Реферат: Взаимодействие государственной службы с институтами и структурами гражданского общества - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Взаимодействие государственной службы с институтами и структурами гражданского общества

Рефераты по государству и праву » Взаимодействие государственной службы с институтами и структурами гражданского общества

Содержание


1.2 Формы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества 5

1.3 Общественная палата РФ как институт общественного мнения: особенности формирования и значение 8

1.1 Понятие и принципы гражданского общества


Гражданское общество — совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

Гражданское общество складывается довольно поздно, когда устанавливались опосредованные правом и политикой взаимоотношения общества, государства и отдельных граждан. Гражданское общество формируется по мере того, как все члены общества признаются в равной мере свободными, обладающими естественными и неотчуждаемыми правами.

Понятие гражданское общество многоаспектно и подходы к его трактовке неодинаковы. В настоящее время различают 2 подхода. Первый основывается на противопоставлении гражданского общества и государства, следовательно, противопоставлении политических и неполитических отношений. Второй подход исключает политические институты и отношения из сферы действия гражданского общества и рассматривает его как совокупность всех видов общественных отношений, в том числе и политических, в рамках которых удовлетворяются многообразные потребности и интересы индивидов, их групп, адекватные достигнутому уровню общественного развития.

Обычно отмечают, что гражданским является общество, способное противостоять государству, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое государство.

В литературе называют разные критерии гражданского общества. Оно характеризуется:

экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в условиях рыночной экономики, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества;

признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью гарантированной юридической защиты этих прав на основе законов;

самоуправляемостью, самоорганизованностью. В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела, а главной целью общества является человек;

открытостью, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности и др.; во-вторых, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов; в-третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; свободу общения с международными и иностранными общественными организациями;

режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений, а также эффективностью контроля и надзора за исполнением законов. Одним словом, гражданское общество – это общество правовое.

равенством всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

Перечисленные критерии определения гражданского общества показывают уровень развития общества, а также личные и социальные качества его членов.

Можно указать наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

легитимность и демократический характер власти;

равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийности;

свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

классовый мир, партнерство и национальное согласие;

эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Составными элементами гражданского общества является: личность, семья, школа, церковь, собственность и предпринимательство, социальные группы, слои, классы, частная жизнь граждан и ее гарантии, институты демократии, независимое правосудие, система воспитания и образования, свободные СМИ, негосударственные социально-экономические отношения, общественные объединения, политические партии и движения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность – таковы фундаментальные ценности гражданского общества.

Также гражданское общество обладает рядом устойчивых признаков:

сферой реализации частных, повседневных интересов;

наличием механизмов саморегуляции, которые создаются в свободных от регламентации со стороны государства отношениях между добровольными ассоциациями граждан.

автономностью жизнедеятельности общества и индивида от государства, которая законодательно закрепляется в конституции и выражается в понимании личностью своих неотчуждаемых прав и свобод, способности и возможности их осуществления;

способностью гражданского общества эффективно контролировать государство, выступать источником власти и ее разумной правовой организации.

Итак, под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от государства.


1.2 Формы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества

Концепция политики Российской Федерации в сфере взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества (далее Концепция) – целостная, социально обоснованная система взглядов на формирование в демократическом правовом государстве отношений социального партнерства органов государственной власти и институтов гражданского общества, призванных обеспечивать на постоянной основе эффективную реализацию принципа народовластия, учет мнения всех социальных групп при принятии значимых управленческих решений, независимо от их финансовых и иных возможностей.

Под социальным партнерством понимается механизм устойчивого взаимодействия, основанный на принципе паритета возможностей при проведении общественных консультаций и реализуемый в целях обеспечения поступательного социального, экономического и культурного развития Российской Федерации.

Общие положения.

Стратегической задачей социального партнерства органов государственной власти Российской Федерации и институтов гражданского общества является повышение эффективности государственной политики за счет создания инструментария общественного контроля за деятельностью публичной администрации, повышения экспертного потенциала и прозрачности принимаемых решений, устранения социальной напряженности при их реализации.

Первоочередными задачами социального партнерства являются:

создание механизма консультаций органов государственной власти Российской Федерации с институтами гражданского общества в процессе разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов и иных управленческих решений;

анализ практики социального партнерства и выявление институтов гражданского общества, готовых к сотрудничеству на постоянной основе;

оказание государственной поддержки в виде социального заказа на проведение общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов Российской Федерации;

создание механизмов устойчивого взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в федеральном законодательном процессе;

привлечение институтов гражданского общества к реализации федеральных целевых программ в сфере социальной политики государства, а также к реализации приоритетных национальных проектов.

Участие институтов гражданского общества в реализации приоритетных национальных проектов.

Привлечение институтов гражданского общества к реализации приоритетных национальных проектов является непременным условием их реализации в 2008-2012 гг.

Участие институтов гражданского общества призвано обеспечить повышение прозрачности их реализации, повышение эффективности расходования государственных финансовых ресурсов, доступность и понятность для населения основных задач и этапов реализации приоритетных национальных проектов.

