Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан.
Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Под методом правового регулирования понимаются особые приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм.
Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения. Предметом конституционного права являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, образуют основу устройства государства и общества и прямо связаны с осуществлением государственной власти. По сравнению с другими отраслями права, предмет конституционного права отличается существенными особенностями. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Особенность конституционного права состоит и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах - те отношения, которые можно назвать базовыми в каждой из указанных сфер.
Методы конституционного права, как совокупность приемов и способов регулирования конституционно-правовых отношений.
Различают:
1. Метод обязывания. Применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах их деятельности (ст.ст.6, 18 Конституции Республики Казахстан) .
2. Метод запрещения. Применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований, в ограниченных случаях применяется в отношении граждан (п.3 ст.39 Конституции Республики Казахстан).
3. Метод дозволения. Применяется для установления статуса человека и гражданина (ст.21 Конституции Республики Казахстан), также при определении полномочий государственных органов (п.4 ст.53 Конституции Республики Казахстан).
4. Метод признания, т.е. признание естественных прав человека (п.2 ст.12 Конституции Республики Казахстан).
Общей теории права под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное и формально определенное правило поведения, представляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности. Это определение приемлемо и для конституционно-правовой нормы. Но в чем специфика, отличие конституционно-правовой нормы от норм других отраслей права? Ответ лежит в особенностях, регулируемых конституционным правом, общественных отношений. Отличаются:
1. Содержанием (той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены) .
2. Обладание наибольшей юридической силой; нормы, противоречащие положениям Конституции Республики Казахстан, подлежат отмене.
3. Источниками, в которых они выражены (наиболее значимые нормы содержатся в Конституции Республики Казахстан).
4. Своеобразием вида норм (наличие норм-принципов, норм-задач, декларативных положений) .
5. Особым механизмом реализации (регулируют лишь существенные, главные стороны общественных отношений)
6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены (народ, государство, нации, высшие государственные органы) .
7. Особенностями структуры (обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция)
8. Учредительным характером содержащихся в них предписаний.
Основная классификация конституционно-правовых норм.
По характеру содержащихся предписаний:
Управомачивающие нормы - нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Это конституционные нормы о политических, экономических, социальных правах граждан. К таким нормам относятся также нормы, определяющие конституционные полномочия Президента, Парламента, Правительства, Конституционного Совета Республики Казахстан.
Обязывающие нормы - нормы, закрепляющие обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Такие обязанности возлагаются не только на граждан, но и на Председателей Палат Парламента Республики Казахстан.
Запрещающие нормы - нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Такие нормы направлены на защиту конституционных устоев государства, законности и правопорядка.
По степени определенности содержащихся в них предписаний:
Императивные нормы - нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.
Диспозитивные нормы - нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
По назначению в механизме правового регулирования:
Материальные нормы - нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений.
Процессуальные нормы - нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.
Совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, называют конституционно-правовым институтом. Примеры: институт гражданства, институт президентства, институт избирательного права и др.
Другие работы по теме:
Международные инвестиций
Международные инвeстиции :: Новости СНГ и Балтии :: Новости Казахстана Казахстан и Китай объединит инвестиционный фонд? 23 февраля 2011г. 19:06 Новости Казахстана, Астана. Казахстан и Китай создадут общий инвестиционный фонд с капиталом 1 миллиард долларов.
Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан
5.4 Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан В соответствии с нормами Конституции, Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19.06.95г. регулируются вопросы правового положения граждан других государств на территории республики.
Бумажные деньги
1 вопрос. Бумажные деньги, закономерности их обращения. Бумажные деньги — представители действительных денег. Исторически они появились как заместители находившихся в обращении золотых монет. Объективная возможность обращения этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения, когда деньги являлись мимолетным посредником товаров.
Государственный долг Республики Казахстан
В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года: Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.
по Бюджетному праву
1. Бюджетная компетенция. Материальные и процессуальные бюджетные права. Юридической характеристикой государства и государственно-территориальных образований является компетенция. Посредством компетенции раскрывается правосубъектность государственного органа, в лице которого Республика Казахстан, вступает в конкретные бюджетные правоотношения.
7 чудес Казахстана
Общественный проект показывает архитектурные сооружения и памятники Казахстана самых различных эпох. Голосуй за чудо Казахстана до 21 марта 2009 года!
Остойчивость судна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА Институт Морских Технологий
Законотворческий процесс в Республики Казахстан
Введение. Законотворчество – это сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого, должно появляться новое, по замыслу его автора, правообразование. Главное звено в законотворчестве – принятие законодательным органом законопроекта.
