Реферат: Правоведение 8 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Правоведение 8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«Утверждаю»

Директор Института

профессиональной подготовки

_________________ Е.А. Каюмова

«_____»___________________2008 г.


РАБОЧАЯ Программа дисциплины

правоведение

ГСЭ.В. 00

для студентов ФПСОР

специальности 350400 (030602.65) «Связи с общественностью»


1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания курса правоведения: формирование у будущих педагогов элементарных представлений о праве и государстве. Каждый педагог должен давать своим ученикам знания не только в специальной области, но и в отношении всего комплекса общественных отношений, связанных с существованием индивида в современный период.

Задачи изучения курса «Правоведение»:

В ходе занятий по правоведению студенты изучают основы теории государства и права, узнают все многообразие источников права, приобретают навыки реализации правовых норм в различных отраслях права: конституционном, уголовном, гражданском, семейном, трудовом, административном.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Правовое образование – один из способов социализации и формирования правовой культуры, преодоления правовой безграмотности в контексте формирования демократических ценностей. Правовые и демократические ценности особенно актуальны в современный период. Будущий педагог, столкнувшись с конкретной жизненной ситуацией, требующей применения правовых знаний, сможет не только просветить своих учеников, но и сам выстроить своё поведение в соответствии с нормами права.

Курс правоведения призван дать студенту необходимый любому образованному гражданину минимум знаний о своих правах и обязанностях, что особенно важно в условиях проблем, связанных с формированием правового государства в России. Главная цель преподавания курса – внушить студентам идею о том, что право представляет абсолютную ценность.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 72

Аудиторные занятия 36

Лекции 36

Практические занятия (ПЗ)


Семинары (С)


Лабораторные работы (ЛР)


И (или) другие виды аудиторных занятий


Самостоятельная работа 36

Курсовой проект (работа)


Расчетно-графические работы


Реферат


И (или) другие виды самостоятельной работы


Вид итогового контроля зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


пп

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1 Право: понятие, определение, система 4

2 Юридическая ответственность 2

3 Правовое государство 2

4 Конституционное право 4

5 Уголовное право 4

6 Административное право 4

7 Гражданское право 4

8 Семейное право 2

9 Трудовое право 6

10 Экологическое право 4


Всего 36


4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Право: понятие, определение, система

Понятие и система социальных норм. Нормы права, морали, обычаи, корпоративные нормы. Место права в системе социальных норм. Определение нормы права. Признаки нормы права. Система права: её составные части.. Источники права: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, религиозные тексты, правовая доктрина, правовой прецедент.. Виды нормативно-правовых актов. Действие норм права во времени, в пространствен и по кругу лиц.

2. Юридическая ответственность

Основания юридической ответственности. Понятие и виды правонарушений. Состав правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности.

3. Правовое государство

Понятие и основные признаки правового государства. Принципы правового государства.. Разделение властей.

4. Конституционное право

Понятие конституционного права и его предмет. Основы конституционного строя в России: Президент России – глава государства. Федеральное Собрание, Правительство РФ. судебная система. Основы правового статуса личности в Российской Федерации по Конституции. Личные, социально-экономические, политические, культурные, экологические и иные права человека в России..

5. Уголовное право

Понятие и предмет уголовного права. Понятие преступления. Понятие и виды наказаний. Принципы уголовного права. Виды преступлений. Основания освобождения от уголовной ответственности.

6. Административное право

Предмет и метод административного права. Понятие государственного управления. Сферы государственного управления.. Общая характеристика правонарушений, установленных кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Виды административных наказаний.

7. Гражданское право

Понятие и предмет гражданского права. Предпринимательская деятельность. Субъекты гражданско-правовых отношений.. Право собственности. Обязательства и основания их возникновения.. договорные и внедоговорные обязательства. Наследственное право.

