ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО
Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Не все пересыхают ручейки, Не все напевы время уничтожит, И ручейки умножат мощь реки, И нашу славу песня приумножит.
Р. Гамзатов
Цели:
добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
объяснить, какие глобальные проблемы стоят перед человечеством;
способствовать формированию мировоззрения учащихся;
развивать у учащихся умение общаться, излагать свои мысли, доносить до аудитории необходимую информацию.
♦ Основные понятия и термины: природа, глобальные проблемы современности.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос или опрос-беседу по вопросам домашнего задания.
Вопросы для обсуждения:
=> Что такое общество?
=> Перечислите основные признаки общества. Приведите примеры различных обществ в соответствии с перечисленными признаками.
=> Перечислите основные сферы общественной жизни, охарактеризуйте каждую из них.
=> Объясните, докажите взаимную связь и взаимную обусловленность сфер общественной жизни.
:=> Дайте определение понятиям «страна» и «государство». В чем заключается принципиальное различие этих понятий?
=> Что вы знаете о процессе глобализации? Дайте определение этого понятия. Каково ваше отношение к процессу глобализации, проходящему в наше время?
II. Изучение нового материала.
В начале объяснения учитель дает определение понятия «природа», используя при этом схему из учебника (с. 18).
Далее необходимо дать характеристику состояния природной среды в мире, и в частности, в нашей стране.
Можно предоставить слово учащимся, заранее подготовившим доклады, рисунки, газетные статьи, иллюстрации и т. п. по данному вопросу.
В заключение урока учитель подводит учащихся к выводам.
Учитель. Итак, человек, общество, природа - это взаимосвязанные й взаимообусловленные понятия.
В отличие от стихийных природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.
Природа существует и развивается по своим, независимым от человека и общества законам.
Человек, общество тесно связаны с природой.
Человек не является властелином природы. Бездумно-варварское отношение человека к природе вызвало тяжелый экологический кризис. По этой причине человек, общество столкнулись сегодня с проблемой выживания самого человека.
III. Закрепление изученного.
Вопросы для обсуждения:
=> Как связаны человек, природа и общество?
=> Известны ли вам примеры неблагоприятного воздействия человека на природу? Приведите их.
=> Что вызнаете о глобальных проблемах человечества? Почему они так называются? Перечислите эти проблемы.
=> Как вы думаете, сможет ли человечество разрешить стоящие перед ним глобальные проблемы? Если да, то как, при каких условиях это осуществимо?
:=> В чем состоит противоречивая роль научно-технического прогресса?
=> Согласны ли вы с высказыванием Гете: «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».
Домашнее задание: § 2, ответить на вопросы и выполнить задания учебника (с. 24-25). Написать сочинение на тему: «Глобальные проблемы человечества. Сможет ли оно разрешить их и выжить?».
С целью стимулирования творческой деятельности учащихся можно объявить конкурс на лучшее сочинение. Совместно с учениками продумать и сформулировать условия этого конкурса, создать конкурсное жюри. Можно также объявить конкурс на лучшую стенгазету, плакат, рисунок и т. п., посвященные экологическим и другим глобальным проблемам человечества.
Предложить ученикам эпиграфы к сочинениям: «Почти все, что мы делаем, преступление, и только слепой не видит этого» (Аристофан); «Человек сам себе злейший враг» (Цицерон).
Другие работы по теме:
Общие тенденции в экологической обстановке
Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И. Герцена о том, что "природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам".
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Понятие общества. Исторические типы общества и его структура
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система , включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества. 1) Общество как
Тютчев ф. и. - Человек и природа в русской литературе
Две души живут в груди моей всегда враги. И. В. Гете ФаустНе то что мните вы Природа. Ф. И. Тютчев В ней есть душа в ней есть свобода. Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает что истинным бессмертием обладает природа а не человек человек это лишь разрушающее начало.
Сочинения на свободную тему - Летний день
Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа весело щебечут птицы листва разворачивает к солнцу свои ладони радостно порхают яркие бабочки начинают работу муравьи жучки.
Сочинения на свободную тему - Человек и природа 1
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений люди возводили их в ранг богов.
Лермонтов м. ю. - Природа в понимании мцыри2
Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Его здоровье настроение жизненные приоритеты во многом зависят от природы. Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой.
Стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Анализ стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
Автор: Тютчев и Фет В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» А.А.Фет уходит от злобы дня. Он погружается в мир романтики. Фет показывает душевную красоту, внутренний мир, чувства человека. Фет умеет забираться в самые сокровенные тайники души человеческой. Поэт восхищается зарождающимися чувствами: «И я слышу, как сердце цветет».
Человек и природа 2
Человек и природа В настоящий момент, в начале двадцать первого столетия, мы уже, кажется, знаем роль человека в мире. Именно он, уничтожив природу, создал вокруг себя «окружающую среду», именно он поставила планету на край бездны своим атомным безумием; он словно угрожает всему живому. И все же, мы тоже часть этой природы.
Благодарная природа
Автор: Сочинения на свободную тему Что такое природа? Мы все прекрасно понимаем, что такое природа – это леса, поля, моря, озера и реки, деревья, растения, кустарники, цветы. Все то, что нас окружает! А так же животные, насекомые, птицы, рыбы - тоже часть природы. К природе относятся полезные ископаемые: нефть, газ, уголь.…
Чацкий и фамусовское общество. 3
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой.
Чацкий и фамусовское общество. 5
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек.
Чацкий и фамусовское общество. 4
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедов.
Сочинение по картине А. М. Васнецова Северный край
Сочинение по картине А. М. Васнецова "Северный край" Автор: Разное Аполлинарий Михайлович Васнецов - выдающийся русский художник, которого вдохновляла природа родной страны. Объехав полстраны со своим этюдником, Васнецов обосновался в Москве,
Чацкий и фамусовское общество. 8
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века (“века минувшего”).
Поэзия родной природы
Автор: Сочинения на свободную тему Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких, броских, бьющих в глаза экзотических. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего, “ядрёного”, как сказал Некрасов, воздуха, белой бескрайней пустыни до горизонта тянувшихся снегов, живостью журчащих весенних ручьёв и разливающихся в половодье рек с туманами над водой.
Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.
Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь».
Природа в восприятии И. С. Тургенева
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Бунтующее сердце образ Базарова по роману Отцы и дети Тургенева
Автор: Тургенев И.С. Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…».
Корректировка некоторых афоризмов
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на работу мозга, осмысляющего породившую эмоции ситуацию.
Столыпинская аграрная реформа 7
Сельское общество и столыпинская аграрная реформа Премьер-министр П. А. Столыпин считал преобразование сельского общества важной составной частью проводимой его правительством широкой аграрной реформы. По первоначальному плану реформы, составленному в 1906 году, предполагалось разделить сельское общество на два общества.
Зелёная лампа
«Зелёная книга» — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи в 1819—1820 годов, в числе членов которого были декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д.
Общество по проведению реформ в Конго
Общество по проведению реформ в Конго (англ. Congo Reform Association) — общество, созданное для разоблачения злоупотреблений в Свободном государстве Конго.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Река Замбези
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics РЕКА ЗАМБЕЗИ Дикая природа