Основными задачами социального партнерства в данной сфере являются:

привлечение институтов гражданского общества к проведению мониторинга реализации приоритетных национальных проектов;

создание механизмов общественного контроля за расходованием денежных средств, выделяемых государством на реализацию приоритетных национальных проектов;

поддержка средств массовой информации и повышение открытости информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов, включая финансовую, техническую и прочую документацию.

Участие институтов гражданского общества в федеральном законодательном процессе.

Российская Федерация гарантирует создание механизмов повышения открытости информации о федеральном законодательном процессе для граждан Российской Федерации и институтов гражданского общества.

Основными задачами социального партнерства в федеральном законодательном процессе являются:

создание механизмов всенародных общественных обсуждений общественно значимых проектов законов Российской Федерации;

создание механизмов проведения обязательных общественных консультаций при подготовке проектов законов Российской Федерации;

законодательное закрепление проведения независимых экспертных исследований в законодательном процессе и мониторинга общественного мнения при разработке концепций законопроектов;

привлечение институтов гражданского общества к работе по кодификации российского законодательства и определению основных приоритетов законопроектной деятельности.

Организационное обеспечение реализации Концепции.

Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, возлагается на Правительство РФ. Осуществление реализации Концепции происходит в тесном взаимодействии с Общественной палатой РФ и иными институтами гражданского общества.


1.3 Общественная палата РФ как институт общественного мнения: особенности формирования и значение

Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Общественная палата Российской Федерации создана в декабре 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно закону, Общественная палата избирается на два года. Ее формирование проходило в три этапа. На первом этапе Президент РФ по результатам консультаций с общественными объединениями и другими организациями обратился к 42-м гражданам России, имеющим особые заслуги перед государством и обществом, с просьбой принять участие в работе Общественной палаты, после письменного подтверждения согласия на эту работу их кандидатуры были утверждены Указом Президента.

Группа представителей из числа членов Общественной палаты, утвержденных Указом Президента, организовала сбор заявлений от общероссийских общественных объединений, изъявивших желание включить своих представителей в состав Палаты. 15 ноября 2005 года утвержденные Указом Президента члены Палаты путем рейтингового голосования избрали в ее состав еще 42 представителей от общероссийских общественных объединений – по одному представителю от общественного объединения.

На третьем этапе избранные члены Общественной палаты образовали семь инициативных групп (по числу федеральных округов) для подготовки собраний в субъектах Российской Федерации и конференций в федеральных округах. От каждого федерального округа предварительно было избрано по шесть кандидатов из представленных кандидатур, определенных на конференциях в федеральных округах. После этого 84 ранее избранных члена Палаты выбрали еще 42 представителей от региональных и межрегиональных объединений.

Формирование первого состава Общественной палаты завершилось 23 декабря 2005 года.

В соответствии с Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» и Регламентом Общественная палата Российской Федерации не является органом государственной власти. Она призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.

В задачи Общественной палаты входит проведение экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, общественный контроль за деятельностью правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также контроль за соблюдением свободы слова в СМИ и выработка рекомендаций по этим и другим вопросам.

Общественная палата РФ первого состава (2006-2007 гг.), впервые начиная деятельность подобного рода, стала поддержкой и опорой для некоммерческих организаций России. Благодаря вмешательству Общественной палаты, удалось смягчить положения закона об НКО; при активном участии палаты общественные организации страны получили государственную финансовую поддержку.

23 января 2008 года прошло первое пленарное заседание нового состава Общественной палаты РФ, в ходе которого были избраны Совет Общественной палаты, Секретарь Палаты, а также утверждены заместители секретаря Палаты и внесены изменения в Регламент ОП. В Общественную палату РФ нового состава избрано 126 человек, из них 24 женщины и 102 мужчины. Все члены Общественной палаты имеют высшее или неоконченное высшее образование. По своему основному роду занятий члены Палаты являются: общественными деятелями (46 человек), учеными (34 человека), работниками искусства и культуры (9 человек), юристами (4 человека), журналистами, писателями и политологами (12 человек), религиозными деятелями (7 человек), предпринимателями (9 человек), врачами (5 человек).

Таким образом, Формирование Общественной палаты проходит в три этапа.

Первых 42 члена палаты назначает Президент РФ. Они в свою очередь выбирают 42 представителя от общероссийских общественных организаций. Представители региональных и межрегиональных общественных объединений также выдвигают свои кандидатуры в члены палаты, которые принимаются уже утвержденными ранее двумя третями состава палаты. Такой, на первый взгляд, сложный механизм позволяет сформировать структуру, наиболее полно отражающую «третий сектор», где на одной «площадке» работают известные общественные деятели, некоммерческие организации, общественные объединения.


Список литературы


Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е изд., перераб., доп. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2007 г. – 448 с. – (Российское юридическое образование).

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005 г. – 541 с.

Розин М.В. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006 г. – 352 с.

Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: юнити – дана, 2оо5. – 543 с.

Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России: - М.: Изд-во МГУ, 2005. – 176 с.