Реферат: Административное право как отрасль права 3 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Административное право как отрасль права 3

Рефераты по государству и праву » Административное право как отрасль права 3

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА


Предмет и метод административно – правового регулирования.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Эти отношения складываются главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности.

Для уяснения предмета правового регулирования, следует наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, которые можно сгруппировать по различным основаниям:

В зависимости от субъектов:

-между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления ;

-между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчинения (между министерствами);

-между органами государственного управления и подчиненными или не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;

-между органами государственного управления и гражданами.

2. По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения:

- в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);

- в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);

- в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

3. В зависимости от конкретных целей возникновения:

- внутренние (внутриорганизационные отношения формирования управленческих структур);

- внешние (связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти – на граждан, коммерческие структуры).

4. По областям административной деятельности:

- в области управления экономикой,

- в области управления социально – культурным строительством,

- в области управления административно – политическим строительством.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются:

наличие в них, как правило, соответствующего органа государственного управления или его представителя;

связь с исполнительно – распорядительной деятельностью.

Существует и другой тип управленческих отношений, связанных с внутренней организационной деятельностью государственных органов (судебных, прокуратуры), и также с внешневластной управленческой деятельностью некоторых общественных организаций (профсоюзов).

Итак, административное право представляет собой отрасль права (систему юридических норм), призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.

Любая отрасль права использует в качестве средств правового воздействия следующие юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Если предмет правового регулирования определяет сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования.

Административному праву свойственен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления, Эти предписания носят односторонний характер и характеризуются неравенством сторон. Поэтому отношения, возникающие в рамках административного права часто называют властеотношениями, или отношениями власти и подчинения.

Следует уточнить, что преобладание данного метода вовсе не означает запрет использовать иные методы, такие как рекомендации, согласования.


Источники административного права.

Источник административного права – форма выражения норм административного права.

Нормы Административного права содержатся в различных по-своему характеру и значению юридических актах. Для этих юридических актов характерно то, что они выступают в роли источников только тогда, когда являются нормативными (т.е. содержат нормы права) и являются нормативными актами государственных органов, в которых проявляется властно – регулирующее воздействия права на общественные отношения.

Значение источника Административного права можно рассматривать в трех аспектах.

Он способствует зарождению правовых норм в соответствии с объективными условиями экономического и социального развития и ля отражения общественных интересов.

Источник административного права – это своего рода начало формирования правовых норм, процесс правообразования.

Выступает как форма выражения и структурирования административно – правовых норм.

Следует иметь в виду, что многообразие административно – правовых норм предполагает многообразие и источников. Одни из них являются источниками только административного права, создаются лишь его субъектами (Закон Республики Беларусь «О Совете Министров»), другие создаются субъектами конституционного и других отраслей права (Закон Республики Беларусь «О культуре», Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»).

К источникам административного права относят:

1. Конституция Республики Беларусь,

2. Законы Республики Беларусь,

3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь,

4. Правовые акты органов государственного управления – постановления Совмина, приказы, инструкции министерств, госкомитетов и др.

5. Нормативные акты местных Советов, органов государственного управления,

6. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

Систематизация норм административного права в настоящее время осуществляется 2 способами:

- путем инкорпорации (справочники, сборники нормативного материала);

- путем кодификации (новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), проект Процессуально - исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

В силу того, что административное законодательство чрезвычайно объемно и регулирует широкий круг общественных отношений, наиболее приемлемый путь его систематизации – это кодификация применительно к правовым институтам (например, государственная служба, административная ответственность) и отдельным отраслям и сферам государственного управления. Такая кодификация частично осуществлена (КоАП Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Воздушный кодекс Республики Беларусь).

3. Система административного права.


Нормы административного права можно разделить на две основные группы:

Общая часть, содержащая нормы общие для всех областей, отраслей государственного управления;

Особенная часть, содержащая нормы, действующие в масштабе отдельной области и отражающие ее специфику.

В некоторых источниках выделяют административно – процессуальное право.

В правовой системе Республики Беларусь административное право занимает одно из ведущих мест: является самостоятельной отраслью и взаимодействует со многими отраслями права. Своеобразие административного права определяется широкой сферой регулируемых им управленческих отношений.

Административное право тесно взаимодействует с конституционным правом, которое закрепляет общие принципы организации и деятельности для всех государственных органов, место их в системе государства и взаимоотношение между собой. Административное право, руководствуясь этими принципам и детализирует их применительно к государственно – управленческим системам, устанавливает компетенцию различных звеньев управленческой системы.

Административное право взаимодействует с финансовым правом, так как административно – правовые средства превалируют в установлении налогов, обеспечении налогопоступлений и т.д.

Административное право взаимодействует с трудовым правом, т.к. определяет полномочия служащих, их ответственность; устанавливает правовой статус субъектов, призванных осуществлять контрольно – надзорную деятельность и т.д.

Административное право связано с гражданским правом в области имущественных отношений.


4. Субъекты административного права.


Субъектами административного права являются участники управленческих отношений, которых административно – правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно - правовые отношения.

Всех субъектов можно разделить на 2 вида:

индивидуальные и коллективные.

Первую группу индивидуальных субъектов составляют физические лица, которых по административно – правовому положению можно делить на граждан Республики Беларусь, иностранцев и апатридов. Правоспособность граждан возникает с момента рождения (частичная) и зависит от возраста (обязанность получить паспорт, право на поступление в вуз). Административная дееспособность возникает позднее. Законом не установлен возраст ее наступления, но совершеннолетние признаются в какой – то степени дееспособными, когда могут своими действиями реализовывать свои права, выполнять обязанности. Например, школьники несут дисциплинарную ответственность, с 16 лет наступает деликтоспособность граждан.

Иностранцы делятся на 2 вида: постоянно и временно находящихся в Республике Беларусь.

Вторую группу индивидуальных субъектов составляют государственные служащие, особенностью которых является то, что, проявляя себя индивидуально, они являются официальным представителем определенного органа государственного управления, что накладывает отпечаток на их правовой статус.

Коллективные субъекты административного права – это организованные группы людей, выступающих неперсонифицированно. в их числе различают организации государственные (органы исполнительной власти, их структурные подразделения, наделенные собственной компетенцией, органы государственного управления предприятий, учреждений, организаций) и негосударственные (общественные объединения, органы местного самоуправления, частные предприятие, учреждения).

Субъекты административного права становятся субъектами административно – правовых отношений тогда, когда они наделены административной дееспособностью. Для коллективных субъектов административная правоспособность и дееспособность наступает одновременно, а для индивидуальных субъектов - граждан – она не совпадает.