Реферат: ЕГЭ по физике 2012 Спецификация PDF - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ЕГЭ по физике 2012 Спецификация PDF

ЕГЭ » ЕГЭ по физике 2012 Спецификация PDF
Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ
Спецификация
контрольных измерительных материалов для
проведения в 2012 году единого государствен-
ного экзамена по физике
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
ФИЗИКА, 11 класс 2
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2012 году единого государственного экзамена
по ФИЗИКЕ
1. Назначение контрольных измерительных материалов
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень
освоения выпускниками Федерального компонента государственного образо- вательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Результаты единого государственного экзамена по физике признаются об-
разовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по физике.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих
документов.
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного
общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего
(полного) общего образования по физике, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы включает контролируемые
элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в высших учебных заведениях содержательные элементы контролируются в одном и том же варианте заданиями различных уровней сложности. Число заданий по тому или иному разделу определяется его содержательным наполнением и пропор- ционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по физике. Различные планы, по которым конструи- руются экзаменационные варианты, строятся по принципу содержательного дополнения так, что в целом все серии вариантов обеспечивают диагностику освоения всех включенных в кодификатор содержательных элементов.
Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость про-
верки предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом ограниче- ний в условиях массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений и решении задач. Овладение умениями по работе с информацией физического содержа- ния проверяется в тесте опосредованно при использовании различных спосо- бов представления информации в текстах заданий или дистракторах (графики,
таблицы, схемы и схематические рисунки). В рамках технологии единого государственного экзамена невозможно обеспечить диагностику эксперимен- тальных умений, так как здесь требуется использование реального лаборатор- ного оборудования. Однако в экзаменационной работе используются задания по фотографиям реальных физических опытов, которые диагностируют овладение частью экспериментальных умений.
Наиболее важным видом деятельности с точки зрения успешного про-
должения образования в вузе является решение задач. Порядка 40% макси- мального первичного балла отводится на решение задач повышенного и высокого уровней сложности. Каждый вариант включает в себя задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение приме- нять физические законы и формулы как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.
Использование моделей заданий ограничено рамками бланковой техно-
логии ЕГЭ. Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспе- чивается едиными критериями оценивания, участием двух независимых экспертов, оценивающих одну работу, возможностью назначения третьего эксперта и наличием процедуры апелляции.
Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по вы-
бору выпускников и предназначен для дифференциации при поступлении в высшие учебные заведения. Для этих целей в работу включаются задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволя- ет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике средней школы и овладение наиболее важными видами деятельности. Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержа- ние которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количе- ство баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником про- граммы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается исходя из требований освоения стандарта базового уровня. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в высшем учебном заведении.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 3-х частей и вклю-
чает 35 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа. Их обозначение в работе:
А1; А2; … А21. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только 1.
Часть 2 содержит 4 задания, к которым требуется дать краткий ответ. Их
обозначение в работе: В1; … В4. В экзаменационной работе предложены
задания, в которых ответы необходимо привести в виде последовательности цифр.
Часть 3 содержит 10 заданий, объединенных общим видом деятельности –
решение задач. Из них 4 задания с выбором одного верного ответа (А22–А25) и 6 заданий, для которых необходимо привести развернутый ответ (их обозна- чение в работе: С1; С2; … С6).
Таблица 1. Распределение заданий
экзаменационной работы по частям работы
№ Части рабо- ты Число зада- ний ный балл мальный первич- Макси- первичного балла за задания мального первичного балла за всю работу, равного 51 Процент максимального данной части от макси- Тип заданий
1 Часть 1 21 21 41% С выбором ответа
2 Часть 2 4 8 16% С кратким ответом
3 Часть 3 10 22 43% С выбором ответа и с развернутым отве- том
Итого 35 51 100%
Всего для формирования КИМ ЕГЭ 2012 г. используется несколько пла-
нов. В части 1 для обеспечения более доступного восприятия информации задания А1–А19 группируются исходя из тематической принадлежности заданий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. В частях 2 и 3 задания группируются в зависимости от формы представления заданий и в соответствии с тематической принадлежностью. 5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и спо- собам деятельности
При разработке содержания контрольных измерительных материалов учи-
тывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представлен- ных в разделе 1 кодификатора. В экзаменационной работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса физики.
1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механи-
ке, механические колебания и волны).
2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодина-
мика).
3. Электродинамика и основы СТО(электрическое поле, постоянный ток,
магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колеба- ния и волны, оптика, основы СТО).
4. Квантовая физика (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома,
физика атомного ядра).
Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из
разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном
курсе физики. В таблице 2 дано распределение заданий по разделам. Задания части 3 (задания С2–С6) проверяют, как правило, комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики.
Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам
(темам) курса физики в зависимости от формы заданий
Разделы курса физики, включенные Число заданий
в экзаменационную работу Вся работа Часть 1 Часть 2 Часть 3
Механика 9–12 6–7 1–2 2–3
Молекулярная физика 7–9 4–5 1–2 2–3
Электродинамика 10–13 6–7 1–2 3–4
Квантовая физика 5–8 3–4 1–2 1–2
Итого 35 21 4 10
Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости про-
веркиумений и способов действий, отраженных во втором разделе кодифика- тора. В таблице 3 приведено распределение заданий по видам умений и способам действий в зависимости от формы заданий.
Таблица 3. Распределение заданий по видам умений и способам действий в
зависимости от формы заданий
Основные умения Число заданий
и способы действий работа Вся Часть 1 Часть 2 Часть 3
Требования 1.1 – 1.3 12–17 10–15 2 –
Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов
Требования 2.1 – 2.4 6– 12 4–10 2 –
Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспери- ментов … приводить примеры практи- ческого использования физических знаний
Требование 2.5 Отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента и т. д. 2–4 2–3 – 0–1
Требование 2.6 Уметь применять полученные знания при решении физических задач 10 – – 10
Требования 3.1 – 3.2 1 0–1 – 0–1
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Итого 35 21 4 10
6. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности
В экзаменационной работе представлены задания разных уровней слож-
ности: базового, повышенного и высокого.
Задания базового уровня включены в часть 1 работы (21 задание
с выбором ответа) и часть 2 (1 задание с кратким ответом). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов.
Задания повышенного уровня сосредоточены в 2 и 3 частях экзаменаци-
онной работы: 3 задания с кратким ответом части 2, 4 задания с выбором ответа и 1 задание с развернутым ответом в части 3. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики.
5 заданий части 3 являются заданиями высокого уровня сложности и
проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух-трех разделов физики, т. е. высокого уровня подготовки. Включение в часть 3 работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференциро- вать учащихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню подготовки.
В таблице 4 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 4. Распределение заданий по уровню сложности
сложности Уровень заданий заданий Число первичный мальный Макси- балл балла за задания данного уровня сложно- сти от максимального первичного балла Процент максимального первичного за всю работу, равного 51
Базовый 22 23 45%
Повышенный 8 13 26%
Высокий 5 15 29%
Итого 35 51 100%
7. Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный эк-
заменуемым номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое из заданий А1–А25 оцениваются 1 баллом.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный
в бланке № 1 ответ совпадает с верным ответом. Каждое из заданий В1–В4 оценивается 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено более одной ошибки.
Ответы на задания с выбором ответа и кратким ответом обрабатываются
автоматически после сканирования бланков ответов № 1.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами с учетом
правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за задания с развернутым ответом составляет 3 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставля- ется каждый балл – от нуля до максимального балла. В экзаменационном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.
В соответствии с Порядком проведения единого государственного экза-
мена, утверждаемым приказом Минобрнауки России (п.53), «баллы за ответы участника ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом определяются, исходя из следующих положений:
• если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окон- чательным;
• если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в большую сто- рону;
• если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ЕГЭ… третьим экспертом.»
Существенным считается расхождение в 2 и более баллов оценки за вы-
полнение любого задания.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы,
подсчитывается число баллов по 100-балльной шкале, которое фиксируется в свидетельстве о результатах ЕГЭ. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже мини- мального.
8. Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий различных частей работы со-
ставляет:
1) для каждого задания с выбором ответа – 2–5 минут;
2) для каждого задания с кратким ответом – 3–5 минут;
3) для каждого задания с развернутым ответом – от 15 до 25 минут.
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 240 минут. 9. Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика)
с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейка.
Перечень оборудования, допускаемого к использованию на ЕГЭ по фи-
зике, утверждается Рособрнадзором.
10. Изменения в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по физике в 2012 году
Содержание экзаменационной работы, общее количество заданий и мак-
симальный тестовый балл оставлены без изменений.
Изменена структура варианта КИМ исходя из проверяемых видов дея-
тельности. Часть 3 работы полностью составлена из заданий, проверяющих умение решать задачи по физике. При этом общее число задач в каждом варианте не изменилось.
Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым отве-
том.
