Реферат: ГИА история 2010 кодификатор - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА история 2010 кодификатор

ЕГЭ » ГИА история 2010 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные
программы
Кодификатор
элементов содержания экзаменационной работы
и требований к уровню подготовки выпускников
для проведения в 2010 году государственной (итоговой)
аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся,
освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 1
Кодификатор
элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню
подготовки выпускников для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся,
освоивших основные общеобразовательные программы основного
общего образования
1. Элементы содержания, проверяемые на государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразова- тельных учреждений по истории
Кодификатор составлен на базе Федерального компонента
государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Во втором столбце указывается код элемента содержания, для
которого создаются проверочные задания. Значком « * » отмечены те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.
Код Код
раздела, контроли- Элементы содержания, проверяемые заданиями
темы руемого экзаменационной работы
элемента
1 Древность и средневековье
1.1* Народы и государства на территории нашей страны в древности.
1.1.1 Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э.
1.1.2 Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.
1.2 Русь в IX – начале XII вв.
1.2.1 Новгород и Киев – центры древнерусской
государственности.
1.2.2 Образование Древнерусского государства.
1.2.3 Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси.
1.2.4 Ярослав Мудрый. «Русская Правда».
1.2.5 Княжеские усобицы. Владимир Мономах.
1.2.6* Международные связи Древней Руси.
1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
1.3.1 Политическая раздробленность Руси.
1.3.2 Крупнейший центр удельной Руси.
1.3.3* Борьба против внешней агрессии в XIII в.
1.3.4* Монгольское завоевание.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2
1.3.5* Экспансия с Запада. Александр Невский.
1.3.6 Начало объединения русских земель. Иван Калита.
1.3.7 Формы землевладения и хозяйства.
1.3.8 Куликовская битва. Дмитрий Донской.
1.3.9 Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
1.4 Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
1.4.1* Свержение золотоордынского ига. Иван III.
1.4.2 Завершение объединения русских земель.
1.4.3 Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г.
1.4.4 Иван IV Грозный.Установление царской власти.
1.4.5 Реформы середины XVI в. Земские соборы.
1.4.6* Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири).
1.4.7 Опричнина.
1.4.8* Смута в начале XVII в.
1.4.9* Борьба против внешней экспансии.К. Минин. Д. Пожарский.
1.4.10 Россия при первых Романовых.
1.4.11 Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.
1.4.12 Церковный раскол. Никон и Аввакум.
1.4.13* Внешняя политика России в XVII в. Вхождение
Левобережной Украины в состав России.
1.5 Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
1.5.1* Формирование древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество.
1.5.2 Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров.
2 Новое время
2.1 Россия в XVIII – середине XIX вв.
2.1.1 Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I.
2.1.2* Создание регулярной армии и флота. Северная война.
2.1.3 Абсолютизм.
2.1.4 Дворцовые перевороты.
2.1.5 Расширение прав и привилегий дворянства.
2.1.6 Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя.
2.1.7 Социальные движения. Е.И. Пугачёв.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3
2.1.8* Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков.
2.1.9 Внутренняя политика в первой половине XIX в.
М.М. Сперанский.
2.1.10* Отечественная война 1812 г. 2.1.11
Движение декабристов.
2.1.12 Общественная мысль во второй четверти XIX в.
Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы.
2.1.13 Начало промышленного переворота.
2.1.14* Присоединение Кавказа. Крымская война. 2.2
Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.
2.2.1 Великие реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права.
2.2.2 Завершение промышленного переворота.
Формирование классов индустриального общества.
2.2.3 Контрреформы 1880-х гг.
2.2.4 Общественные движения второй половины XIX в.
2.2.5* Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Россия в военно- политических блоках.
2.2.6 Промышленный подъем. Формирование монополий.
2.2.7 Обострение социальных противоречий в условиях модернизации.
2.2.8 Революция 1905–1907 гг. Государственная Дума.
2.2.9 П.А. Столыпин. Аграрная реформа.
2.2.10* Россия в Первой мировой войне. 2.2.11
Революция в России в 1917 г. Падение монархии.
2.2.12 Временное правительство и Советы.
2.3 Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.
2.3.1 Наука и образование.
2.3.2 Литература и искусство.
2.3.3* Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
2.3.4 Светский, рациональный характер культуры.
3 Новейшая история
3.1 Советская Россия–СССР в 1917–1991 гг.
3.1.1 Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин.
3.1.2 Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры.
3.1.3 Распад Российской империи.
3.1.4* Гражданская война. Белое движение. «Военный коммунизм».
3.1.5 Новая экономическая политика.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4
3.1.6 Образование СССР.
3.1.7 Индустриализация. Коллективизация сельского
хозяйства.
3.1.8 Коренные изменения в духовной жизни.
3.1.9 Формирование централизованной (командной)
экономики.
3.1.10 Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии.
3.1.11* СССР в системе международных отношений в 1920-х–
1930-х гг.
