ГИА русский язык 2010 спецификация

ЕГЭ » ГИА русский язык 2010 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших
основные общеобразовательные программы основного
общего образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования
1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень подготовки по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу
экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования
по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3. Преемственность между КИМ ЕГЭ и ГИА
Преемственность в подходах заключается не только в соблюдении
общих принципов построения экзаменационной работы (валидность, объективность проверки, пропорциональная представленность в работе всех разделов курса, соответствие измерителя характеру проверяемого объекта, экономичность проверки, технологичность процедуры проверки), но и в отражении в работе специфики этапа изучения русского языка в школе.
При этом намеченный в Федеральном компоненте государственного
стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.) и реализованный в материалах единого государственного экзамена компетентностный подход отразился и в содержании экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации выпускников IХ классов. Работа проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических,
2
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
учебного предмета «Русский язык»
Содержательные разделы Число Макси- Процент максимального
заданий мальный первичного балла за
первичны задания данного блока
й балл содержания от
максимального
В работу по русскому языку включено 6 заданий с выбором ответа из первичного балла за всю
4-х предложенных, 14 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и 2 задания с развёрнутым ответом: краткое изложение и одно альтернативное задание (сочинение). работу, равного 44
баллам
Речь. Слушание. Адек- ватное понимание устной речи. Изложение. Пись- менное воспроизведение текста с заданной степе- нью свернутости (сжатое изложение 1 7 16%
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. Часть 1 – краткое изложение. Часть 2 (А1–А6, В1–В14) содержит задания с выбором ответа и задания
с кратким ответом.
Часть 3 (С2.1 или С2.2) – это задания открытого типа с развёрнутым
ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1. содержания
прослушанного текста).
Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи. 4 4 9%
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Части работы Число Максимальный Типы заданий Лексика и фразеология. 2 2 4%
заданий первичный балл Синтаксис. 7 7 16%
1 Часть 1 1 7 Задание с развернутым ответом Орфография. 3 3 7%
(С1) Пунктуация. 3 3 7%
2 Часть 2 6 6 Задания с выбором Выразительность русской речи. 1 1 2%
(А1–А6) ответа
14 14 Задания с кратким Речь. Письмо. Создание текста в соответствии с заданной темой и функ- ционально-смысловым типом речи. 1 7 16%
(В1–В14) ответом
3 Часть 3 1 7 Задание с развернутым ответом
(С2.1 или
С2.2)
Части 1 и 3 (С1 и С2.1 или С2.2) 10 баллов за Практическая грамот- Части 1, 3 10 23%
практическую грамотность и ность и фактическая точ- ность речи. (в целом)
фактическую
точность речи Итого: 22 44 100%
Итого: 22 44
5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; пишет изложение, создаёт собственное письменное монологическое высказывание. Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по
Распределение заданий по основным содержательным разделам
учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.
3 4
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается Копирование не допускается
Таблица 3. Распределение заданий по видам работ с языковым материалом
Виды работы с языковым Число Макси- Процент максимального
материалом зада- мальный первичного балла за
ний первичный выполнение заданий,
балл предусматривающих
различные виды работы с
языковым материалом, от
максимального первичного
балла за всю работу, равного
44 баллам
Написание изложения. 1 7 16%
Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста). 20 20 45%
Написание сочинения. 1 7 16%
Практическая грамотность. 10 23%
(на основе написания
сочинения и
изложения)
Итого: 22 44 100%
6. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В таблице 4 представлено распределение заданий экзаменационной
работы по уровням сложности.
Таблица 4. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню
сложности
сложности Уровень заданий заданий Число Максималь- первичный балл ный Процент максимального первичного балла максимального первичного балла за всю за задания данного уровня сложности от работу, равного 44 баллам
Базовый 21 37 84 %
Высокий 1 7 16 %
Итого: 44 100 %
7. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут).
5
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
8. Дополнительные материалы и оборудование
На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими
словарями.
9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание С1 (сжатое изложение) 1 части работы оценивается
по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 – 7 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части работы выпускник
получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания второй части работы, – 20 баллов.
Оценка ответа на задание С2.1 или С2.2 3 части работы
осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за альтернативное задание – 7 баллов.
Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической
точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить
экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 44 балла.
Экзаменационная работа считается выполненной на
удовлетворительном уровне, если экзаменуемый набрал не менее 20 баллов, 3 (три) из которых получены за грамотность (критерии ГК1–ГК4). 10. Условия проведения экзамена (требования к специалистам)
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются
специалисты-филологи. Учитель-словесник, не работавший с
экзаменуемыми, приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения. После второго прочтения он должен покинуть экзаменационную аудиторию.
Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не
преподающий русский язык и литературу. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения к организации экзамена лиц со специальным образованием по данному предмету.
Получив пакет с экзаменационными материалами, экзаменуемые
подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте экзаменуемых и заполняются ими в ходе экзамена.
Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст. После второго
прочтения текста экзаменуемые пересказывают его сжато в письменной форме. Затем знакомятся с текстом для чтения, который по мере
6
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
План демонстрационного варианта экзаменационной работы
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с
выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал %
Задания с развёрнутым ответом проверяются специалистами по выполнения 60%–90%), В – высокий (менее 40%).
русскому языку, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий государственной итоговой аттестации.
№ Обоз- Проверяемые Коды Коды Уро- вень Мак-си- При-
наче- элементы содержания прове- про- маль- мер-ное
11. Рекомендации по подготовке к экзамену ние ряемых элемен- веря- емых слож- ности ный время
допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году (используемым в школах в последние два-три года). Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в разделе «Документы министерства», а также на федеральном портале «Российское образование» (www.edu). 12. Изменения в экзаменационной работе 2010 года по сравнению с 2009 годом К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и ния в рабо- зада- содер- тов уме- ний зада- ния вы-пол- балл за нение вы-пол- нения зада-
те жания зада- ния
ния (мин.)
1. С1 Адекватное понимание 8.5 8.9 2.1 2.4 3.1 3.3 3.5 Б 7 85
устной речи. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёр- нутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Текст как продукт речевой деятельности.
8.10 8.11
9.2 9.3 9.4
3.8– 3.10
Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Сокращено количество заданий с выбором ответа. Расширена тематика задания С2.1 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С1 с развёрнутым 11
2. А1 Адекватное понимание 8.6 2.1 Б 1 3
письменной речи в различ- ных сферах и ситуациях общения.
ответом.
Изменено максимальное количество баллов за выполнение работы в
целом. 13. План экзаменационной работы 2010 года 3. А2 Текст как продукт речевой 8.2 2.2 Б 1 3
деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Содержание экзаменационной работы 2010 года по русскому языку
отражено в обобщённом плане варианта, приведенном в Приложении. 4. А3 Извлечение информации из 8.7 2.1 Б 1 3
различных источников.
5. А4 Синонимы. Антонимы. Омо- 2.2 1.1 Б 1 4
нимы.
6. А5 Лексическое значение слова. 2.1 1.1 Б 1 3
7. А6 Выразительность русской 10.1–10.4 Б 1 6
речи. 1.1 
7 8
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается Копирование не допускается
8. В1 Выбор и организация язы- 8.11 Б 1 4
ковых средств в соответст- вии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. 1.3
9. В2 Правописание корней. 6.1 1.1 Б 1 4
10. В3 Правописание приставок. 6.2 1.1 Б 1 4
11. В4 Правописание суффиксов. 6.3 1.1 Б 1 4
12. В5 Знаки препинания в простом 7.3 1.1 Б 1 4
осложнённом предложении.
13. В6 Знаки препинания в сложно- 7.5 1.1 Б 1 4
сочинённом предложении
14. В7 Знаки препинания в сложно- 7.6 1.1 Б 1 5
подчинённом предложении.
15. В8 Словосочетание. 5.1 1.1 Б 1 4
16. В9 Предложение. Грамматичес- 5.3 1.1 Б 1 5
кая (предикативная) основа предложения.
17. В10 Простое осложнённое пред- 5.8 1.1 Б 1 5
ложение
18. В11 Простое осложнённое пред- 5.8 1.1 Б 1 5
ложение.
19. В12 Синтаксический анализ 5.15 1.1 Б 1 5
сложного предложения.
20. В13 Сложные бессоюзные пред- 5.11 1.1 Б 1 5
ложения.
21. В14 Сложные предложения с 5.12 1.1 Б 1 5
разными видами связи.
22. С2 Создание текста в соот- 8.6 8.7 2.1– В 7 70
ветствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 2.4
8.10 8.11 3.2–
3.5
9.2–9.4 7.1–7.8 3.7– 3.10
11
Всего заданий – 22, из них по типу заданий: А – 6 ,В – 14 ,С – 2; по уровню сложности: Б – 21, В – 1. Общее время выполнения работы – 240 минут.
9
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается