ГИА информатика 2010 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы
Кодификатор
элементов содержания экзаменационной работы
и требований к уровню подготовки выпускников
для проведения в 2010 году государственной (итоговой)
аттестации (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Кодификатор
элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню
подготовки выпускников для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования
Кодификатор составлен на базе Федерального компонента стандарта
основного (общего) образования по информатике (утвержден Приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
В кодификаторе два раздела, так как для описания каждого из заданий
экзаменационной работы используются два кода: код, описывающий проверяемый элемент содержания (Раздел 1) и код, описывающий проверяемое требование к уровню подготовки выпускника (Раздел 2).
В первом и втором столбцах таблицы 1 указаны коды содержательных
блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указан код элемента содержания (темы), для которого создаются проверочные задания.
В таблице 2 коды даются в первом столбце таблицы, второй столбец
содержит описание проверяемых требований.
Коды из таблиц 1 и 2 используются описания структуры
экзаменационной работы в спецификации экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации 2010 года (в новой форме) по информатике.
1. Элементы содержания, проверяемые на государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ
Таблица 1
раздела Код элемента Код Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации
Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки.
1.1.1
1.1
1.1.2 Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации.
1.1.3
Передача информации
1.2 1.2.1 Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации.
1.2.2 Кодирование и декодирование информации.
1.3 Обработка информации
2
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программ- мировании.
1.3.1
1.3.2 Алгоритмические конструкции.
1.3.3 Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
1.3.4
1.3.5 Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Компьютер как универсальное устройство
обработки информации
1.4.1 Основные компоненты компьютера и их функции.
1.4 1.4.2 Командное взаимодействие пользователя с компью- тером, графический интерфейс пользователя.
1.4.3 Программное обеспечение, его структура. Програм- мное обеспечение общего назначения.
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных
2.1.1 носителей информации, расходных
материалов. Гигиенические, эргономические и
технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Создание, именование, сохранение, удаление
2.1 объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархиви- рование. Защита информации от компьютерных вирусов.
2.1.2
Оценка количественных параметров информа-
2.1.3 ционных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов.
Оценка количественных параметров информа-
ционных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
2.1.4
2.2 Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира
2.2.1 Запись изображения и звука с использованием различных устройств.
3
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Запись текстовой информации с использованием различных устройств.
2.2.2
Запись музыки с использованием различных устройств.
2.2.3
2.2.4. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.
Создание и обработка информационных объектов
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.
2.3.1
Проверка правописания, словари.
Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.
2.3
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
2.3.2
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые
2.3.3
преобразования. Использование
примитивов и шаблонов.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники;
2.4 информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках
2.4.1 информации. Компьютерные и
некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная графика. Использование стан- дартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические
2.5 2.5.1
преобразования фрагментов и
компонентов.
2.5.2 Диаграммы, планы, карты.
2.5.3 Простейшие управляемые компьютерные модели.
Математические инструменты, динамические
(электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.
2.6.1
2.6
2.6.2 Ввод математических формул и вычисления по ним.
2.6.3 Представление формульной зависимости в
графическом виде.
4
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
2.7.1
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.
2.7.2
2.7
Сохранение информационных объектов из компью- терных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета).
2.7.3
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
2.7.4
2. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, по информатике и ИКТ
Таблица 2
Код Описание требований к уровню подготовки, освоение которых
требований проверяется в ходе экзамена
1 ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
1.1 Виды информационных процессов; примеры источников и приёмников информации.
1.2 Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации.
1.3 Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:
следование, ветвление, цикл; понятие
вспомогательного алгоритма.
1.4 Программный принцип работы компьютера.
1.5 Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
2 УМЕТЬ
2.1 Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы.
2.2 Оперировать информационными объектами, используя
графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности.
5
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
2.3 Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации.
2.4 Создавать информационные объекты, в том числе:
2.4.1 Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.
2.4.2 Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе:
динамические, электронные, в частности, в
практических задачах); переходить от одного представления данных к другому.
2.4.3 Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных
систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
2.4.4 Создавать записи в базе данных.
2.4.5 Создавать презентации на основе шаблонов.
2.5 Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках).
2.6 Пользоваться персональным компьютером и его пери- ферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
3 ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И
УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
3.1 Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе, в форме блок-схем).
3.2 Проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов.
3.3 Создавать информационные объекты, в том числе, для оформления результатов учебной работы.
