» — как хочется сформировать их в себе, ощутить в других! Но для этого нужен талант... Разбуженный, сформированный, человечный… Сумел же Пушкин заглянуть в тайные тайн и гения, и злодея, и победителя, и побежденного, презревшего и «правды глас, и веру, и закон».
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова 2
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов страстно и вдохновенно любил свою родину, свой самобытный народ, природу России-матушки. Любить отчизну в представлениях поэта-гражданина значило ненавидеть тех, кто держал народ в цепях рабства, бороться за его свободу и счастье. Поэту горько сознавать, что Россия — «страна рабов», покорно несущих гнет лживой, бесчувственной знати.
Сочинение про Раскольникова
На Николаевском мосту (теперь — мост лейтенанта Шмидта) Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. В картине, описываемой Достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия Раскольниковым пространства. С одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности.
Образ, бережно хранимый... А.С. Пушкин
Автор: Пушкин А.С. Русская поэзия родилась под счастливой звездой Пушкина. Идут века, а звезда гения славянского мира путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. От колыбели до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин. Образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Пушкин — это уже нечто большее, чем определенный человек, это — целый мир со своей красотой, это то необъятное, что мы невольно любим.
Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в изображении современника - «героя своего времени», который, по замыслу автора, является умным, талантливым, духовно одаренным человеком, способным и мыслить, и чувствовать, по не нашедшим применения собственным «силам необъятным».
Гоголь. Майская ночь, или утопленница.
Автор: Гоголь Н.В. Настоящий герой книг в этом рассказе является народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные, захватывающие и удручающие, в них добро не всегда вознаграждается, но в конце концов каждый получает своё.
Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина Медный всадник 2
Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своем творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.
Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери
Анализ трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: "Скупой рыцарь", "Каменный гость", Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери".
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова
Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она творение гения. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова Демон
Автор: Лермонтов М.Ю. В поэме Лермонтова «Демон» идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме – это противопоставление добра и зла, где Демон – «дух исканья», индивидуум, который «сеял зло без наслажденья», а Тамара – это «ангел земной», «святыня добра, любви и красоты». Это две противоположные личности.
Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — “потерянное дитя”. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими глазами “слепой и беспощадный русский бунт”.
Мой Пушкин
Творчество поэта стало неотъемлемой частью нашей жизни. Столько строчек, цитат, фраз, ставших крылатыми, прочно вошли в нашу речь и мышление, что иногда мы говорим словами Пушкина, не замечая, а часто – не зная этого.
Песня - душа народа
По мнению китайских исследователей, историю народа можно изучать по смыслу как народных, так и авторских песен. С этим нельзя не согласиться, поскольку украинская песня, которая своими корнями достигает в седую древность, - это гениальная поэтическая биография нашего народа. Во все времена человеческого бытия песня была частицей человеческой жизни, непочатым источником воодушевления, творением гения народа, дивом из дива мира.
Олений парк
(фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В литературе XIX—XX веков феномен «Оленьего парка» использовался в качестве примера развращённости нравов эпохи рококо.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Феофан Грек
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Жанна Французская королева Наварры
План Введение 1 Биография 2 В культуре Список литературы Введение Жанна Валуа (фр. Jeanne de France, Jeanne de Valois), (24 июня 1343—3 ноября 1373) — принцесса Франции из династии Валуа, дочь короля Иоанна II Доброго и Бонны Люксембургской, жена короля Наварры Карла II Злого.
Карл III король Наварры
Карл III Благородный (фр. Charles le Noble, исп. Carlos el Noble, умер в 1425) — король Наварры (1387—1425), сын короля Карла II Злого и Жанны Французской.
Чем больше я вглядывался тем яснее я видел Христа
«...» (Поэма А. Блока «Двенадцать».) А.А. Блок – трагическая фигура в нашей национальной истории «потерянное дитя», - писала З. Гиппиус. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой и беспощадный русский бунт».
Адам, Роберт
Адам, Роберт (Adam, Robert) (1728–1792), шотландский архитектор и градостроитель, старший из четырех братьев.
Карл Черни (Czerny)
Австрийский композитор, педагог и пианист. Родился 20 февраля 1791 в Вене. Начал учиться музыке в возрасте 5 лет под руководством отца, известного педагога и высокообразованного музыканта.
Отто Вейнингер
Отто Вейнингер (1880-1903) - австрийский философ. В своей книге "Пол и характер" Вейнингер стремился обобщить значительный естественнонаучный, прежде всего биологический, психологический материал, особенно касающийся биологии пола