3.1.12*СССР во Второй мировой войне. Великая
Отечественная война 1941–1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение.
3.1.13 Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе в войны.
3.1.14 Советский тыл в годы войны.
3.1.15 Партизанское движение.
3.1.16* СССР в антигитлеровской коалиции. 3.1.17
Советские полководцы. Г.К. Жуков.
3.1.18 Итоги Великой Отечественной войны.
3.1.19 Послевоенное восстановление хозяйства.
3.1.20 «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущёв.
3.1.21 «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.
3.1.22 Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка.
3.1.23 Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения».
3.1.24 Демократизация политической жизни. М.С. Горбачёв.
3.1.25 Августовские события 1991 г. Распад СССР.
Образование СНГ.
3.1.26 Культура советского общества. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники.
3.2 Современная Россия.
3.2.1 Образование Российской Федерации как суверенного государства.
3.2.2 Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике .
3.2.3 Принятие Конституции Российской Федерации.
3.2.4 Российская Федерация в 2000–2009 гг.: основные
тенденции социально-экономического и общественно- политического развития страны на современном этапе. В.В.Путин. Д.А. Медведев.
3.2.5* Российская Федерация в системе современных международных отношений.
3.2.6* Мировое сообщество в начале ХХI в.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5
2. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на
государственной (итоговой) аттестации выпускников
IX классов общеобразовательных учреждений в 2010 году (в новой форме) по истории
Код требований Описание требований к уровню подготовки, освоение которых
проверяется в ходе экзамена
1 Знание дат и периодизации отечественной истории
1.1 Указывать даты на основе предложенного заданием
критерия.
1.2 Указывать название периода на основе предложенного
заданием критерия.
1.3 Соотносить дату с историческим событием (явлением,
процессом) на основе предложенного заданием критерия.
1.4 Называть даты (хронологические рамки) исторических
событий, явлений, процессов, периодов.
2 Знание и понимание основных фактов, ключевых событий, явлений истории России с древности до наших дней
2.1 Указывать исторические факты на основе предложенного
заданием критерия.
2.2 Называть основные исторические факты (события,
персоналии, место, обстоятельства).
2.3 Указывать исторические явления на основе предложенного
заданием критерия.
2.4 Называть исторические явления на основе указанных
характеристик, группы фактов.
2.5 Соотносить общие исторические процессы и отдельные
факты.
3 Знание и понимание основных исторических терминов, понятий
3.1 Объяснять смысл изученных исторических понятий,
терминов.
3.2 Указывать исторические понятия на основе предложенного
заданием критерия.
3.3 Называть, определять историческое понятие на основе
указанных признаков.
3.4 Определять взаимосвязь понятий с фактами, явлениями,
процессами.
4 Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов
4.1 Определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6
4.2 Выявлять итоги, результаты, последствия, значение
исторических событий и явлений.
4.3 Использовать приобретенные знания и умения для
понимания исторического значения событий и явлений современной жизни.
5 Установление последовательности исторических
событий, временных рамок изучаемых исторических явлений
5.1 Соотносить ряд дат с фактами, явлениями, процессами. 5.2 Указывать хронологические рамки исторических событий,
явлений, процессов на основе предложенного заданием критерия.
5.3 Определять хронологическую последовательность исто-
рических фактов, явлений, процессов.
6 Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов
6.1 Соотносить общие исторические процессы и отдельные
факты.
6.2 Выявлять существенные черты исторических процессов,
явлений и событий.
6.3 Указывать факты, раскрывающие характерные черты
исторических событий.
6.4 Определять принадлежность единичного факта к истори-
ческим явлениям и процессам.
6.5 Определять взаимосвязь исторических фактов с явлениями,
процессами, периодами истории.
7 Группировка исторической информации
7.1 Группировать исторические явления и события по
заданному признаку.
7.2 Группировать характерные черты исторического процесса и
явления.
8 Систематизация исторического материала на основе представления об общих тенденциях исторического процесса
8.1 Систематизировать, обобщать материал на основе знаний,
понимания исторического процесса.
8.2 Определять взаимосвязь событий, явлений, процессов.
9 Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов
9.1 Выявлять общность и различие сравниваемых исторических
событий и явлений.
9.2 Сопоставлять различные оценки событий и явлений.
10 Умение извлекать информацию из источника
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7
10.1 Находить ответ по нескольким признакам (упоминаемым
датам, именам, событиям и др.) в историческом документе на основе предложенного заданием критерия.
10.2 Знать/понимать изученные виды исторических источников. 10.3 Формулировать ответ на основе нескольких признаков,
выявленных в результате анализа исторического документа.
10.4 Характеризовать авторство, время и обстоятельства создания
источника.
10.5 Выявлять сущность описанной в источнике проблемы в
историческом контексте.
10.6 Определять позицию автора по отношению к описываемым
в источнике событиям, процессам, историческим деятелям.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8
Копирование не допускается