8. Семейное право

Понятие и предмет семейного права. Понятие семьи и брака. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов. Прекращение брака. Причины прекращения брака. Взаимные права и обязанности родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

9. Трудовое право

Порядок приема на работу. Трудовой договор, контракт. Субъекты трудовых отношений. Расторжение трудового договора, контракта. Увольнение по инициативе работника. Увольнение по инициативе администрации. Основания и порядок увольнения. Правовой режим рабочего времени. Правовые нормативы рабочего времени и времени отдыха. Особенности охраны труда подростков и женщин. Дисциплина труда, ее виды и способы обеспечения. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

10. Экологическое право

Система законодательства об охране природы. Субъекты природоохранительных правоотношений. Система и полномочия органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением природоохранного законодательства. Правовые вопросы охраны земли, лесов, недр, вод, животного и растительного мира. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература


А) ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Магницкая, Елена Валентиновна. Правоведение:Учебное пособие для вузов/Е. В. Магницкая, Е. Н. Евстигнеев.-2-е изд., доп. и перераб.-СПб.:Питер,2004. -541 с.

Назарова, Ольга Юрьевна. Правоведение [Текст]:методические рекомендации/О. Ю. Назарова.-Томск:издательство ТГПУ,2004. -90 с.

Окулич, Иван Петрович. Правоведение [Текст]:учебное пособие для вузов/И. П. Окулич, Н. С. Конева.-Челябинск:Рекпол,2007. -361 с.

Правоведение:Учебник для вузов/Под ред. О.Е.Кутафина.-М.:Юристъ,2001.-396с.

Правоведение [Текст]:методические рекомендации/[сост. В. П. Любчак] ; ТГПУ.-Томск: издательство ТГПУ,2004.-15 с.

Правоведение:Учебник для вузов/Под ред. О.Е.Кутафина.-М.:Юристъ,2001.-396с.

Шкатулла, Владимир Иванович. Правоведение [Текст]:учебное пособие для вузов/В. И. Шкатулла, В. В. Надвикова, М. В. Сытинская ; под ред. В. И. Шкатуллы.-5-е изд., перераб. и доп.-М.:Академия,2004.-495с.


Б) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Алексеев, С. С. Теория права/ С. С. Алексеев. -2-е изд., доп. и перераб.. -М.: БЕК, 1994.-220 c.

Давид, Р. Основные правовые системы современности/ Р. Давид; Ред. А. Куликов; Пер. с фр. В. А. Туманов. -М.: Прогресс, 1988.-495 c.

Общая теория права: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Правоведение"/ А. Ю. Дмитриев, И. Ф. Казьмин, В. В. Лазарев ; Ред. А. С. Пиголкин. -М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.-384 c.

Правоведение: учебник для студентов вузов обучающихся по неюридическим специальностям/ [авт. коллектив: Акопов Л. В., Мархгейм М. В., Смоленский М. Б.]; под ред. проф. М. Б. Смоленского. -Изд. 4-е. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-410 c.

Правоведение: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям направления "Экономика"/ ред. В. И. Гуреев. -М.: Высшая школа, 2005.-599 c.

Правоведение: Учебник/ Ред. Г. В.Мальцев; Российская академия государственной службы при Президенте РФ. -М.: РАГС, 2003.-578 c.

Правоведение: Учебник для вузов неюридического профиля/ Ред. О. Е.Кутафин; Московская государственная юридическая академия. -М.: Юристъ; М.: Юристъ, 2002, 2001.-396 c.

Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов/ Р. Т. Мухаев. -М.: ПРИОР, 2001.-267 c.

Правоведение: учебное пособие для вузов/ В. И.Шкатулла, В. В.Надвикова, М. В.Сытинская. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ACADEMIA; М.: Высшая школа, 2001.-350 c.

Правоведение: Учебное пособие для вузов/ Т. А. Антоненко, Г. Б. Власова, А. В. Коровайко и др; Ред. В. И. Власов, Ред. С. И. Улезько. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.-478 c.

Правоведение: Курс лекций : Учебное пособие/ С. Н.Макаренко, А. В.Байлов. -М.: ПРИОР, 2000.-188 c.

