Реферат: Бюджетный процесс Санкт-Петербурга - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Бюджетный процесс Санкт-Петербурга

Рефераты по государству и праву » Бюджетный процесс Санкт-Петербурга

Предлагается изменить статью 222 БК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Бюджетное обязательство - это обязательство, в силу которого орган, исполняющий бюджет, обязан произвести выплаты из бюджета в счет исполнения денежных обязательств получателя бюджетных средств. Отказ в выплате может иметь место лишь в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 226 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Исходное описание: ст 222 БК РФ Бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Рассматривая правовой аспект повышения эффективности бюджетного процесса следует обратить внимание: а) на общее совершенствование его методологии; б) на повышение его прозрачности. Целью совершенствования методологии бюджетного процесса является создание условий для максимально эффективного управления бюджетными ресурсами в соответствии с приоритетами государственной (региональной) политики и на основе концепции «управления результатами», для чего, в частности, необходимы изменения и дополнения в ст.34 БК РФ(Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.). Вместе с тем, прозрачность бюджетного процесса может быть реализована при участии в нем структур гражданского общества на основе соответствующих норм, принципов, понятийного аппарата и т.п.

В Бюджетный процессе в субъекте Российской Федерации и его стадиях. В стадии составления проекта бюджета субъекта Федерации, рассматривается что совокупность как «поставщиков», так и получателей информации целиком состоит из структур, входящих в систему исполнительной власти и весь рассматриваемый нами «механизм» работает внутри себя, имея основной своей целью определение потребностей тех или иных организаций в бюджетных средствах. Конечной «единицей планирования» являются распорядители и получатели бюджетных ресурсов. В этом контексте практически не упоминается ни о постановке целей развития, ни о самих жителях города, ради которых должны будут расходоваться бюджетные средства, ни о структурах гражданского общества, которые могли бы озвучить мнения горожан и т.д.; также ничего не говорится о том, кто координирует всю сложную работу и каковы полномочия координатора при разработке бюджета. Непосредственное рассмотрение проекта бюджета производится в трех чтениях Важнейшей проблемой здесь является отсутствие оснований отклонения проекта бюджета в том или ином чтении и передачи его в согласительную комиссию. Нет определенности также и тогда, когда законодатель должен самостоятельно вносить изменения в бюджетные проектировки, когда необходимо отклонить проект бюджета и использовать согласительные процедуры.

Ст.222 БК РФ С расходованием бюджетных средств, а равно с денежным обязательством связана категория «бюджетное обязательство» (ст. 222 БК РФ). Однако конструкция, которую БК РФ именует «бюджетным обязательством», не отвечает юридическим признакам категории «обязательство», например, в качестве стороны данного «обязательства» назван «орган, исполняющий бюджет» (второй вообще не упомянут). Между тем, в данном случае мы имеем правоотношение между самим собственником бюджета (применительно к теме нашей работы - субъектом Федерации), с одной стороны, и «получателем бюджетных средств», с другой.

Целью совершенствования методологии бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Однако, как показал проведенный анализ, имеющаяся нормативная база недостаточно приспособлена к решению актуальных проблем совершенствования бюджетного процесса. Так, в БК РФ вопрос об эффективности бюджетных расходов затрагивается только в ст.34, где практически отождествляются принципы эффективности и экономности использования бюджетных средств, что представляется неправомерным: экономность является только частным случаем эффективности. В статье ничего не сказано о порядке определения показателей эффективности, что для современных условий развития России представляется уже неприемлемым. С целью совершенствования правовой основы для решения проблем бюджетной эффективности выдвинуто предложение по внесению изменений и дополнений в ст.34 БК РФ.

Еще одним направлением совершенствования бюджетного процесса, как уже говорилось, является повышение его прозрачности на основе привлечения к нему там, где это целесообразно, усилий общественных организаций. Правовым основанием для постановки данной проблемы являются, в частности, нормы ст.36 БК РФ, где формулируется содержание одного из принципов бюджетной системы страны - принципа гласности. Вместе с тем, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст.26.13) устанавливает, что по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания. Устав Санкт-Петербурга (п.7 ст.73) содержит аналогичную норму для бюджетного процесса в городе. Однако механизм проведения подобного рода слушаний до сих пор не отработан, в т.ч. и в связи со слабой научной проработкой вопроса. Ряд практических предложений: 1) в модельный проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «Порядок разработки проекта бюджета Санкт-Петербурга на 200__год» введены положения об общественном участии в бюджетном процессе; 2) разработан примерный перечень основных мероприятий по обеспечению открытости бюджетного процесса в субъекте Федерации; 3) приведен комплекс мероприятий по организации и правовому обеспечению деятельности Общественной палаты Санкт-Петербурга (в т.ч. принятие соответствующего закона Санкт-Петербурга), которая осуществляла бы общественную экспертизу планов и программ социально-экономического развития города, в т.ч. его бюджетной политики.