Исполнительный Совет Французской Республики
Введение 1 Состав 2 Избрание 3 Компетенция 4 История Введение Исполнительный Совет Французской Республики (фр. Conseil exйcutif) — орган исполнительной власти Французской Республики по Конституции Французской Республики, принятой Национальным Конвентом в 1793.
Административно-территориальная реформа в Казахстане 1997
Административно-территориальная реформа в Казахстане (22 апреля 1997 г.) прошла по инициативе президента РК Назарбаева. Закон "О мерах по оптимизации административно-территориальной устройства Республики Казахстан" привёл к следующ. изменениям: Талды-Курганская область вошла в состав Алматинской с центром в г.
Столица Республики Казахстан
— город Астана. Ежегодно 6 июля в Казахстане отмечается День столицы. Первой столицей Казахстана ([[Алашская автономия}|Алашской автономии]]) в 1917−1920 был город Семипалатинск, переименованный в это время в город Алаш-кала.
Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане
Тамгалы Сарыарка Объекты Всемирного наследия в Казахстане Республика Казахстан присоединилась к Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия 29 апреля 1994 года. В 1998 году Министерством, в установленном порядке, по каналам Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО, было внесено Досье номинации на 10 памятников национального наследия, на рассмотрение в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Инновационная индустриализация Казахстана
Индустриализация – процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному с преобладанием производства в экономике. Так звучит классическое определение понятия «индустриализация». Сегодня в свете сложившихся экономических тенденций, активной интеграции Казахстана в мировое экономическое сообщество и сопутствующего ей глобального экономического кризиса появилось совершенно новое понятие как «инновационная индустриализация», то есть преобразование народного хозяйства на основе промышленного производства с внедрением и использованием новых технологий и ноу-хау.
Внешняя политика Казахстана
План Введение 1 Казахстан и международные организации 1.1 Казахстан и ООН 1.2 Казахстан и ОБСЕ 1.3 Казахстан и ШОС 1.4 Казахстан и ОИК 1.5 Казахстан и ОДКБ
Главное управление Французской Республики
План Введение 1 История 2 Состав 3 Назначение Введение Главное управление Французской Республики (administration gйnйrale de la Rйpublique) – высший административный орган Французской Республики по Конституции Французской Республики, принятой в 1793 году.
Перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану
План Введение 1 История 2 Причины 2.1 Географические 2.2 Демографические Список литературы Введение Перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану (10 декабря 1997 г.) — третий по счёту перенос столицы в Казахстане. В отличие от предыдущих, данный перенос был инициирован властями самой республики.
Поляки в Казахстане
План Введение 1 История 1.1 Переселенцы конца XIX — начала XX веков 1.2 Депортация поляков после 1945 2 Расселение 4 Источники Введение Поляки в Казахстане — одна из национальных общин республики Казахстан. Часть мировой польской диаспоры, именуемой Полония. Перепись населения Казахстана 1999 года показала наличие в стране 40 тыс. польских жителей (0,3 % населения республики).
Мусаев, Альнур Альжапарович
(4 января 1954г.р.) Биография Родился в селе Луговое Луговского района Джамбулской области. Среднее образование получил в г. Алма-Ате. В 1976 году окончил Казахский политехнический институт по специальности горный инженер.
Нотариат 3
1. На какой срок может быть приостановлена действие лицензии нотариуса? И по каким причинам? Статья 10. Приостановление действия лицензии нотариуса
Понятие конституционного права как отрасли права
1. Проблема наименования отрасли права. Понятие конституционного права как отрасли права Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.
Система органов дознания и предварительного следствия
Предварительное следствие по уголовным делам. Органы дознания: ОВД, органы национальной безопасности, юстиции, таможенные органы, командиры пограничных и воинских частей, руководители дипломатических представительств. Задачи органов внутренних дел.
Республиканский референдум в Республике Казахстан
Термин "референдум", его этимология и особенности в разных странах. Формы референдума и процедуры их применения. Республиканский Референдум в Республике Казахстан, его предметы, основополагающие принципы проведения и субъекты инициативы о его назначении.
Избирательное право в Республике Казахстан
Выборы как один из механизмов распределения властных полномочий. Понятие избирательного права Республики Казахстан в юридической литературе, его источники и принципы. Участие граждан в выборах, цензовые требования. Принцип добровольного участия в выборах.