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ФИЗИКА, 11 класс 9 ФИЗИКА, 11 класс 10
Приложение А18 Физика атома, физика 5.2.1–5.2.3 5.3.1, 5.3.3 1, 2.1–2.4 Б 1
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2012 года по физике атомного ядра
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, А19 Физика атомного ядра 5.3.1, 5.3.2, 5.3.5 1, 2.1–2.4 Б 1
В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. А20 Механика – квантовая фи- 1.1–5.3 2.5 Б 1
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный процент выполнения – 60– зика (методы научного
90%), П – повышенный (40–60%), В – высокий (менее 40%). познания)
работе значе- ния в Обо- зада- ние Проверяемые элементы содержания по кодификатору Коды элементов содержания содержания элементов проверя- умений Коды емых Уровень задания слож- ности задания Макси- балл за выпол- нение маль- ный А21 Механика – квантовая фи- В2 Механика – квантовая фи- В1 Механика – квантовая фи- зика. познания) зика (методы научного Часть 2 1.1–5.3 1, 1.1–5.3 2.5 1.1–5.3 1, 2.1–2.4 2.1–2.4 Б, П 2 П 2 Б 1
Часть 1 зика.
А1 Кинематика 1.1.1–1.1.7 1, 2.1–2.4 Б 1 В3 Механика – квантовая фи- 1.1–5.3 1, 2.1–2.4 П, Б 2
А2 Кинематика, законы 1.1.5–1.1.8, 1, 2.1–2.4 Б 1 зика.
Ньютона 1.2.1, 1.2.6–1.2.8 В4 Механика – квантовая фи- 1.1–5.3 1, 2.1–2.4 П 2
А3 Силы в природе 1.2.2. –1.2.6, 1.2.10, 1, 2.1–2.4 Б 1 зика.
1.2.12, 1.2.13 Часть 3
А4 Силы в природе, импульс, 1.2.9, 1.2.11, 1.2.14 1, 2.1–2.4, 3 Б 1 А22 Механика (расчетная зада- 1.1–1.5 2.6 П 1
закон сохранения импульса 1.4.1–1.4.3 ча)
А5 Механическая энергия, ра- 1, 2.1–2.4 Б 1 А23 Механика. Молекулярная 1.1–1.5 2.1, 2.2 2.6 П 1
бота, закон сохранения энергии 1.4.4–1.4.9 физика, термодинамика
(расчетная задача)
А6 Статика, механические ко- 1.3.1–1.3.6 1.5.1–1.5.9 1, 2.1–2.4 Б 1 А24 Молекулярная физика, 2.1, 2.2 3.1–3.6 2.6 П 1
лебания и волны термодинамика. Электро- динамика (расчетная зада- ча)
А7 МКТ 2.1.1–2.1.6, 2.1.8 1, 2.1–2.4, 3 Б 1
А8 МКТ 2.1.7 1, 2.1–2.4 Б 1
2.1.9–2.1.12 А25 Электродинамика. Кванто- 3.1–3.6 2.6 П 1
А9 МКТ, термодинамика 2.1.13–2.1.17, 1, 2.1–2.4 Б 1 вая физика (расчетная 5.1-5.3
2.2.2, 2.2.3 задача).
А10 Термодинамика 2.2.1, 2.2.4–2.2.6 1, 2.1–2.4, 3 Б 1 С1 Механика – квантовая фи- 1.1–5.3 2.6, 3 П 3
2.2.7, 2.2.9 –2.2.10 зика (качественная задача)
А11 Электростатика 3.1.1–3.1.13 1, 2.1–2.4 Б 1 С2 Механика (расчетная зада- 1.1–1.5 2.6 В 3
А12 Постоянный ток 3.2.1–3.2.11 1, 2.1–2.4, 3 Б 1 ча)
А13 Магнитное поле, электро- 3.3.1–3.3.4 3.4.1–3.4.3 1, 2.1–2.4, 3 Б 1 С3 Молекулярная физика 2.1, 2.2 2.6 В 3
магнитная индукция (расчетная задача)
А14 Электромагнитная индук- 3.4.1–3.4.7 3.5.1–3.5.7 1, 2.1–2.4 Б 1 С4 Электродинамика (расчет- 3.1–3.6 2.6 В 3
ция, электромагнитные ко- лебания и волны ная задача)
С5 Электродинамика (расчет- 3.1–3.6 2.6 В 3
А15 Оптика 3.6.1–3.6.4, 1, 2.1–2.4, 3 Б 1 ная задача)
3.6.6–3.6.9 С6 Квантовая физика (расчет- 5.1–5.3 2.6 В 3
А16 Элементы СТО, оптика 3.6.5, 3.6.10–3.6.13, 1, 2.1–2.4 Б 1 ная задача)
4.1 Всего заданий – 35, из них по типу заданий: А – 25,В – 4,С – 6; по уровню сложности: Б – 22, П – 8, В – 5. Максимальный первичный балл за работу – 51. Общее время выполнения работы – 240 мин.
А17 Корпускулярно-волновой 5.1.1 –5.1.7 1, 2.1–2.4 Б 1
дуализм, физика атома 5.2.1, 5.2.2
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации