Понятие механизма административно-правового регулирования и его
элементов
Административное право – отрасль права, которая регулирует
общественные отношения, возникающие в процессе организации и
исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.
Административное право представляет совокупность юридических норм (норм
административного права).
Административное право России имеет свой механизм
административно-правового регулирования, под которым понимается система
административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные
отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. В
структуру этого механизма входят следующие элементы:
1) нормы
административного права и его принципы, объективированные в законах, указах
Президента России и других нормативных актах;
2) акты толкования норм
административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;
3) акты
применения норм административного права, издаваемые должностными лицами органов
исполнительной власти при реализации властных полномочий (в том числе и
индивидуальные акты);
4) административно-правовые отношения.
Основным
источником законодательства об административной ответственности является Кодекс
об административных правонарушениях (КоАП РФ) Российской Федерации и законы
субъектов РФ, принятых в соответствии с Кодексом. Но необходимо понимать, что
многообразие сторон общественных правоотношений, которые регулируются
административным правом, обуславливает тот факт, что сами нормы права, за
нарушение которых устанавливается административная ответственность, могут быть
установлены в иных законах (Водный кодекс, Трудовой кодекс, Таможенный кодекс,
Налоговый кодекс и т.д.) и не включаться в КоАП. В КоАП лишь определяются меры
административной ответственности за нарушение данных норм права.
Например, в п.
4 статьи 13.12 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за
использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты
информации, составляющей государственную тайну. Сама же система сертификации
защиты информации по требованиям безопасности для сведений (нормы
административного права), составляющих государственную тайну, определяется
Приказом ФСБ РФ от 13.11.1999 № 564.
В соответствии с Конституцией РФ,
административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и её
субъектов, поэтому многие нормы административного права устанавливаются
законодательством субъектов РФ.
Немаловажную роль в механизме
административно-правового регулирования играют нормативные акты второго уровня,
которые разъясняют нормы административного права. К таковым актам относятся
ведомственные письма, инструкции, рекомендации и т.д.
Акты третьего уровня
издаются должностными лицами органов исполнительной власти при реализации
властных полномочий. Это может быть постановление на проведение проверки,
предписание о необходимости устранить условия, способствующие совершению
правонарушения и другие акты.
Важнейшими средствами механизма
административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные
акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового
регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй
уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе
административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в
правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в
механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных
прав, обязанностей и мер юридической ответственности.
Каждый элемент механизма
административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в
регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных
отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в
качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом
административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в
определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое
регулирование представляет собой процесс последовательного использования
административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения
участников общественных отношений.
В административно-правовом отношении как
элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной
нормы административного права, определяются характер, права и обязанности
участников отношения. Административно-правовые отношения возникают между
органами государственного управления, с одной стороны, и соответствующими
органами государства, общественными организациями и гражданами - с другой, в
процессе применения норм административного права. Для этих отношений характерно
следующее:
1) одной из сторон в них всегда выступает государственный орган
(орган управления) или его должностное лицо, наделённые определёнными
государственными властными полномочиями и действующие от имени государства;
2)
отношение может возникнуть помимо воли другой стороны;
3) как правило, споры,
возникающие по этим отношениям, разрешаются в административном порядке, то есть
вышестоящим органом управления или специально созданным для этой цели
государственным органом.
В качестве примера использование механизма
административно-правового регулирования и его средств пограничными органами ФСБ
России можно привести следующее.
В статье 18.2 КоАП РФ устанавливается
административная ответственность за нарушение правил въезда (прохода) в
пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных
средств в пограничной зоне. Сами правила пограничного режима утверждены Приказом
Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2006 г. №
452. Так, данный приказ устанавливает административно-правовую норму (п. 1.1),
согласно которой въезд (проход) граждан Российской Федерации, иностранных
граждан, подданных иностранных государств, лиц без гражданства и транспортных
средств в пограничную зону осуществляется в установленных местах въезда
(прохода):
1) по документам, удостоверяющим личность;
2) по индивидуальным или
коллективным пропускам, выдаваемым пограничными управлениями ФСБ России по
субъектам Российской Федерации (по направлениям), при наличии документов,
удостоверяющих личность.
Далее даются разъяснения, кто имеет право проезда
(прохода) по документам, удостоверяющим личность, а кто по пропускам. Например,
въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность,
осуществляют должностные лица местного самоуправления муниципальных образований,
на территории которых установлена пограничная зона. В этих же правилах
разъясняется порядок получения индивидуальных и коллективных пропусков.
Правила
также устанавливают, что индивидуальные и коллективные пропуска выдаются
пограничными управлениями ФСБ России по субъектам Федерации, в свою очередь,
сами пропуска являются актами применения норм административного права.
Другие работы по теме:
Типы экономических систем
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 Введение 3 Традиционная система 4 Административно-командная система (централизованно-плановая) 5 Рыночная система 7 Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства. 7
Предмет и понятие Финансового права 2
Предмет и понятие Финансового права Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм права регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Основы права
Вопросы к зачету по дисциплине “” Признаки государства. Теории происхождения государства. Формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства.
Административное право как учебная дисциплина
Административное право как учебная дисциплина изучается в высших юридических учебных заведениях. Построение системы курса во многом зависит от профиля вуза, где изучается дисциплина административного права.
Методические указания для выполнения рефератов
Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал
Государственное регулирование предпринимательской деятельности 9
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Мангёндэ
́ (кор. 만경대, 萬景臺, англ. Man'gyŏngdae; при японской власти Манкэйдай)[1] — малый населённый пункт (деревня) в 12-ти км. на юго-запад от Пхеньяна. Административно входит в провинцию Пхеньян. Название деревни состоит из элементов «десять тысяч» (ман), «пейзаж» (гён), «зеленый холм» (дэ), и связано с видом с местных холмов на реку Тэдонган.
Лубенский полк
Введение 1 География 2 История 3 Полковники Введение Лубенский полк — административно-территориальная и военная единица Левобережной Украины в XVII—XVIII веках, одна из 10 административно-территориальных казачьих полков Гетманщины. Полковой центр — город Лубны.
Административно-территориальная реформа в Казахстане 1997
Административно-территориальная реформа в Казахстане (22 апреля 1997 г.) прошла по инициативе президента РК Назарбаева. Закон "О мерах по оптимизации административно-территориальной устройства Республики Казахстан" привёл к следующ. изменениям: Талды-Курганская область вошла в состав Алматинской с центром в г.
Качагакаберд крепость
План Введение 1 История 2 Архитектура 3 Фото Список литературы Введение Качахакаберд (арм. Կաչաղակաբերդ (Сорочья крепость)) — горная крепость, согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики находится в Мартакертском районе, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики в Тертерском районе.
Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан
Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Государственный контроль за хозяйственной деятельностью 2
Хоз.деят-сть - деятельность спец-х субъектов хозяйствования в сфере производства, обмена и перераспределения материальных и интеллектуальных благ, а также управление и контроль за этой деятельностью со стороны гос-х органов и иных лиц.
Предмет и метод административного права 5
Предмет и метод административного права Общественные отношения, регулируемые административным правом Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.
Жилищное право, его понятие
Жилищное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и эксплуатации жилищного фонда. Предметом жилищного права являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием и эксплуатацией жилищного фонда.
Административное право и его задачи
Оглавление 1. Административное право как отрасль права..…………………………..3 2. Предмет и задачи административного права..………………………….6 3. Виды административного права..………………………………………..8
Административное право 11
Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Административное право как отрасль права 3
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Предмет и метод административно – правового регулирования. Административное право представляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Эти отношения складываются главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности.
Правоотношение понятие и виды
Понятие "правоотношение" является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование.
Административно-правовые нормы 2
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Трудовое право как отрасль науки
Трудовое право как совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей. Единство и дифференциация правового регулирования труда. Функции и принципы трудового права. Императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы.
Понятие системы права, отрасли права
Совокупность системы норм права современного государства, ее составные части: нормы, институты, подотрасли и отрасли права. Семейное, конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, земельное, трудовое, уголовное право.
Понятие и сущность административного права
Административное право, его сущность. Гуманизация всех институтов государства и общества. Обеспечение прав и свобод человека. Административно-правовое регулирование государственной службы. Государственная власть на основе теории разделения властей.
Предмет и метод муниципального права
Предмет и метод муниципального права Муниципальное право, как и любая отрасль права, имеет свой предмет. Под предметом муниципального права понимается совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления.
Механизм административно-правового регулирования
Определение механизма административно-правового регулирования как формы юридического опосредствования отношений управляющего и управляемого. Разрешение процедурных и юрисдикционных дел исполнительных органов. Классификация административного права.
Механизм административно-правового регулирования
Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.
Зангелан
Зангелан (азерб. Zəngilan)[1]/ Ковсакан (арм. Կովսական)[2] — город в Закавказье, согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей населённый пункт с 1 ноября 1993 года, расположен в Кашатагском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджана является административным центром Зангеланского района Азербайджана.