Правоведение = Science of law: Учебное пособие для вузов/ Ред. Ю. А.Тихомиров; Ред. Н. И.Косякова; Ред. Н. И.Архипова. -М.: Закон и право, 2001.-413 c.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

- Таблицы;

- графики;

- тестовые задания;

- вопросы к зачету (экзамену);

- тематика письменных и контрольных работ


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (не требуется)

8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины


8.1. Методические рекомендации преподавателю

Основным способом реализации данной программы является метод решения учебных, научно-исследовательских профессиональных задач. Помимо этого рекомендуется использование метода погружения и метода микрооткрытий.

При изучении теоретических аспектов программного материала может быть использован метод проблемного изложения (в группах с высоким уровнем подготовленности и готовности к осуществлению учебной деятельности) и проблемного изложения с элементами объяснения (в группах с низким и средним уровнем). Рекомендуются к использованию следующие формы работы: проблемные лекции, проблемные семинары, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловые игры с элементами имитации.

Рекомендуется широкое использование самостоятельной работы, которое позволяет решать следующие задачи:

Более глубокое осмысление изучаемого материала, а также закрепление практических навыков, полученных на аудиторных занятиях.

Подготовка основы для проведения последующего занятия (выступление с самостоятельно подготовленным докладом).

Освоение навыков самостоятельного исследования.

В процессе обучения должны реализовываться следующие методические принципы:

Дифференциация заданий в соответствии с уровнем подготовленности студентов и спецификой специальности, по которой они обучаются.

Включение в содержание заданий элементов творческой деятельности, которые способствуют формированию мотивации при изучении предмета.


8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


1. Право: понятие, определение, система.

2. Понятие и система социальных норм. Нормы права, морали, обычаи, корпоративные нормы.

3. Место права в системе социальных норм.

4. Определение и признаки права.

5. Система права: норма права, институт права, отрасль права.

6. Понятие, структура и виды правовых норм.

7. Источники праваправа.

8. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени.

9. Международные правовые акты.

10. Понятие и виды правонарушений.

11. Понятие и виды юридической ответственности.

12. Понятие и основные признаки правового государства.

13. Понятие и предмет конституционного права.

14. Основы конституционного строя в России.

15. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

16. Основы правового статуса личности в Российской Федерации по Конституции. Права человека.

17. Понятие и предмет уголовного права.

18. Понятие преступления.

19. Группы преступлений.

20. Понятие наказания и виды наказаний.

21. Освобождение от наказания.

22. Обстоятельства, смягчающие наказание.

23. Обстоятельства, отягчающие наказание.

24. Ответственность за преступления.

25. Понятие и предмет административного права.

26. Общая характеристика правонарушений, установленных кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

27. Административная ответственность за правонарушения.

28. Понятие и предмет гражданского права.

29. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица.

30. Право собственности.

31. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушения.

32. Наследственное право.

33. Понятие и предмет семейного права.

34. Понятие семьи и брака. Брачно-семейные отношения.

35. Взаимные права и обязанности супругов.

36. Прекращение брака.

37. Взаимные права и обязанности родителей и детей.

38. Ответственность по семейному праву.

39. Понятие и предмет трудового права.

40. Порядок приема на работу.

41. Трудовой договор, контракт.

42. Расторжение трудового договора, контракта.

43. Основания и порядок увольнения.

44. Правовой режим рабочего времени.

45. Правовые нормативы рабочего времени и времени отдыха.

46. Особенности охраны труда подростков и женщин.

47. Дисциплина труда, ее виды и способы обеспечения.

48. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

49. Понятие и предмет экологического права.

50. Система законодательства об охране природы.

51. Субъекты природоохранительных правоотношений.

52. Система и полномочия органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

53. Правовые вопросы охраны земли, лесов, недр, вод, животного и растительного мира.

54. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 350400 (030602.65) «Связи с общественностью»


Программу составил

доцент каф. философии и социальных наук ______________ Н.Н. Сенин


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры философии и социальных наук протокол №_1_ от «_29_»_августа__200_8_г.


Зав. кафедрой философии и

социальных наук ___________________________________ Н.Н. Шевченко

(подпись)


Программа дисциплины одобрена методической комиссией института профессиональной подготовки ТГПУ

протокол №___ от «___»____________200__г.


Согласовано:

Директор института

профессиональной подготовки ___________________________ Е.А. Каюмова