ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.И.УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ
Специальность:030601.65 «Журналистика»
Как воздействует журналистский текст на аудиторию?
Реферативное исследование
по курсу «Введение в теорию журналистики»
студентки 1 курса группы 30801
Минхаеровой Э.
Набережные Челны
2008
Оглавление:
Вводное слово………………………………………………………………......2
Основная часть…………………………………………………………………3
Заключение………………………………………………………………………6
Список использованной литературы………………………………………...7
Вводное слово
В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение») является базисным (такую функцию, например, в теории искусства играет «образ», в политэкономии – «товар» и т.д.). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика на располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется выбор термина «средства массовой информации» для журналистики как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.
Основная часть
При реализации идеологических, культурных и других функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это требует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтересовать, увлечь, донести до нее отвечающую ее потребностям информацию. Поэтому как бы высок ни был уровень семантической и синтаксической адекватности, судить об эффективности только по этим основаниям нельзя. Более того, нередко случается так, что высокие качества произведения, если его рассматривать только с этих сторон, оказываются своеобразными «недостатками» с прагматической точки зрения. Например, употребление редких лексических средств языка, развитых синтаксических конструкций, сложных композиционных посторенний может сделать текст труднодоступным и привести в конкретной аудитории к дисфункциональным последствиям. К таким же результатам приводит и излишне акцентированное изложение верных положений, слишком большой объем предлагаемой в малый отрезок времени информации и т.д. и т.п. Эти вполне реальные случаи из журналистской практики, возникающие именно в связи с тем, что не учитываются требования прагматической адекватности при создании и передаче текста, можно назвать «парадоксами эффективности».
Эффективность воздействия журналистики зависит от прагматических качеств произведений, которые определяются использованными умениями журналиста, в свою очередь зависящими от владения им методами журналистской деятельности. В этой цепочке (метод – умение – качество – эффективность) результирующим понятием является эффективность, поэтому все
остальное должно быть подчинено достижению искомого конечного результата. Следовательно, все составляющие деятельности
журналиста, все компоненты формы и содержания его произведения должны быть ориентированы на конкретную аудиторию.
Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты (лат. effectus «действие, впечатление, результат») – конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. В области сознания эти эффекты обнаруживаются в мировоззрении, миросозерцании, историческом сознании и преимущественно в общественном мнении, а внутри каждого из этих компонентов массового сознания – в знаниях, взглядах, представлениях, убеждениях, стремлениях, ценностях, нормах, идеалах и т.д. В области поведения, определяемого сознанием, эффекты обнаруживаются в переменах направленности действий в сфере труда, общественной жизни, быта, досуга и т.д. При этом эффекты в сознании и поведении проявляются и как возникновение каких-то новых образований, и как корректировка, дополнение, развитие уже имеющегося в «арсенале» аудитории, и как переоценка, опровержение, вытеснение осознанного как негодного, ложного, вредного для нее.
Аудитория – активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ «часть» журналистики как функционирующей системы. Аудиторией становятся по собственной воле, самостоятельно выбирая для регулярного или спорадического контакта те или иные источники информации. В составе аудитории того или иного СМИ они остаются тогда, когда ощущают, что оно несет для них информацию субъективно значимую, удовлетворяющую их нужды. Часть аудитории при этом становится активной и в сфере «обратных связей». Некоторые представители аудитории становятся авторами материалов, публикуемых в СМИ, и не только писем, но и «чисто» журналистских произведений.
Заключение
Существуют три основных пути проведения журналиста по отношению к аудитории: «лобовой» - когда удовлетворение потребностей в информации никак не связывается с интересами аудитории; «хвостистский» - когда, наоборот, вся информационная деятельность основана на интересах аудитории при невнимании к ее потребностям; и, наконец, «реалистический» путь – когда творчески соединяются потребности с интересом.
Эффективность информационной деятельности при использовании первого и второго путей, возможна лишь как случайное «попадание в цель», когда непреднамеренно потребность встречается с интересом или наоборот. Действительный же успех возможен только при осуществлении третьего пути, и эффективность его тем выше, чем выше умение, перерастающее в искусство и мастерство. Честный журналист должен избегать также «манипулятивного» пути – стремления привлечь аудиторию обманом, демагогически увлекая её популистскими обещаниями, ложными посулами, скрывающими циничное стремление использовать аудиторию как орудие достижения целей, вовсе не соответствующих ее потребностям, но прямо связанных с позицией СМИ и стоящих за ним сил.
Список использованной литературы
Прохоров Е. П. «Введение в теорию журналистики: учебное пособие». – М.: Изд. РИП-Холдинг, 1998. – 310 стр. – (Практическая журналистика). Издание 2-е, исправленное и дополненное.
Корконосенко С. Г. «Основы журналистики: учебник для вузов». – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287с.
Брайант Дженнингз, Томпсон Сузан «Основы воздействия СМИ».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.: ил. – Парал. тит. англ.
Другие работы по теме:
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Вербальное общение
Анализ особенностей вербальной коммуникации, которая воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности). Отличительные черты методы беседы, интервью, опроса.
Анализ рекламы
Изучение сущности и видов рекламы - вида деятельности по реализации сбытовых задач предприятий, путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание.
Психологическая эффективность рекламы
Анализ психологической эффективности наружной рекламы транспортных услуг компании "Три десятки". Психологическое воздействие рекламного сообщение на аудиторию. Методы и методики определения эффективности наружной рекламы транспортных услуг "Три десятки".
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Этот лирический текст – отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему ненастной и пасмурной весны. Эта ситуация является огромной бедой для крестьянина, ведь не будет хорошей погоды – не будет и урожая. Земля для него все, она и кормилица, и поилица.
Законы риторики
ТЕМА: . Закон - связь и взаимозависимость каких-либо явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями. (С.И.Ожегов.Словарь русского языка – М.: «Русский язык», 1989, с. 210.).
Гимн США
The Star-Spangled Banner (русск. Знамя, усыпанное звёздами) — национальный гимн Соединённых Штатов Америки. Его текст был взят из поэмы «Оборона Форта Макгенри», написанной в 1814 году Фрэнсисом Скоттом Ки. Автор, 35-летний адвокат и по совместительству поэт-любитель, написал этот текст после того, как стал свидетелем обстрела Форта Макгенри в Балтиморе британскими кораблями в период войны 1812 года.
Vogue
Введение 1 История 1.1 1960-е — 1980-е года 1.2 Настоящее время 2 Главные редакторы 3 Vogue в России Список литературы Vogue Введение Vogue (Вог, фр. мода) — журнал о моде для женщин, издаваемый с 1892 года издательским домом Condй Nast Publications.
Красноголовый трупиал
Введение 1 Распространение 2 Внешний вид 3 Поведение Список литературы Красноголовый трупиал Введение Красноголовый трупиал (лат. Amblyramphus holosericeus) — вид воробьинообразных птиц из семейства трупиаловых (Icteridae), выделяемый в монотипный род Amblyramphus[1][2]. Обитает на болотах Южной Америки[3].
Российская еврейская энциклопедия
(РЕЭ) — созданное в Москве в 1994 году энциклопедическое издание, дающее всестороннюю объективную картину жизни и деятельности евреев России, СССР и СНГ с момента их появления на территории страны по настоящее время.
Хроника Эрика
План Введение 1 Название 2 Списки 4 Текст Введение Хроника Эрика (швед. Erikskrцnikan) — рифмованная хроника, один из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 1320-е годы неизвестным автором. В основу хроники положена история династии шведских конунгов — Фольгунгов — с момента её основания в середине XIII века до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 году.
Армянский рубль
Армянский рубль (арм. ռուբլի, рубли) — независимая валюта Республики Армении и Армянской Советской Социалистической Республики в период с 1919 год по 1923 годы. Был введён в обращение взамен первого закавказского рубля и был заменён в обращении на второй закавказский рубль после вхождения Армении в ЗСФСР.
Работа с регулярными выражениями в SQL Server
В SQL Server 7/2000 нет встроенной поддержки работы с регулярными выражениями. Но SQL Server похволяет работать с COM-объектами. В VBScript (библиотека vbscript.dll) есть специальный объект для работы с регулярными выражениями - RegExp.
Программирование. Контрольная работа
Контрольная работа Составьте программу, определяющую является ли вводимое с клавиатуры целое число положительным или отрицательным. Текст программы:
Обработка одномерных массивов и матриц
Заполнение массива из целых чисел с присвоением элементам разных значений. Варианты программы с использованием различных операторов организации циклов. Определение квадрата максимального из четных элементов массива и общего числа нулевых элементов.
Решение задачи с помощью программ Mathcad и Matlab
Разработка модели движения практически невесомой заряженной частицы в электрическом поле, созданном системой нескольких фиксированных в пространстве заряженных тел. При условии, что тела находятся в одной плоскости, но частица находится вне плоскости.
Решение задачи с помощью программ Mathcad и Matlab
Расчет в программах Mathcad и Matlab связи между глубиной залегания подводной лодки, временем поражения цели и расстоянием, который корабль успеет пройти по горизонтали. При условии, что пуск торпеды производится в момент прохождения корабля над лодкой.
Логичекие команды
AND Логическое И Команда and осуществляет логическое (побитовое) умножение первого операнда на второй. Исходное значение первого операнда (приемника) теряется, замещаясь результатом умножения. В качестве первого операнда команды and можно указывать РОН или ячейку памяти, в качестве второго - РОН, ячейку памяти или непосредственное значение, однако не допускается определять оба операнда одновременно как ячейки памяти.
Характеристика журнала People
Характеристика журнала “People” Процесс организации и создания современного популярного журнала начинается с реализации определённой актуальной идеи, которая должна привлечь контингент постоянных потенциальных читателей и требует определённых материальных затрат. Поэтому, создавая журнал, его основатели и учредители учитывают большое количество различных факторов: интересы и род занятий будущих читателей, их возраст и пол, культурный и финансовый уровни и, в зависимости от этого, определяют информативную, рекламную, финансовую и кадровую политику издания.
Анализ печатного издания
Исследование истории создания и развития журнала о моде для женщин Вог. Анализ концепции позиционирования на рынке, задач издания, профессиональных и эстетических стандартов. Описания внутренней структуры, журналистского состава, редакционной коллегии.
Отношения журналиста и аудитории
Включенность населения и личности, в частности, в СМИ. Влияние массовой аудитории на результативность журналистики. Зависимость журналистского материала от аудитории и ее отношение к журналистике как к власти. Законодательная регламентация работы СМИ.
Как воздействует журналистский текст на аудиторию
Продукт журналистского творчества - текст, который носит характер системного образования. Документальная природа журналистских сообщений позволяет сделать вывод об объективности как главной характеристике журналистского текста. Ценность информации.
Популяция
Популяция является не только строительной площадкой эволюции, но и элементарной её единицей.