3.4 Передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
6
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы
Кодификатор
элементов содержания экзаменационной работы
и требований к уровню подготовки выпускников
для проведения в 2010 году государственной (итоговой)
аттестации (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Кодификатор
элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню
подготовки выпускников для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования
Кодификатор составлен на базе Федерального компонента стандарта
основного (общего) образования по информатике (утвержден Приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
В кодификаторе два раздела, так как для описания каждого из заданий
экзаменационной работы используются два кода: код, описывающий проверяемый элемент содержания (Раздел 1) и код, описывающий проверяемое требование к уровню подготовки выпускника (Раздел 2).
В первом и втором столбцах таблицы 1 указаны коды содержательных
блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указан код элемента содержания (темы), для которого создаются проверочные задания.
В таблице 2 коды даются в первом столбце таблицы, второй столбец
содержит описание проверяемых требований.
Коды из таблиц 1 и 2 используются описания структуры
экзаменационной работы в спецификации экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации 2010 года (в новой форме) по информатике.
1. Элементы содержания, проверяемые на государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ
Таблица 1
раздела Код элемента Код Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации
Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки.
1.1.1
1.1
1.1.2 Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации.
1.1.3
Передача информации
1.2 1.2.1 Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации.
1.2.2 Кодирование и декодирование информации.
1.3 Обработка информации
2
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программ- мировании.
1.3.1
1.3.2 Алгоритмические конструкции.
1.3.3 Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
1.3.4
1.3.5 Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Компьютер как универсальное устройство
обработки информации
1.4.1 Основные компоненты компьютера и их функции.
1.4 1.4.2 Командное взаимодействие пользователя с компью- тером, графический интерфейс пользователя.
1.4.3 Программное обеспечение, его структура. Програм- мное обеспечение общего назначения.
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных
2.1.1 носителей информации, расходных
материалов. Гигиенические, эргономические и
технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Создание, именование, сохранение, удаление
2.1 объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархиви- рование. Защита информации от компьютерных вирусов.
2.1.2
Оценка количественных параметров информа-
2.1.3 ционных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов.
Оценка количественных параметров информа-
ционных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
2.1.4
2.2 Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира
2.2.1 Запись изображения и звука с использованием различных устройств.
3
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Запись текстовой информации с использованием различных устройств.
2.2.2
Запись музыки с использованием различных устройств.
2.2.3
2.2.4. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.
Создание и обработка информационных объектов
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.
2.3.1
Проверка правописания, словари.
Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.
2.3
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
2.3.2
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые
2.3.3
преобразования. Использование
примитивов и шаблонов.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники;
2.4 информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках
2.4.1 информации. Компьютерные и
некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная графика. Использование стан- дартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические
2.5 2.5.1
преобразования фрагментов и
компонентов.
2.5.2 Диаграммы, планы, карты.
2.5.3 Простейшие управляемые компьютерные модели.
Математические инструменты, динамические
(электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.
2.6.1
2.6
2.6.2 Ввод математических формул и вычисления по ним.
2.6.3 Представление формульной зависимости в
графическом виде.
4
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
2.7.1
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.
2.7.2
2.7
Сохранение информационных объектов из компью- терных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета).
2.7.3
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
2.7.4
2. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, по информатике и ИКТ
Таблица 2
Код Описание требований к уровню подготовки, освоение которых
требований проверяется в ходе экзамена
1 ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
1.1 Виды информационных процессов; примеры источников и приёмников информации.
1.2 Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации.
1.3 Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:
следование, ветвление, цикл; понятие
вспомогательного алгоритма.
1.4 Программный принцип работы компьютера.
1.5 Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
2 УМЕТЬ
2.1 Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы.
2.2 Оперировать информационными объектами, используя
графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности.
5
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
2.3 Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации.
2.4 Создавать информационные объекты, в том числе:
2.4.1 Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.
2.4.2 Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе:
динамические, электронные, в частности, в
практических задачах); переходить от одного представления данных к другому.
2.4.3 Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных
систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
2.4.4 Создавать записи в базе данных.
2.4.5 Создавать презентации на основе шаблонов.
2.5 Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках).
2.6 Пользоваться персональным компьютером и его пери- ферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
3 ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И
УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
3.1 Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе, в форме блок-схем).
3.2 Проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов.
3.3 Создавать информационные объекты, в том числе, для оформления результатов учебной работы.
3.4 Передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
6
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается